Важнейшим фактором развития профессионализма безусловно можно считать профессиональную самооценку. Профессиональное развитие личности – это сложный и многоэтапный процесс, на который в значительной степени оказывают влияние отношение самой личности к профессии, а также к себе, своим способностям, возможностям, профессионально важным качествам, навыкам и умениям.. Именно осознанная и адекватно сформированная профессиональная самооценка определяет позиции работника как в социальной, так и в профессиональных сферах, и является фундаментальной основой для будущей профессиональной карьеры человека. С другой стороны, можно говорить и об обратном эффекте, когда успешная, либо неуспешная профессиональная деятельность оказывает влияние на развитие личности и на формирование его самооценки.
Профессиональная самооценка представляет собой совокупность оценок субъектом самого себя как специалиста в той или иной сфере, своих профессиональных возможностей, качеств, достижений, места в профессиональной среде. По мнению Реана А.А., «профессиональная самооценка является структурным компонентом профессиональной «Я-концепции», включающей операционально – деятельностный и личностный аспекты».
Операционно – деятельностный аспект представляет собой оценку профессионального уровня, то есть сформированность умений, навыков, мастерства, квалификации. Личностный аспект выражается в оценке своих личностных качеств в соответствии с идеалом образа «Я – профессионального».
Если рассматривать самооценку по этим двум аспектам, то она необязательно является конкордантной. Наоборот, как раз дискордантность самооценки по операционально – деятельностному и личностному аспектам оказывает значительное влияние на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность, способствует профессиональному развитию, карьерному росту.
В структуре профессиональной самооценки можно выделить:
- Самооценку результата
- Самооценку потенциала.
Самооценка результата представляет собой совокупность оценок достигнутого в общем и единичных аспектах и показывает удовлетворенность или неудовлетворенность личностью своими достижениями в работе. Между тем, самооценка потенциала является осознанием веры в себя, своих сил и личной уверенности, и связана с оценкой личных профессиональных возможностей. Низкая самооценка результата совсем не всегда говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Наоборот, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала указывает на профессиональное саморазвитие личности.
Основными параметрами профессиональной самооценки являются:
- степень адекватности
- степень критичности
- мера устойчивости
Перечисленные параметры являются количественными и качественными характеристиками самооценки. Адекватность показывает насколько самооценка соответствует или напротив в какой степени расходится с фактической мерой определенного профессионального качества у субъекта самооценки. Одним из важных критериев адекватности самооценки является сравнение профессиональной самооценки с оценками окружающих на основе рефлективного анализа. На основании этого критерия профессиональная самооценка может быть:
- адекватной
- неадекватной
- заниженной
- завышенной.
Устойчивость рассматривается как положительная характеристика самооценки в случае, если она сочетается с динамичностью. Динамичность – это способность личности менять уровень самооценки, анализируя результаты и успехи своей деятельности, или при изменяющихся требований к деятельности со стороны себя или окружающих.
Становление и развитие профессиональной самооценки тесно связана с осознанием уровня притязаний личности, то есть степенью трудности и досягаемости целей, которые личность ставит перед собой. Несоответствие притязаний человека с реальными возможностями ведет за собой следующие последствия: неправильная оценка себя, эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессия и пр.
Сущность профессиональной самооценки заключается в трех основных моментах:
- важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я»;
- интериоризация внешних социальных реакций в создании конкретного человека;
- оценка человеком успешности своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
Человек испытывает личное удовлетворение не только от того, что его деятельность приносит положительный результат, а в первую очередь от того, что он избрал определенное интересующего его дело и стремится добиться успехов на своей занимаемой должности и в той профессии, которую он выбрал.
Какого бы этапа профессиональной деятельности не коснуться, будь то профессиональное обучение, повышение квалификации, построение карьеры, достижение профессиональных результатов, и даже выбор будущей профессии – на каждом из них личность по стороны профессионала действует и развивается под влиянием двух факторов:
- объективных
- субъективных.
Объективные факторы представляют собой совокупность требований, норм и ограничений по отношению к деятельности человека со стороны профессии, а так же обладание человеком определенных профессионально значимых навыков, умений, знаний, определенных профессиональных свойств и особенностей.
В то же время, к субъективным факторам относятся следующие характеристики, присущие данному конкретному работнику:
- индивидуально – психологические свойства и особенности;
- мотивация человека и уровень притязаний;
- самооценка;
- психологическая защита от ошибок и неудач.
Профессиональная самооценка – это обобщенная оценка себя как профессионала. Роль самооценки в обеспечении оптимальной саморегуляции деятельности возрастает по мере усложнения деятельности и роста профессионализма. Для психологии профессиональной деятельности огромное влияние имеет определение человеком своих возможностей выполнения реально осуществляемой или будущей деятельности.