Утром 2 апреля ВСУ атаковали особую экономическую зону (ОЭЗ) «Алабуга», расположенную в городе Елабуга в Республике Татарстан, а также завод ТАНЕКО в Нижнекамске. Что известно об ударах, почему БПЛА не были сбиты, как все произошло на самом деле, чем атаковала украинская армия и какие выводы нужно сделать?
Что случилось в Елабуге
Представители особой экономической зоны «Алабуга» сообщили, что удар по их территории был нанесен двумя беспилотниками в 05:45. Соответствующие кадры были опубликованы в Сети. Это стало первой атакой украинских БПЛА в Татарстане с начала специальной военной операции.
«Сегодня в 05:45 утра был нанесен удар по общежитию „Алабуги“ двумя беспилотниками. Действительно, они атакуют торговые центры в Москве, они атакуют жилые кварталы в Белгороде, они атакуют общежития в „Алабуге“. Именно против таких людей мы и проводим специальную военную операцию», — заявил генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев в видеообращении.
Издание «РБК-Украина» со ссылкой на источники в спецслужбах сообщило, что целью удара стал завод российских беспилотников-камикадзе «Герань-2». Однако украинские дроны не долетели до него.
Изначально сообщалось, что в результате атаки ранения получили два человека. Позднее количество пострадавших увеличилось до 13, в их числе двое 17-летних подростков, заявили в Минздраве Татарстана. Все они студенты образовательного центра «Алабуга политех». Состояние всех пострадавших оценивается как легкой или средней степени тяжести. Госпитализированы восемь человек.
Минобороны России эту информацию не комментировало.
Что случилось в Нижнекамске
Также утром 2 апреля СМИ сообщили об ударе БПЛА по заводу ТАНЕКО (нефтеперерабатывающий комплекс) в Нижнекамске (Татарстан). По предварительным данным, дрон был нейтрализован с помощью средств РЭБ и попал в одну из установок. Информации о пострадавших не поступало.
Пресс-служба главы Республики Татарстан Рустама Минниханова подтвердила, что беспилотники атаковали предприятия в Нижнекамске и Елабуге. Технологический процесс предприятий не нарушен. По данным властей, аппарат обезврежен системой РЭБ и не взорвался.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя атаку беспилотников на НПЗ в Нижнекамске, указал, что Киев продолжает террористическую активность. По его словам, российские военные работают над тем, чтобы эту угрозу исключить.
Минобороны России эту информацию не комментировало.
Чем ВСУ атаковали Татарстан
По данным Telegram-канала «Брифинг», ОЭЗ «Алабуга» атаковали при помощи UJ-22 Airborne — беспилотного ударного комплекса, разработанного украинской компанией Ukrjet. Этот БПЛА способен нести на борту не менее 20 кг взрывчатки, размах крыльев составляет 4,6 метра, дальность полета — до 800 км.
«Однако беспилотники пролетели более 1000 км. Именно расстояние и дает основание предполагать работу украинской ДРГ», — отмечает канал.
Военкор Александр Коц констатирует, что у украинской армии появились тяжелые ударные дроны, которые способны летать как минимум на 1200 километров и делать это беспрепятственно. Он предположил, что, вероятно, взрывчаткой был начинен легкомоторный самолет, похожий на А-22, производства украинской фирмы «Аэропакт». В таком случае на него могли поставить дополнительные баки для топлива, рассуждает Коц в своем Telegram-канале.
Telegram-канал «Рыбарь» также пишет, что один из беспилотников, атаковавших Татарстан утром 2 апреля, визуально напоминал переделанный железный легкомоторный самолет А-22.
«Пока неясно, какой конкретно тип БПЛА был использован. Но с высокой долей вероятности это были те же самые дроны, что недавно использовались для нападения на НПЗ в Ленобласти. А производят их на комплексах завода «Антонов», который беспрепятственно выполняет заказы ГУР», — указывает источник.
Минобороны России эту информацию не комментировало.
Откуда запустили беспилотники
Как сообщал Telegram-канала «Брифинг», удары по Елабуге организовало Главное управление разведки Минобороны Украины. По информации источника, атака могла идти со стороны Казахстана.
«Одна из версий — атака могла идти со стороны Казахстана; диверсионная группа могла осуществлять запуск из степей Казахстана. Однако нельзя исключать наличия диверсионной группы на российской территории», — приводит канал мнение неназванного военного источника.
О том, что дроны могли быть запущены с территории РФ, заявил Герой России генерал-майор авиации Сергей Липовой. По его словам, таким беспилотникам не нужна взлетно-посадочная полоса.
«Дроны, в том числе самолетного типа, можно собрать в полевых условиях. Предположу, что его могли запустить с территории России силами пятой колонны, так называемой. Сторонников Киева в РФ задерживают чуть ли не каждый день сотрудники спецслужб, но бдительность терять нельзя. Недавно в Киеве заявили, что начали применять БПЛА с дальностью полета свыше 1000 км», — сказал Липовой в беседе с NEWS.ru.
При этом генерал-майор не исключил, что БПЛА могли запустить и с территории Украины. Об этом пишет, в частности, и «Рыбарь».
«Беспилотники были запущены с приграничных районов Харьковской и Сумской областей, и они преодолели расстояние свыше 1200 километров, пролетев на низкой высоте над западной частью России», — подчеркивается в публикации источника.
В свою очередь военкор Александр Сладков предполагает, что украинский БПЛА, который нанес удар по Нижнекамску, ждал команды в Татарстане. По его словам, коптер-камикадзе с боевым зарядом был замаскирован в радиусе действия.
«Я свою версию изложу. БПЛА никак не мог прилететь с Украины. Это запланированный ранее удар. Коптер-камикадзе с боевым зарядом был замаскирован в радиусе действия, недалеко от НПЗ. Получил сигнал, взлетел и ударил. Время дежурства — 12 суток, сигнал подается дистанционно, хоть из космоса», — написал Сладков в своем Telegram-канале.
Что касается Елабуги, то тут ситуация сложнее. Сладков признался, что не понимает, как беспилотники пролетели такое расстояние с Украины и не были сбиты.
«Я, грешным делом, давно размышлял, хорошо ли эта наша научно-производственная территория защищена с воздуха. Оказывается, прилетай и бей, небо чистое. Критиковать не буду никого, скажу так: система ПВО в большом напряжении работает, но это ж неординарный и важный объект, как его рекламируют, он наверняка неординарных средств защиты требует», — подчеркивает Сладков.
Минобороны России эту информацию не комментировало.
Россия проворонила удар по Татарстану?
Авторы «Рыбаря» задаются вопросом, почему атаковавшие Татарстан беспилотники не были сбиты. Они отмечают, что систем для подавления таких БПЛА у России предостаточно.
«Почему дроны не были сбиты? Тоже очень хороший вопрос. Систем противодействия низколетящим целям предостаточно. Те же украинские формирования эффективно используют мобильные стрелковые отряды и зенитные установки для сбития «Гераней». Непонимание грозящей опасности от таких налетов чревато последствиями. И чем раньше мы это поймем, тем лучше справимся с грядущими атаками», — пишет ресурс.
Последствия ударов по таким объектам, как в Елабуге и Нижнекамске, могут быть крайне плачевными, если не будут приняты соответствующие меры, уверены авторы «Рыбаря»
«В текущих условиях вопрос защиты подобных объектов становится как никогда актуальным. Вариантов множество, начиная от простых зенитно-пулеметных установок по периметру и на пикапах и заканчивая создания работающей системы оповещения, которая позволит всем подключенным операторам понимать параметры движения БПЛА и сбивать их еще на подлете.
Судя по продолжающимся атакам и кадрам с прилетами уже даже не сравнительно небольших дронов, а доработанных легкомоторных самолетов, необходимых мер принято так и не было. Если ситуация не изменится, то последствия этого в среднесрочной перспективе представить несложно», — подчеркивается в публикации Telegram-канала.
Минобороны России эту информацию не комментировало.