Электровоз — это локомотив, который берёт энергию из контактной сети. Такой вид транспорта позволил вывести пассажирские и грузовые перевозки по железным дорогам на новый уровень.
Как в России была электрифицирована железная дорога? Когда и где появились первые электровозы и как это повлияло на перевозки? Об этом расскажем в сегодняшней статье.
Открытие движения электропоездов в России
В 1926 году в нашей стране открылось движение электропоездов, а в 1932 году был построен первый отечественный электровоз.
Электрификация железных дорог в Советском Союзе началась с Сурамского перевала. Эта дорога имела свои особенности — паровозы с большими усилиями преодолевали длительные подъёмы, а удерживать ход локомотива удавалось не всегда, ведь для этого требовалось достаточное количество пара в котле. Электровозы должны были сделать движение на этом участке более простым и эффективным.
В 1928 году на Сурамском перевале начались работы по сооружению высоковольтных линий контактной сети и тяговых подстанций. Здесь была принята система постоянного тока с номинальным напряжением в контактной сети в 3000 Вольт.
Первые электровозы в Советском Союзе
Строительство электровозов серии Сс началось в 1929 году на заводе «Динамо». Серия Сс означает «Сурамский советский». Локомотив этой серии стал первым электровозом постоянного тока, построенным в Советском Союзе.
Представленный в Музее железных дорог России СсМ-14 — один из наиболее старых, сохранившихся до нашего времени, отечественных электровозов Сурамского типа. Электровоз окрашен в тёмно-синий цвет, который соответствует довоенному периоду эксплуатации.
Индекс «М» присваивался электровозам, которые прошли модернизацию, начавшуюся в 1952 году.
Пассажирские электровозы в Советском Союзе
В 1955 году Новочеркасский электровозостроительный завод разработал проект пассажирского электровоза. В то время этот завод активно выпускал грузовые электровозы, поэтому для ускорения строительства пассажирского транспорта, в ноябре 1956 года Советский Союз подписал контракт с Чехословацким машиностроительным предприятием — народное предприятие «Шкода», входящие в объединение: Заводы имени В. И. Ленина.
Пассажирский электровоз ЧС1
К производству электровозов на предприятии «Шкода» приступили в 1927 году, а крупные серийные поставки электровозов в СССР стали осуществляться с 1958 года.
Большая часть электровозов серии ЧС1 проработала на железных дорогах Советского Союза до начала 1980-х годов.
Представленный в Музее железных дорог России ЧС1-041 был построен в 1960 году. Конструкционная скорость локомотива составляла 120 км/ч.
Узнайте больше о пассажирском электровозе ЧС1-041 в нашей прошлой статье.
Первые шестиосные пассажирские электровозы в нашей стране
Первыми серийными шестиосными пассажирскими электровозами в России стали электровозы ЧС2. Они поступили в нашу страну в 1958 году. За 15 лет было построено 942 таких электровоза.
У железнодорожников электровозы ЧС2 получили прозвище «Чебурашка» за небольшую высоту, характерный дизайн и буквы «ЧС».
ЧС2 водили пассажирские поезда вплоть до начала 2010 годов. Их последнее базовое депо располагалось в городе Барабинск Новосибирской области. Отсюда локомотив ЧС2-023, изготовленный в 1962 году, поступил в Музей железных дорог России.
«Загляните в кабину электровоза ЧС2»
ЧС2-023, представленный в нашем музее, имеет максимальную скорость 160 км/ч. Диаметр колёс составляет 1250 мм.
Интересный факт!
На главном ходу Ленинград — Москва Октябрьской железной дороги локомотивы ЧС2 в прошлом эксплуатировались со скоростными пассажирскими поездами со скоростями до 160 км/ч. В 1963 году отдельные поезда между Ленинградом и Москвой находились в пути всего 5 часов 27 минут, а в ходе опытных поездок в 1965 году электровозы серии ЧС2 проходили этот путь всего за 4 часа 59 минут.
ЧС2 и его предшественник ЧС1 к 1958 году уже не могли покрывать все потребности электрифицированных железных дорог, локомотивам требовалась большая сила тяги.
В конце 1960-х годов было принято решение о развитии скоростного пассажирского движения. Для линии Ленинград — Москва в 1975 году завод «Шкода» изготовил два локомотива, способных развивать скорость до 200 км/ч. Новые ЧС200 были мощнее электровозов ЧС2. В течение последующих 40 лет они исправно водили высокоскоростные поезда.
Когда в нашей стране появились комфортабельные высокоскоростные поезда? Рассказываем в статье «Скорость на железной дороге».
Электровозы ЧС200 001 и 002 были экспериментальными образцами. Они были списаны в 1987 году. Представленный в нашем музее электровоз ЧС200-002 поступил в 1991 году из депо Ленинград-Пассажирский-Московский. У двух секций этого локомотива были раздельные силовые цепи. Такая схема была нетипичной для электровозов постоянного тока отечественного производства с реостатным пуском. У электровозов ЧС200 были и другие особенности, например, на нём применяли четыре токоприёмника (по два на каждую секцию), кнопочный контроллер на пульте управления вместо традиционного барабанного со штурвалом, а также многозначную скоростную локомотивную сигнализацию АЛСН-200.
Читайте наши прошлый выпуски: «Грузовые электровозы в Музее железных дорог России» и «Архивные фото грузовых электровозов».
Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, чтобы больше узнать об электровозах, тепловозах и паровозах, познакомиться с историей железных дорог и своими глазами увидеть локомотивы, вагоны, специальную технику и множество других экспонатов. Билеты и подробная информация о нашем музее — на официальном сайте.
Не забудьте посетить сувенирный магазин музея! Здесь можно купить памятные сувениры и тематические подарки, например, открытки и значки с электровозами.
Посмотрите материалы из архива и 3D-модели наших экспонатов, посетите онлайн-экскурсии и пройдите викторины с помощью нашего уникального приложения «Цифровая платформа Музея железных дорог России»: