Продолжение истории о танке СМК.
Для проверки боевых качеств новых машин выбрали довольно трудный участок фронта. К нему танки выдвигались через Териоки (ныне Зеленогорск) - Райволу - Бобошино (Каменка). Передний край противника проходил между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Сунасуо.
Финские доты на высотках были вооружены 37-мм противотанковыми пушками «Бофорс» и пулемётами. Перед ними стояли гранитные противотанковые надолбы. Тяжёлым танкам предстояло атаковать эти укрепления и овладеть высотами.
Первый бой СМК провел уже 17 декабря 1939 года, он использовался для атаки на позиции финнов в районе укрепрайона Хоттинен, где находился ДОТ «Великан».Танк первым двигался во главе колонны опытных машин. Легко проломил проволочное заграждение, преодолел ров и подошёл к гранитным надолбам. Фины вели интенсивный обстрел танка из всех стволов, но ни одной пробоины экипаж не обнаружил. В свою очередь, танкисты вели огонь по амбразурам финских дотов. На другой день атаку повторили дважды, и оба раза опытные машины возвращались на исходные позиции без серьёзных повреждений.
19 декабря 1939 года 90-й танковый батальон 20-й танковой бригады в упорных боях прорвал, наконец, линию финских укреплений в районе Сумма — Хоттинен. Опытные машины (СМК и Т-100) пошли в прорыв. КВ имел повреждения и проходил ремонт.
В это же день СМК двигался во главе танковой колонны и в этом бою долго находился под обстрелом,а у развилки дороги Кямери-Выборг танк наехал на груду ящиков, под которыми находился самодельный фугас или противотанковая мина. "Раздался сильный грохот, бурым дымом заволокло все вокруг. Танк остановился. Дождавшись, когда дым рассеется, старший лейтенант Петин вышел из танка и осмотрел подбитую машину. СМК стоял у большой воронки. Взрывом мины или заложенного здесь фугаса повредило ленивец и гусеницу, сорвало болты трансмиссии. Вышло из строя электрооборудование, прогнулось днище корпуса машины. Стоял 40-градусный мороз, но снег вокруг танка от взрыва почти полностью растаял…" - «Конструктор боевых машин» (Лениздат, 1988).
На протяжении нескольких часов шел бой. Тяжёлый танк Т-100 прикрыл неподвижный СМК бронёй и огнем. Экипаж подбитой машины в это время пытался починить опытный танк, но повреждения были серьезными. Попытки отбуксировать поврежденный СМК не увенчались успехом - Т-100 буксовал из-за гололедицы. Экипажу подорванного танка оставалось привести в негодность агрегаты, вооружение и после покинуть машину.
Отход танкистов прикрыл Т-100, который развил ураганный огонь из пушек и пулемётов и тем самым дал возможность экипажу СМК выйти через аварийные люки. Под грохот орудий люди перебирались в Т-100 и по итогу внутри танка разместилось сразу 15 человек. Советские танки ушли с поля боя, оставив СМК поврежденным за нейтральной линией...
Потеря опытного тяжелого танка вызвала бурную и очень резкую реакцию у начальника АБТУ Д. Г. Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 года специально для спасения секретного танка был сформирован отряд. Однако, под огнем финских батарей подбитый танк эвакуировать не удалось, группа спасения с потерями отошла на исходные позиции.
В результате танк простоял на месте подрыва до того момента, как советским войскам удалось прорвать линию Маннергейма. Специалисты смогли осмотреть его лишь в конце февраля, а эвакуация поврежденной машины была проведена в начале марта 1940 года, танк буксировался с использованием сразу 6 танков Т-28.
Погрузили СМК в разобранном виде на поезд и отправили на завод. По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года восстановить тяжелый танк и передать его в Кубинку. Но по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступал. При этом детали и части от СМК лежали на заводском дворе, после завершения войны они были отправлены на переплавку.