Найти тему

Фотокамера солдата

Оглавление

Старый солдат не знает слов любви к современной фототехнике. Ему мила старая добрая фотокамера на батарейках... Удивительно, но вопрос выбора камеры для использования в условиях боевых действий практически нигде не поднимается. Искал интересную и подробную информацию об использовании компактных фотокамер в сложных условиях съёмки и на войне. Не нашёл ничего толкового.

Надо понимать, что военные корреспонденты используют в командировках то профессиональное оборудование, к которому привыкли. Но что делать миллионам солдат будущего, которые будут воевать друг с другом на суше и в море от северного и до южного полюсов?

С помощью какого фотооборудования будем забивать трупами врагов новостные ленты соцсетей? Неужели - камера смартфона?
Фото из интернета
Фото из интернета

Первые защищённые

Натолкнулся на обсуждение 2004 года, посвящённое тому, какая камера может быть актуальна для американского солдата в условиях пыльного и жаркого Ирака. Добавим сюда сильную вибрацию при перемещении в полноприводном бронеавтомобиле, что потребует ношения камеры на себе или подбор правильной сумки. Таким образом, высокая температура, пыль, вибрации и влага могут быстро вывести вашу камеру из строя.

В обсуждении 2004 года правильно замечено, что перед солдатом будут поставлены куда более важные задачи, нежели фотография. Серьёзную фотографию лучше оставить профессиональным военным репортёрам - это их работа. Да и снаряжение (устав? здравый смысл?) не позволит носить с собой что-то монументальное. Значит, задача стоит в простой документации происходящего.

Сегодня эту функцию берёт на себя смартфон в хорошем защитном чехле. Он сделан неразборным, на клею, что делает его потенциально надёжным инструментом. Во всяком случае - в первом приближении.

В 2004 году солдату вполне справедливо рекомендуют такие защищённые камеры, как Pentax Optio 43WR и Sony Cyber-shot DSC-U60.

В 2004 году недорогие защищённые цифровые фотокамеры будут ещё малораспространёнными, а фотомодули смартфонов ещё не будут давать должного качества. Достаточно напомнить, что Sony U60, анонсированная 28 мая 2003 года, станет первой доступной потребительской фотокамерой, с помощью которой, без аквабокса, стало возможным снимать под водой. Фотокамеру можно мыть с мылом под краном. Позже появится целое семейство защищённых аппаратов. Но это будет позже.

Камера или смартфон?

Слабыми местами современного смартфона является:

  • высокое энергопотребление (большой монитор и сервисные функции),
  • несъёмный аккумулятор,
  • саморазряд,
  • сложное ПО.

Всё это делает смартфон недостаточно надёжным спутником солдата-фотографа. Кроме того, сотовый телефон, будучи включенным, может быть легко отслежен и использован для обнаружения цели. Он слишком "умён".

В Ираке образца 2003 года, и даже более двадцати лет спустя, отдельное устройство для фотографии будет лучшим вариантом.

Вопрос электропитания лучше решать в пользу фотокамер, которые можно запитать от обычных не перезаряжаемых качественных батарей формата AA или AAA. Они общедоступны, долго держат заряд и нет никакой возни с их перезарядкой.

Кроме того, старые фотокамеры дёшевы - можно купить несколько экземпляров на замену. По многим причинам не стоит недооценивать старые цифровые фотокамеры. Некоторые из этих моделей могут стать лучшим вариантом для использования в зоне военного конфликта.

Алекс Майоли и его C-5050

20 марта 2003 года американские войска и их союзники вторглись в Ирак в рамках специальной военной операции, названной "Иракская свобода". В качестве фотографа там был Алекс Майоли (Alex Majoli), один из многих и один из самых молодых фотографов агентства Магнум (в агентстве с 2001 года).

Это впечатляющий (вдохновляющий) пример использования компактной фотокамеры в профессиональных целях. В Ираке Алекс Майоли часто использовал Olympus C-5050 - достаточно продвинутую модель компактной цифровой фотокамеры.

Сегодня C-5050 есть в моей небольшой коллекции. Это действительно впечатляющая старая цифровая фотокамера. Действительно ли она эффективна, как фотокамера для сложных условий боевых действий?

Меньшая надежность любительской фототехники была компенсирована числом: в сумке фотографа всегда было не менее восьми фотокамер. Часто - одной и той же модели.

Алекс Майоли. Грабеж в Багдаде, Ирак. 10 апреля 2003 года. Источник: magnumphotos.com
Алекс Майоли. Грабеж в Багдаде, Ирак. 10 апреля 2003 года. Источник: magnumphotos.com

Фотограф победил значительную задержку срабатывания затвора компактной камеры и её традиционные проблемы со скоростью автофокуса, настраивая фокус заранее. Камеры, подобные C-5050 позволяют сохранить несколько настроек в пользовательские наборы, что может упростить дело.

Кроме того, на камерах с таким небольшим датчиком изображения, точная фокусировка не так важна, как на цифровой зеркальной фотокамере. Это связано с большей глубиной резкости.

Алекс Майоли. Лагерь Чести в 40 милях к северо-западу от Аль-Кута. Морские пехотинцы спят после того, как накануне вечером попали в засаду. Ирак. 8 апреля 2003 года. Источник: magnumphotos.com
Алекс Майоли. Лагерь Чести в 40 милях к северо-западу от Аль-Кута. Морские пехотинцы спят после того, как накануне вечером попали в засаду. Ирак. 8 апреля 2003 года. Источник: magnumphotos.com

Другая проблема может быть связана со скорострельностью старых компактных фотоаппаратов. В Ираке фотографу приходилось чаще работать в режиме серийной съёмки. C-5050 достаточно быстро работает с буфером, но всё же этой скорости недостаточно для комфортного репортажа.

Алекс Майоли носил на шее две камеры C-5050 на ремнях разной длины, используя камеры поочерёдно: пока первая выписывала буфер, он снимал на вторую. И наоборот.

Алекс Майоли. Американский солдат убит во время битвы за Багдад, 2003 год. Источник: magnumphotos.com
Алекс Майоли. Американский солдат убит во время битвы за Багдад, 2003 год. Источник: magnumphotos.com

По достоинству были оценены откидной монитор C-5050 и его абсолютная бесшумность в работе (все системные звуки выключены). «Это действительно изменило мой подход к съемке», — говорит фотограф. «Люди не понимают, что я фотографирую. Это фантастика. Фантастика».

Алекс Майоли. Люди сжигают плакат с изображением Саддама Хусейна и бросают в него камни. Багдад, Ирак. 2003 год. Источник: magnumphotos.com
Алекс Майоли. Люди сжигают плакат с изображением Саддама Хусейна и бросают в него камни. Багдад, Ирак. 2003 год. Источник: magnumphotos.com

Алекс Майоли продемонстрировал всем и каждому, что профессиональный результат можно дать в самых сложных условиях съёмки на самую обыкновенную компактную цифровую фотокамеру Olympus C-5050 с датчиком изображения на 5Мп. С другой стороны, нужно понимать, что это было в 2003-м и Майоли - профессиональный фотограф. У него есть время и возможность отвлекаться на настройку и обслуживание всех своих фотокамер, разложенных по сумкам.

Olympus C-5050 - отличная старая цифровая фотокамера. Но насколько она будет надёжной в менее опытных руках? Выдвижной объектив, отсутствие защиты от пыли и влаги делают C-5050 не самым лучшим выбором для солдата-фотографа.

Фотокамера солдата

Вырисовываются самые общие рекомендации к солдатской фотокамере, как отдельному устройству:

  • заменяемые элементы питания самого распространённого формата;
  • отсутствие выдвижных и иных сложных механических частей;
  • компактный противоударный корпус;
  • хорошая пыле и влагозащита;
  • простое управление с корпуса, адаптированное для работы в перчатках;
  • возможность установки фокуса на заданное расстояние.

Я просмотрел список старых цифровых фотокамер, имеющихся у меня сегодня в коллекции, в поисках подходящих для войны экземпляров. Нашлось не так много камер, удовлетворяющих всем мыслимым требованиям. Точнее, нашёлся один единственный вариант - Sony Cyber-shot DSC-U60.

Sony U60
Sony U60

У фотокамеры Sony U60 достаточно яркий корпус (бело-сине-чёрный), есть блестящие элементы (ободок у объектива, винты). Камера требует маскировки. Не смотря на это, U60 - лучшая фотокамера для войны в моей небольшой коллекции по ряду причин:

  • максимально простая по функциям,
  • без сложных механических частей (только мотор автофокуса);
  • удобной формы, идеальна для разгрузки (116,8 х 43,3 х 60,2 мм);
  • лёгкая - 172 грамма с картой памяти и батареями,
  • полностью пыле- и влагозащищённая,
  • быстро включающаяся,
  • удобно управляется в перчатках,
  • запитывается от двух батарей AAA,
  • использует карты памяти MemoryStick,
  • имеет автофокусный объектив 33 мм экв., F2.8,
  • есть возможность установки объектива на бесконечность, 1 м, 0.5 м, 0.2 м,
  • мониторчик с зеркальной подложкой (можно отключить подсветку),
  • встроенная отключаемая вспышка,
  • отключаемые звуковые сигналы,
  • достаточные для всего 2Мп (тысячи снимков на карте).

U-60 не даст вам великолепной картинки, но она будет долго и безотказно работать на комплекте батарей в любых съёмочных условиях. Она сможет записать вам тысячи снимков там, где откажут другие камеры. Точнее - 3796 фотографий на карту памяти 2Гб.

Какую камеру вы выберите: отказавший на морозе из-за поломки "пылетряса" Canon EOS 1D Mark III с крутым L-объективом или рабочий Sony U-60? Ответ очевиден.

Вы продолжите снимать тем, что будет снимать ;)

Остальные камеры из моей небольшой коллекции с сожалением были "отвергнуты": большие и тяжёлые, избыточно сложные, с ненадёжными раскладывающимися зум-объективами, с отсутствием какой-либо защиты, с проприетарным аккумулятором. Это всё не то...

Кажется, нужно пополнить коллекцию более современной защищённой фотокамерой. Но попробуйте найти что-то, удовлетворяющее обозначенным выше критериям! ;)

Мне понравилось, как война отсекает всё второстепенное, снимая с фототехники весь "жир". Возвращая фотокамере её основополагающее значение инструмента, максимально приспособленного к выполнению определённой задачи.

Пишите в комментариях о своём опыте использования цифровой фотокамеры в зоне военного конфликта.