- Автор: Мария Конопницкая
- Книга: "О гномах и сиротке Марысе"
- Год: 1896
- Перевод с польского: Н.Подольской. Стихи: А.Исаевой
Повесть «О гномах и сиротке Марысе» польская писательница Мария Конопницкая написала в 1896 г. Это произведение соединяет в себе реализм в описании трудной жизни крестьян в конце XIX века и сказку, из которой в повседневный быт приходят гномы и горная царица Татр. Появление этих необычных существ не пугает людей, они принимают их как естественную часть окружающего мира. Дети радостно слушают, как гном Чудило-Мудрило рассказывает легенды о королеве Ванде, о Попеле II, о Пясте и его правнуке, короле Мешко. А взрослые передают друг другу истории, как гномы помогают добрым людям по хозяйству и селятся у них в домах.
Доброта, за которую мифические существа могут дать награду человеку, проявляется в разном: в сострадании, в скромности, в жалости к другим, в гостеприимстве. Это те качества, что есть у самих гномов, потому они так ценят их проявление в людях.
Гном Хвощ обещает отплатить вдове Кукулине добром за её сострадание к нему. Чтобы проучить одну крестьянку, гномы подменили её ребёночка на Хвоща. Долго она мучилась, пытаясь накормить подменённого сыночка, а как узнала об обмане, отлупила его и бросила на помойку. Только Кукулина сжалилась над несчастным: дала ему кусочек хлеба, подстелила травку и прикрыла от солнца лопухом. Хвощ спустя годы помог в беде Марысе, её дочери.
Пастушка Марыся, которая не уберегла хозяйских гусей от острых зубов хитрой лисы, смогла вернуть их благодаря горной царице Татр. К ней дочку Кукулины провёл гном Хвощ, помнивший о доброте матери девочки. Марыся могла попросить тут о многом, но у неё было только одно желание: оживить гусей. И всесильная Татр согласилась помочь сиротке исполниться этому скромному желанию, ведь та оказалась первым человеком, что «хотел уйти отсюда тем же, кем был».
Жалость Марыси проявилась не только к птицам, но и к бедному хомяку, который часто выбегал в поле послушать песни маленькой пастушки и погиб в схватке с лисой. Устраивая по настоянию гномов для него могилку под дубом, девочка обнаружила здесь настоящий клад – пшеницу для посева на поле крестьянина, что приютил её после истории с гусями.
Крестьянин Петр гостеприимно принял в доме не только Марысю, а ещё короля гномов Светлячка со всей его многочисленной свитой. Хоть был и не очень рад их появлению в начале, но всё же не оставил за пределами дома, дав крышу над головой всем. Марыся старалась отплатить доброму человеку работой по дому. А король Светлячок пошёл ещё дальше.
Хоть гномы помогали крестьянину в уходе за его лошадью и потом в поле (да и пшеницу именно они собрали), однако их королю этого казалось мало. Потому он лично сопровождал детей Петра в лесу, помогал собрать хворост и показывал спрятанные в лесу орехи, ягоды. А у самого крестьянина добрый Светлячок благодаря лунному сиянию и солнечному свету пробудил любовь к тому клочку земли, который долгие годы был им заброшен.
Связующим звеном всей повести можно считать проявление доброты друг к другу. Желание отплатить другому за хороший поступок связывает всех героев. Сиротка Марыся обретает новую семью, Петр теперь увереннее смотрит в будущее, в котором появляется надежда на лучшую жизнь. Гномы провели тёплые деньки в сытости и труде, совершили доброе дело, за что король Светлячок особенно хвалил свих подданных: «Где был голод, будет вдоволь хлеба, где царила ночь, настало утро. И вы помогли возжечь этот свет».
По мнению гномов, это и есть настоящее богатство. Сокровища из золота и драгоценностей калечат «хуже злой болезни»: «Тело становится немощным, дух слабеет, и человек сбивается с пути». Зато доброта и взаимная помощь помогают справиться даже в самые тяжёлые времена.