И главное – как помочь ребенку, который только начинает самостоятельно делать покупки. Рассказывает Ольга Сергеевна Андреева, начальник департамента филологии Института гуманитарных наук МГПУ, федеральный эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности, автор двух книг о деньгах для детей и их родителей и мать взрослых финансово грамотных детей.
Почему деньги – это важно
В средней школе дети — чаще это жители крупных городов — уже уверенно пользуются банковскими картами. При этом зачастую подростки в возрасте 11-14 лет хотят обладать картой как показателем самостоятельности.
Одно из важных качеств, которые можно развить при помощи личной дебетовой карты, — способность анализировать расходование денежных средств и формирование накоплений. Подростки уже начинают проявлять интерес к возможностям увеличения суммы карманных денег и могут выдвигать родителям разнообразные предложения.
Таким образом, всё, что ребёнок не потратил на обеды в столовой, проезд и т. д., он может переводить в «Мобильную копилку».
Дети поколения Z растут в век электронных технологий, любят всё интерактивное, поэтому следить за своими накоплениями им будет очень интересно.
Базовые денежные принципы, которые пора усвоить к 11—14 годам
- Расходы — это деньги, которые ты осознанно потратил, они ушли из бюджета.
- Номинальная стоимость денег — это относительная цена вещей. Необходимо анализировать цены в нескольких магазинах, прежде чем купить дорогую вещь.
- Заработок — это не всегда лёгкая работа, но это единственный способ получить дополнительные средства в бюджет.
- Накопление средств — это возможность реализовать свои краткосрочные и перспективные цели.
5. Если занимаешь деньги, то «берёшь чужие, отдаёшь свои», да ещё и добавляется процент за использование заёмных средств.
6. Следует помнить о важности своевременного погашения займа.
Как объяснить, зачем копить деньги
Что бы вы ни говорили детям о пользе сбережений, если у них нет конкретных, измеримых, понятных целей для формирования накоплений, то и сам процесс запустить не удастся. Это происходит потому, что психологические основы для формирования сбережений заключаются в понимании, с какой целью это делается.
Чтобы снизить нагрузку на семейный бюджет, предлагаем определить краткосрочные и долгосрочные цели не только в семье, но и для конкретного человека. Достижение поставленных целей приносит любому человеку моральное удовлетворение, а подростку оно наиболее важно, успехи его буквально окрыляют.
Подростку стоит определиться с мечтами. Предложите сыну/дочери на листке бумаги написать продолжение следующих фраз:
Я мечтаю о…
Я хочу накопить на…
В следующем месяце я хочу…
Через шесть месяцев я хочу…
В следующем году я мечтаю о…
Я хочу через пять лет…
Мечты делают жизнь ярче, дают возможность представить себе то, что мы желаем. Однако необходимо помнить, что мечты реализуются лишь тогда, когда преобразованы в чёткую цель. Важно учесть, что, когда подростки ставят перед собой цель, она должна быть достаточно яркой, «зажигать», и одновременно — реальной и выполнимой.
Правильно поставить цель — главное условие, позволяющее её осуществить. Фактически в формулировке уже заложены и приоритеты, и последовательность действий.
Небольшой опрос
Выберите, пожалуйста, один из вариантов ответа на каждый из трех вопросов. Правильные ответы мы опубликуем первым комментарием к посту. Там же сможем поговорить о том, почему вы выбрали тот или иной вариант ответа. Если вопрос вызывает затруднения, то подсказка – в нашем посте о «подростковом бунте».
1. Когда подросток формулирует свои цели, родители:
а) дают ему возможность проявить самостоятельность и смелость;
б) говорят ему, чего он должен хотеть и к чему стремиться;
в) поправляют его цели так, чтобы они были «правильными».
2. По каким критериям проверяется каждая поставленная цель:
а) качество, серьезность, цельность, связь с будущей профессией;
б) конкретность, измеримость, достижимость, уместность/экологичность, определённость по времени достижения;
в) насколько она устраивает родителей, соотносится с их воззрениями на цели подростка.
3. Почему с подростками рекомендуется обсуждать желательные и нежелательные покупки:
а) чтобы подросток не шел на поводу у сиюминутных желаний и не тратил семейные деньги;
б) чтобы подросток не покупал или ел то, что запрещено;
в) чтобы не тратил свои сэкономленные средства на покупки, которые родители предварительно не одобрили.
Как помочь ребенку разобраться в банковских картах
Проанализируйте вместе с ребёнком предложения банков по выпуску «детских» и «подростковых» дебетовых карт, например, по таким критериям:
- бонусная программа,
- возможность подключить мобильное приложение,
- образовательная интерактивная программа для подростков,
- бонусы, скидки в различных магазинах,
- процента на остаток.
Программа постепенного накопления научит ребёнка ставить чёткие цели, имеющие конкретный срок и стоимость.
Делитесь в комментариях случаями, как вашим детям удалось (или не удалось) накопить на нужную покупку, а если статья был полезна, ставьте палец вверх!