Я выпала из творческого процесса практически на неделю.
Слишком много всего сошлось: трагическая новостная повестка о погибших в "Крокусе", общий шок, впрочем, мой личный тоже.
Слишком много информации отовсюду. И она как будто затягивает, читаешь, читаешь, смотришь, смотришь...
Так проявляется страх перед тем, что не можешь контролировать, бегство от переживания беспомощности. Начинает казаться, что чем больше узнаешь о произошедшем, тем как будто бы контролируешь. И сама себя погружаешь в воронку переживаний. А там и до травмы свидетеля (или иначе - травмы наблюдателя) недалеко.
В принципе, в нынешних условиях, с современными СМИ вопрос получения этой травмы - отчасти только вопрос времени, поскольку они создают полный эффект присутствия. Как будто тоже был там.
Но ключевое все ж таки - как будто. Чем дальше мы от события в реальности, тем больше ужаса способно нагнать на нас собственное воображение.
Представления о событии, как правило, страшат сильнее, чем само событие в реальности. Оно произошло и закончилось, а в воображении оно может длиться бесконечно, обрастая все новыми и новыми пугающими "подробностями", которые создают собственная фантазия и тревожность.
Поэтому вывод: слушаем себя и относимся к себе бережнее.
Если замечаем, что погрузились в новостную ленту так, что это нарушает нашу обычную жизнь, говорим себе "Стоп!" и усилием воли переключаемся на обычные дела.
Жизнь продолжается, и в наших силах ее продолжать.
У писательницы и психолога Елены Пастернак мне понравилась фраза: "Жизнь можно померить в длину, ширину и глубину. И если на длину мы никак не можем повлиять, то нам остаются глубина и ширина".
Так и следует сделать. Сегодня будет этот пост, а затем я снова продолжу свою "Повесть временных лет" про Боровичи и новгородскую поездочку.
"Будем жить!", как говорили летчики-"старики" в фильме Леонида Быкова.
P.S. Лучшее, что мы можем сделать для погибших: продолжать жить и делать что-то хорошее в память о них...
#жизньпрекраснаиудивительна