Найти в Дзене
nikitoxxxyk

Аналитический разбор трека "Лифт"

Оглавление

Приветствую всех в моей первой статье, посвященной анализу чего-либо на этом канале. Так как я позиционирую себя, как фанат творчества Мирона Яновича (Oxxxymiron)* (Является иностранным агентом на территории РФ), то решил начать с анализа, отчасти рецензии, трека “Лифт” из крайнего альбома артиста. А так как эта писанина по большей части экспериментальная (потому что первая), то и назвать её можно скорее как сборник каких-то мыслей по поводу трека, которыми я хочу поделиться с читателем. По мере написания новых статей я буду находить свой формат. И вот когда я его наконец-то найду и моя писанина будет выглядеть более грамотной и структурированной, тогда и можно будет с гордостью назвать это ИЗЛОЖЕНИЕМ. Ну а пока просто хочу рассказать о чувствах после прослушивания данной композиции и поделиться мыслишками. В общем, хватит прелюдий – пора переходить к делу!

О чувствах

В процессе прослушивания трека меня не покидала мысль, что для автора это, отчасти, раскрытие своих внутренних инсайтов, которые были сплошь пронизаны большой болью. Даже если не вслушиваться в содержание трека по одном лишь грязному, давящему, отчасти психоделичному звучанию слушателю становится понятно, что трек далеко не о здоровых отношениях и теплой любви, а скорее о чем-то мрачном и неприятном.

Содержание

В первом же куплете Мирон* использует элементы сторителлинга, погружая нас в своё школьное детство в Германии. Можно сказать, что автор рассматривает конкретный эпизод из жизни – тусовка с некой компанией явно не самых благополучных подростков (“среди отбросов”), но лифт так же выступает и метафорой длиною в целое произведение, через которую ментор и пытается донести нам как настроение, которым он пронизан, рассматривая тему гиперопеки своей матери( об этом позже ), поиска здоровой маскулинности и себя, как личности в этом мире, так и представить нам образ, который содержит в себе все страхи, неуверенности, комплексы и пугающие мысли Мирона*, а грязный и мрачный лифт как образ путника, который мечится по разным этапам жизни поэта, подходит для всего этого как нельзя кстати.

В самом начале трека описывается сам лифт (“Г–Г–Г–Галоген стробит ”, “ Абы кем набит затеганный лифт ”). Состояние главного героя, употребившего наркотические вещества(“в кадыке угли”) даёт о себе знать, когда мы встречаем описание его трипа, паралелльно с этим описание состояния от употребления веществ используется как литературный приём, чтобы погрузить нас в переживания и рефлексию героя. Дальше идёт обращение к матери “Прости, мам, твои объятья удушливы

Уж лучше дым, чем сокрушённый шёпот твой:

«Там одни ПТУшники!»”. Здесь Мирон* рассказывает о родительской гиперопеке, с которой он тоже столкнулся со стороны своей матери. Так же мы видим классические отсылки Мирона* на библейскую литературу: “В зеркале лифта профиль горбит библейская скорбь”. Библейская скорбь описывалась в библии как великое страдание человечества, чем Мирон* и пронизывает своё произведение, то есть те страдания, которые отзываются в первую очередь в нём и для него они “великие”. Далее Мирон* подчеркивает различие между собой и компанией с которой он оказался в этом злосчастном лифте. Различие видно и в культурном плане (“Кругом славянские носы, пацанские азы”) и в плане детско-родительских отношений “ С ними явно не цацкались отцы, Пасха без мацы ”. Причём тут происходит излюбленная Мироном Яновичем* игра слов, ведь фразу “ Пасха без мацы ” можно отнести к обоим вариантам. Пасхальный куличик любят за её лакомый кусочек – мацу. А значит персонажи, с которыми тусит наш герой, являются брошенными и никому ненужными, нелюбимыми своими родителями, без какой-либо изюминки, словно кулич без мацы. Далее нас встречает интересный фрагмент: “ Что если я вслух произнёс всё то, что внутри живёт? ”. Риторический вопрос, который волнует автора, боязнь показать свои слабости, скрытые чувства, вывалить рефлексию и стать уязвимым. Оксимирон* пронёс сквозь года свои комплексы и страхи, которые берут свои корни из детства, поры тяжелых переездов и травли со стороны ровесников. Поэтому для него, как для мужчины важно показывать в первую очередь свои мужские качества, поэтому он и старался приобщиться к фигуре отца, которую он видел в своём окружении сверстникок, позже это с ним сыграет злую шутку, ведь весь образ Оксимирона* будет построен на показе себя, как брутального неуязвимого мужчины. Далее в нашем путешествии по этажам герой передаёт свою тревогу: “ Над бездной, на тросе кабина Песенка спета Что, если лента сорвётся с бобины? ” Герою страшно идти в неизвестность, он скован цепью своих страхов и неуверенностей. Говорит о зоне комфорта, который ему привила мать: “ Ой, внутри меня — мамина тревога

Вдали от дома тянет назад берлога ”. Убежать от пугающей действительности, к которой юноша оказался не готов, потому что был выращен в нездоровой любви. Так же передаёт своё состояние строчками: “Крутит живот в узел до бараньего рога

Хоть бы не блевануть на металл рифлёного пола”

В припеве нам предстаёт агрессивная картина обряда инициации человека в разряд отцов. Между строчек перед нами предстаёт сразу несколько вопросов: достойны ли эти “отцы” действительно становиться отцами. Вопрос: “но где отцы отца?” наверно один из важнейших вопросов произведения. Снова Мирон* обращается к фигуре отца, которой ему не хватало в детстве, поэтому этот вопрос его терзает. Постоянное повторение “ация” – концовка слова “Инициация” – превращается в “отцы”, что запускает адский водоворот всех отцов в родословной, что проходили этот обряд посвящения, но их сыновья ощущали тоже самое, что и Мирон* и это проклятье снова запускалось по кругу. Теория необратимого повторения подтверждается строчками: “Сын отца, что был сам выходцем из тестикул отца

Но как и я один мыкался — дефицит отца”

Мирон* поднимает проблему безотцовщины, он рассматривает мир, “где птенца не защитит скорлупа”. “Отцы” здесь, скорее употребляется в переносном значении и отсылает на тех, в ком Мирон* видел фигуру отца, то есть жёсткие, грубые мужчины, с кем не сюсюкались мамы. Герой погружается в этот страшный мир, выходя из зоны комфорта “Выкарабкаться из гнезда, из яйца, из пузыря

Из пуза, из пуза, из-из-из пуза, из пузыря

Где мягко и сыро, снятся сны, нянчит сына земля”

Но потом мы видим, как герой выныривает из этих внутренних рассуждений и мы снова погружаемся в события лифта. “Прихожу в себя, думал — выхожу из себя

Ржу, как не в себя

Думал — я хожу под себя, жутко веселят тусу

Мой испуганный вид и клюв хрупкого птенца”

И тут герой будто замечает, что все-таки эти “фигуры отца” тоже неуверены в себе и полны комплексов: “Нет, это я вообразил себе

Они все замкнуты в себе”

Напоминание о временном промежутке, где происходят события: “Где-то рождается зетка, старится век, пока ставится сценка”

И снова лифт предстаёт перед нами как символ нестабильного состояния главного героя, то верх то вниз, подобно движению лифта, двигается душевное состояние Мирона*. Известно, что он имеет психические проблемы, вызванные биполярным расстройством, что также отражено в образе беспорядочного движения лифта. Стоит отметить, что на протяжении всего трека женский голос на заднем плане объявляет фразу “Erdgeschoss”, что с немецкого означает “нулевой этаж” – таким образом, оператор в лифте объявляет о том, что лифт прибыл на самый начальный этаж(счёт в немецком лифте начинается с нуля), что может означать как то, что как бы не двигался лифт вверх-вниз он вернётся к своему начальному значению, а на языке метафор это означает, что состояние Мирона* прибывает к своему начальному значению, спустя все те приключения, что оно испытало. Или же это просто может означать ещё одно подтверждение того, что персонажи “угашены в нули” и тогда вопрос с нулевым этажом отпадает.

Далее героя продолжают байтить вкусить запретный плод: “Чё я ломаюсь как целка?

Взял бы косяк, да в затяг, чтобы охуела задняя стенка

Лёгкого, лёг бы там, пока вызывает полицаев соседка”

Но, Мирон*, отказываясь от их предложения, продолжает винить себя за слабость, недостаточную маскулинность и снова вступает во внутренний конфликт с собой, находя нежелание употреблять с ними наркотики своей неполноценностью, ведь несоответствие его интересов с интересами окружающих его людей выбивает его из колеи и заставляет думать, что он какой-то не такой: “Это не про меня, а для тех, кто рождается цельными

А фрагменты меня с малых лет разлетаются в зеркале

Вот бы в целый витраж их собрать, пусть играет оттенками

А пока я лишь груда цветного стекла”

Дальше автор вновь намекает нам, что его неполноценность берётся с детства: “Отсыпь мне, всего, что не хватило, когда раздавали свитки

С чит-кодами судьбы, чьи баловни снимали сливки” – Якобы жребий был брошен при его рождении, что и запустило череду “мышечных зажимов”, страхов, что “я не мужчина”. Судьба вручила ему лишь “хлипкий

Скафандр”.

Дальше идёт сравнение отца с Богом-отцом: “Мой отец и Бог-отец — одно и то же

Чё шутить, он вроде добрый, вроде есть, но он не может защитить”

И снова отсылает нас к проблеме родительской гиперопеки и отсутствия “фигуры отца”: “Ни от общества мужчин, научив брать стрелы из колчана

Ни от всепоглощающего женского начала”

Далее перед нами встаёт кульминационный вопрос произведения: “ как же, как же маму полюбить и простить отца”, лаконично отражающий идею трека и важнейшую душевную боль многих из нас. Заключительной строчкой Мирон* указывает на неизбежность влияния окружающих нас людей: “ Я воспитан ими, но пропитан им”.

Заключение

В заключении хочется сказать, что данный трек не только представляет собой большую культурную и психологическую ценность, но так же обладает философским смыслом и религиозными подтекстами. Собственно по этим причинам он и стал жертвой моего анализа. Проблемы, которые поднимает автор в данном произведении, а именно – проблемы маскулинности, гиперопека родителей, детство в эмиграции, лишний человек, слабохарактерность и т.д. находят своё отражение в классической русской литературе. Так ,например, в “Обломове” Гончарова описывается детство главного героя, которое он провёл под неусыпным надзором любящих родителей и няни. В книге “Бег” Михаила Булгакова описывается проблема советского эмигранта во времена гражданской войны. Все выше перечисленные проблемы являются актуальными и для современного общества, поэтому мы и находим их отражение в хип-хоп исполнении, в каком-то смысле современной интерпретации поэзии.

Обложка альбома "Красота и уродство"
Обложка альбома "Красота и уродство"

Спасибо всем, кто прочитал до конца, мне будет приятно, если вы подпишитесь на мой канал, а так же будет интересно почитать ваше мнение в комментариях))

*Исполнитель Oxxxymiron является иностранным агентом на территории РФ*