Миф о том, как во время гражданской войны «кровавые большевики» травили газами несчастных тамбовских крестьян исключительно живуч. И на вопрос, кто же в гражданскую войну использовал химическое оружие, многие сразу же отвечают: Тухачевский во время подавления Антоновщины. Причем вспоминают только этот эпизод!
Хотя в интернете легко найти публикации, основанные на архивных документах того времени, из которых следует, что использование боевых газов при подавлении тамбовского мятежа носило исключительно психологическое, устрашающее воздействие. Ни воспоминаниями, ни служебными документами не зафиксировано абсолютно никаких жертв. Ни среди населения, ни среди мятежников. И более того, в приказе, если внимательно его прочитать, говорится о цели подобных мер, то есть о защите мирных жителей!
А вот жертв самих этих «народных повстанцев» хватало. Например, Игнат Петрович Шиков оставил нам «Воспоминания о зверствах антоновской банды в селе Паревка Инжавинского района». Он приводит страшные подробности расправ бандитов:
«Был убит коммунист Пьяных, после чего бандит убил его жену и насильничал девочку девяти лет. В марте 1920 года пустили под лёд Дарью Михайловну Трегубову за сотрудничество с Красной Армией, а мать её убили. Убили гражданку Хвостову Дарью Семёновну за то, что носила хлеб в отряд красных. Убили Ерёмина Павла Васильевича за то, что сын его в Красной Армии. Пустили под лёд Сухарева Ф., который пришёл из Красной Армии по болезни. В Семёновке убили Строкова. Ему отрезали пальцы и уши. Петра Петровича Трегубова привязали к лошади и таскали до убийства. В Рамзе в барском саду убили Хвостова Алексея, отрубили ему голову». И т.д. и т. п.
Понятно, что с учетом подобной практики командование РККА старалось как можно быстрее подавить Антоновщину.
Но вернемся к использованию отравляющих веществ. До сих пор весьма малоизвестной остается тема использования отравляющих веществ белогвардейцами и помогавшими им западными интервентами. Факты использования белыми боевых отравляющих веществ известны и на Северном фронте (бои за Кожеозерский монастырь в июле 1919 года), во время карательных акций колчаковцев и белочехов в районе Тайшета и т. д. Я об этом я писал в публикации:
КАК АНГЛИЧАНЕ В КАРЕЛИИ ИСПЫТЫВАЛИ ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ.
Что характерно, пришлось использовать данные английского историка!
Более известен приказ С. В. Денисова, командующего армией атамана Краснова. Приказ потом был перепечатан многими газетами. Эта публикация приказа на первой странице «Приазовского Края».
«Объявите населению таганрогского округа о том, что мною высылаются химические команды и в случае противодействия властям, против возстающих будут применены удушливые газы без всякого сожаления и снисхождения к мольбам о пощаде. Денисов. 12 - ноября 1918 г.»
Заметьте, как отличается лексика одного документа от другого! Однако если случай с приказом Тухачевского (личности весьма противоречивой) вбит в головы миллионам, то приказ Денисова многие публицисты и историки стараются не замечать.
Хотя этот белый генерал был вполне себе реальный упырь, издавший например, такие распоряжения: «Рабочих арестовывать запрещаю, а приказываю расстреливать или вешать. Повешенных рабочих приказываю держать три
дня».
Тем не менее, прожил он долгую жизнь, а умер, как и положено русскому белому патриоту, в США, в 50-е годы. В мемуарах в своей кровавой практике открыто признавался, ничего не стесняясь:
«Твердость и жестокость» никаких результатов не дали, ибо белое дело с самого начала носило антинародный характер. Тем не менее, нынешние ряженые граждане в лампасах не стесняются поминать «химического» генерала Денисова как «вождя национально-освободительной войны»…