Найти в Дзене
Солнце светит всем

Петропавловская крепость. Музей "Керамарх"

Музей "Керамарх" мы также посетили по единому билету, купленному в Петропавловской крепости.

Открылся он не так давно и расположен в отреставрированном Государевом бастионе Петропавловской крепости, с постройки которого и началось строительство Петропавловской крепости на Заячьем острове.

-2

На входе симпатичное зеркало.

-3

Спускаемся немного вниз и попадаем в первый зал.

-4

Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII - начала ХХ века. Здесь представлены изразцовые печи и камины XVIII – начала ХХ века, редкие образцы декора фасадов знаменитых зданий Петербурга, голландская изразцовая плитка и многое другое. Экспонаты предоставили из собрания своих фондов Музей истории Петербурга, Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Петергоф», региональные музеи, а также представлены предметы из частной коллекции историка, реставратора, директора компании «Паллада» - Константина Лихолата.

Музей небольшой, пространство продуманное, хорошее освещение, рядом с экспонатами размещены информационные таблички.

Недалеко от входа на стене размещена коллекция старинных кирпичей из петербургских зданий. На этих кирпичах сохранилась информация о владельцах предприятий, а на некоторых обозначены и места нахождения этих предприятий. С таких кирпичей строились в домах печи, а сверху декорировали керамическими изразцами.

-5

В Петровскую эпоху было модно украшать стены, и даже потолок различных помещений сине-белой фаянсовой плиткой. В России в то время её не производили, модную плитку везли из Голландии. В 1717 году в Петербург из Гааги прибыл первый корабль с грузом плитки для интерьеров Летнего дворца Петра I. Гладкие плитки с росписью кобальтом на самые разнообразные сюжеты использовались в отделке интерьеров Зимнего дворца Петра I, дворца генерал-адмирала Ф.М. Апраксина на Адмиралтейской стороне, дома Шафирова на Городовом острове, дворца петербургского генерал-губернатора А. Д. Меншикова на Васильевском острове и во многих других зданиях Петербурга. В Меншиковском дворце голландской плиткой были декорированы 11 комнат (отделка сохранилась в 4 из них).

Меншиковский дворец.
Меншиковский дворец.

Предлагаю посмотреть некоторые образцы плитки, описание под фото.

А теперь отправляемся в залы, где представлены различные печи. Пётр I привёз в Россию из Голландии не только табак и картофель, но и моду на голландские печи и изразцы. В то время он издал указ запрещающий строительство печей, которые топились "по-чёрному". Эти печки были пожароопасные, часто случались пожары, горели дома и погибали люди. Указом Петр I велел строить в России печи наподобие голландских, так началось массовое производство изразцовых печей и каминов.

Изразцовая печь в здании немецкого училища Петришуле (Невский пр. 22б, 160-1762, архитектор М.-Л. Гоффман). Это так называемая "печь Гигант. Её первоначальная высота 8,5 метров (Журнал "Зодчий", 1873г).
Изразцовая печь в здании немецкого училища Петришуле (Невский пр. 22б, 160-1762, архитектор М.-Л. Гоффман). Это так называемая "печь Гигант. Её первоначальная высота 8,5 метров (Журнал "Зодчий", 1873г).

Печи были важным элементом интерьера. В Петербурге они отделывались сине-белыми изразцами, расписанными в «голландском» стиле. Использовали как привозные изразцы европейского производства, так и изделия, которые изготавливались на местных кирпичных и черепичных заводах. Отечественное производство быстро развивалось, и со временем в России появилась новая школа изразцового искусства – Петербургская. Изразцовые печи и камины украшали интерьеры знаменитых исторических зданий Петербурга, Петергофа и Царского села. Изразцовые печи XVIII века можно видеть в Екатерининском дворце в Царском селе. К моменту возведения этих печей в Стрельне работали кирпичные заводы, где изготавливали кирпич и изразцы из глины, которую добывали также в Стрельне. Белую глину для изразцов возили и из северных Новгородских земель. Облик печей, конечно же менялся вместе со сменой архитектурных стилей. В музее можно увидеть не только оригинальные, подлинные экспонаты, но и реплики, изготовленные петербургской архитектурной мастерской "Паллада"

Перед нами печь "Царское село", выполненная по образцу голландских печей Екатерининского дворца.

Реставрационно-строительная компания «Паллада», Санкт-Петербург, 2014г
Реставрационно-строительная компания «Паллада», Санкт-Петербург, 2014г

Долгое время изразцовые печи в России были предметом роскоши. Однако спрос на них рос, и скоро производство появилось не только в Санкт-Петербурге. В Москве, Ярославле, Калуге, Соликамске, Великом Устюге, Тотьме и других русских городах развивались свои школы изразцового искусства. И тут уже появился не только сине-белый рисунок, но и другие цвета. Ниже на фото можно посмотреть образцы печных изразцов разных школ.

Облицовка печи, первая треть XIX века. Облицована печь белыми изразцами с рельефными панно, украшена аркой. Очень нарядная и торжественная печь.

г. Санкт-Петербург. Производитель неизвестен.
г. Санкт-Петербург. Производитель неизвестен.

Горельеф. Голова лошади, начало XIX века.

-12

Голландская «библейская плитка». Производство так называемых «библейских» плиток началось в Нидерландах в 1640-х годах и достигло расцвета во второй половине XVII – первой половине XIX века. Стоимость такой плитки была высокой, и покупателями чаще становились люди, для которых была важна вера.

Облицовка печи «Брунгильда» по проекту немецкого дизайнера Пауля Обста. Это образец изразцового завода "Або", который был основан в конце XIX века в Турку в Финляндии. Изразцы этого завода поставлялись в Петербург.

Следующие три экспоната - облицовка печи изразцами Саксонской печной и шамотной фабрики Э. Тейхерта (конец XIX век-начало XX века) из города Майсен (Германия).

Панно с изображением Медного всадника изготовлено на этой же фабрике.

-16

Еще два панно, но уже исполнены в Петербурге по проекту М.Е. Месмахера и предположительно происходят из дворца вел. князя Михаила Михайловича.

 Бабенчиков Василий Петрович, 1888г, выпускник Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Санкт-Петербург.
Бабенчиков Василий Петрович, 1888г, выпускник Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Санкт-Петербург.

Изразец начала XX века.

 Класс майолики, выпускник Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Санкт-Петербург
Класс майолики, выпускник Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Санкт-Петербург

Дальше искусная копия каминной печи, которые производились в конце XIX – начале XX века на гончарно-изразцовом кафельном заводе Товарищества А. Мерейно и Е. Либо в Вильне (т. е. Вильнюсе) в Литовской Республике.

 Художник Салмина О.Л. Реставрационно-строительная компания «Паллада». Санкт-Петербург.
Художник Салмина О.Л. Реставрационно-строительная компания «Паллада». Санкт-Петербург.

Образец печи из особняка Алексеевых на Дворцовой набережной, 20 (Санкт-Петербург). Примерно 1870 года.

-20

Детали облицовки печи из Мраморного дворца (резиденция вел. князя Константина Николаевича). Выполнены по эскизу А.П. Брюллова, 1845-1851гг. Производство неизвестно.

Облицовка печи «Сосны», изразцовый завод «Або». Финляндия, не ранее 1902 года.

-22

Облицовка печи Гресвикенский гончарный завод (Финляндия, 1900-е).

-23

В центре фото керамическое панно с фасада особняка Э.Э. Бремме на 12-й линии Васильевского острова. Изготовлено было в мастерской выдающегося художника П. К. Ваулина, 1906 год.

-24

В 1971 году, когда возникла угроза сноса здания, все три панно были перенесены в фонды Государственного музея истории Ленинграда.

Дом особняк. Васильевский Остров, 12 линия, 37. В.С. Карпович. Ежегодник ОАХ, Спб 1907.
Дом особняк. Васильевский Остров, 12 линия, 37. В.С. Карпович. Ежегодник ОАХ, Спб 1907.

А эта яркая облицовочная плитка изготовлена в начале XX века в Германии. Происходит из дома А. И и М. Ф. Штакеншнейдеров (ул. Миллионная, 10/наб. реки Мойки, 9).

-26

Увидев этот печной изразец, даже не читая описание, я сразу подумала, это Михаил Врубель. Да, действительно. Фрагмент фриза с изображением павлина, который был выполнен по эскизу М. А. Врубеля в конце 1900-х начале 1910-х. Изразец от камина ранее находился в вестибюле парадной лестницы дома на ул. Серпуховской, 14.

-27

Такую печь малышку вижу первый раз. Эта отопительная печь была произведена в Саксонии в начале прошлого века (чугун, керамика). Печь находилась в одном из питерских домов.

Из коллекции К.В. Лихолата.
Из коллекции К.В. Лихолата.

Еще одна миниатюрная печь, производителя не могу назвать, видимо пропустила описание.

Из коллекции К.В. Лихолата.
Из коллекции К.В. Лихолата.

Изразцы для ризницы Собора Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Изготовлены компанией «Паллада» во время реставрации фасада собора. Оригинальные изразцы были произведены гончарным заводом М.С. Харламова в 1901 -1906 годах.

-30

И снова печи. Вот тут не было описания. Печь нарядная, наверняка украшала чью-то гостиную.

-31

А здесь облицовка печи по эскизам Э. Диппеля. Начало XX века, Ракколаниокский гончарный завод Ленинградская область.

-32

Угловая печь из доходного дома графини Е. А. Гендриковой (ул. Итальянская, 31).

-33

Переходим в следующий зал.

-34

Здесь находится самый масштабный экспонат - семиметровое панно с гротескной композицией. Выполнено оно было по эскизам художника Евгения Святского в 1913 году на художественно-керамическом производстве "Гельдвейн-Ваулин" . Мастерские находились в поселке Кикерино под Петербургом, а контора располагалась в Петербурге на Благовещенской пл., д.3 (пл. Труда). Панно украшало вход в контору. Демонтировали его при капитальном ремонте здания в 1974 году.

-36

На следующем фото оригинальные изразцовые блоки из купола Соборной мечети Петербурга. Уникальная майолика соборной мечети создана художником-керамистом Петром Ваулиным на производстве "Гельдвейн-Ваулин" (1910г.).

-37

Ну и в заключение нашей экскурсии еще два экспоната.

Это часть керамического убранства фасадов здания Петроградского губернского кредитного общества и кинематографа «Сплендид и палас» (Дом кино, ул. Караванная, 12).

Реставрация и воссоздание деталей декоративного убранства, находившихся в руинированном состоянии, произведены в 2006-2010 годах компанией «Паллада».

-39

Прощаюсь с вами у скульптуры «Птица-Сирин». Скульптура представляет собой фрагмент печи, образец которой в 1908 году был представлен заводом «Або» на Международной строительно-художественной выставке в Новой Деревне. Известно, что на этой выставке финский завод демонстрировал печи, созданные по проектам известного архитектора, реставратора и исследователя русского зодчества В.А. Покровского. Поэтому весьма вероятно, что данная модель была исполнена по его эскизу.

-40

Следующая встреча будет в Комендантском доме, там я вам скажу, настоящая сокровищница...