Музей "Керамарх" мы также посетили по единому билету, купленному в Петропавловской крепости.
Открылся он не так давно и расположен в отреставрированном Государевом бастионе Петропавловской крепости, с постройки которого и началось строительство Петропавловской крепости на Заячьем острове.
На входе симпатичное зеркало.
Спускаемся немного вниз и попадаем в первый зал.
Экспозиция музея представляет историю развития декоративной керамики в архитектуре и убранстве интерьера XVIII - начала ХХ века. Здесь представлены изразцовые печи и камины XVIII – начала ХХ века, редкие образцы декора фасадов знаменитых зданий Петербурга, голландская изразцовая плитка и многое другое. Экспонаты предоставили из собрания своих фондов Музей истории Петербурга, Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Петергоф», региональные музеи, а также представлены предметы из частной коллекции историка, реставратора, директора компании «Паллада» - Константина Лихолата.
Музей небольшой, пространство продуманное, хорошее освещение, рядом с экспонатами размещены информационные таблички.
Недалеко от входа на стене размещена коллекция старинных кирпичей из петербургских зданий. На этих кирпичах сохранилась информация о владельцах предприятий, а на некоторых обозначены и места нахождения этих предприятий. С таких кирпичей строились в домах печи, а сверху декорировали керамическими изразцами.
В Петровскую эпоху было модно украшать стены, и даже потолок различных помещений сине-белой фаянсовой плиткой. В России в то время её не производили, модную плитку везли из Голландии. В 1717 году в Петербург из Гааги прибыл первый корабль с грузом плитки для интерьеров Летнего дворца Петра I. Гладкие плитки с росписью кобальтом на самые разнообразные сюжеты использовались в отделке интерьеров Зимнего дворца Петра I, дворца генерал-адмирала Ф.М. Апраксина на Адмиралтейской стороне, дома Шафирова на Городовом острове, дворца петербургского генерал-губернатора А. Д. Меншикова на Васильевском острове и во многих других зданиях Петербурга. В Меншиковском дворце голландской плиткой были декорированы 11 комнат (отделка сохранилась в 4 из них).
Предлагаю посмотреть некоторые образцы плитки, описание под фото.
А теперь отправляемся в залы, где представлены различные печи. Пётр I привёз в Россию из Голландии не только табак и картофель, но и моду на голландские печи и изразцы. В то время он издал указ запрещающий строительство печей, которые топились "по-чёрному". Эти печки были пожароопасные, часто случались пожары, горели дома и погибали люди. Указом Петр I велел строить в России печи наподобие голландских, так началось массовое производство изразцовых печей и каминов.
Печи были важным элементом интерьера. В Петербурге они отделывались сине-белыми изразцами, расписанными в «голландском» стиле. Использовали как привозные изразцы европейского производства, так и изделия, которые изготавливались на местных кирпичных и черепичных заводах. Отечественное производство быстро развивалось, и со временем в России появилась новая школа изразцового искусства – Петербургская. Изразцовые печи и камины украшали интерьеры знаменитых исторических зданий Петербурга, Петергофа и Царского села. Изразцовые печи XVIII века можно видеть в Екатерининском дворце в Царском селе. К моменту возведения этих печей в Стрельне работали кирпичные заводы, где изготавливали кирпич и изразцы из глины, которую добывали также в Стрельне. Белую глину для изразцов возили и из северных Новгородских земель. Облик печей, конечно же менялся вместе со сменой архитектурных стилей. В музее можно увидеть не только оригинальные, подлинные экспонаты, но и реплики, изготовленные петербургской архитектурной мастерской "Паллада"
Перед нами печь "Царское село", выполненная по образцу голландских печей Екатерининского дворца.
Долгое время изразцовые печи в России были предметом роскоши. Однако спрос на них рос, и скоро производство появилось не только в Санкт-Петербурге. В Москве, Ярославле, Калуге, Соликамске, Великом Устюге, Тотьме и других русских городах развивались свои школы изразцового искусства. И тут уже появился не только сине-белый рисунок, но и другие цвета. Ниже на фото можно посмотреть образцы печных изразцов разных школ.
Облицовка печи, первая треть XIX века. Облицована печь белыми изразцами с рельефными панно, украшена аркой. Очень нарядная и торжественная печь.
Горельеф. Голова лошади, начало XIX века.
Голландская «библейская плитка». Производство так называемых «библейских» плиток началось в Нидерландах в 1640-х годах и достигло расцвета во второй половине XVII – первой половине XIX века. Стоимость такой плитки была высокой, и покупателями чаще становились люди, для которых была важна вера.
Облицовка печи «Брунгильда» по проекту немецкого дизайнера Пауля Обста. Это образец изразцового завода "Або", который был основан в конце XIX века в Турку в Финляндии. Изразцы этого завода поставлялись в Петербург.
Следующие три экспоната - облицовка печи изразцами Саксонской печной и шамотной фабрики Э. Тейхерта (конец XIX век-начало XX века) из города Майсен (Германия).
Панно с изображением Медного всадника изготовлено на этой же фабрике.
Еще два панно, но уже исполнены в Петербурге по проекту М.Е. Месмахера и предположительно происходят из дворца вел. князя Михаила Михайловича.
Изразец начала XX века.
Дальше искусная копия каминной печи, которые производились в конце XIX – начале XX века на гончарно-изразцовом кафельном заводе Товарищества А. Мерейно и Е. Либо в Вильне (т. е. Вильнюсе) в Литовской Республике.
Образец печи из особняка Алексеевых на Дворцовой набережной, 20 (Санкт-Петербург). Примерно 1870 года.
Детали облицовки печи из Мраморного дворца (резиденция вел. князя Константина Николаевича). Выполнены по эскизу А.П. Брюллова, 1845-1851гг. Производство неизвестно.
Облицовка печи «Сосны», изразцовый завод «Або». Финляндия, не ранее 1902 года.
Облицовка печи Гресвикенский гончарный завод (Финляндия, 1900-е).
В центре фото керамическое панно с фасада особняка Э.Э. Бремме на 12-й линии Васильевского острова. Изготовлено было в мастерской выдающегося художника П. К. Ваулина, 1906 год.
В 1971 году, когда возникла угроза сноса здания, все три панно были перенесены в фонды Государственного музея истории Ленинграда.
А эта яркая облицовочная плитка изготовлена в начале XX века в Германии. Происходит из дома А. И и М. Ф. Штакеншнейдеров (ул. Миллионная, 10/наб. реки Мойки, 9).
Увидев этот печной изразец, даже не читая описание, я сразу подумала, это Михаил Врубель. Да, действительно. Фрагмент фриза с изображением павлина, который был выполнен по эскизу М. А. Врубеля в конце 1900-х начале 1910-х. Изразец от камина ранее находился в вестибюле парадной лестницы дома на ул. Серпуховской, 14.
Такую печь малышку вижу первый раз. Эта отопительная печь была произведена в Саксонии в начале прошлого века (чугун, керамика). Печь находилась в одном из питерских домов.
Еще одна миниатюрная печь, производителя не могу назвать, видимо пропустила описание.
Изразцы для ризницы Собора Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Изготовлены компанией «Паллада» во время реставрации фасада собора. Оригинальные изразцы были произведены гончарным заводом М.С. Харламова в 1901 -1906 годах.
И снова печи. Вот тут не было описания. Печь нарядная, наверняка украшала чью-то гостиную.
А здесь облицовка печи по эскизам Э. Диппеля. Начало XX века, Ракколаниокский гончарный завод Ленинградская область.
Угловая печь из доходного дома графини Е. А. Гендриковой (ул. Итальянская, 31).
Переходим в следующий зал.
Здесь находится самый масштабный экспонат - семиметровое панно с гротескной композицией. Выполнено оно было по эскизам художника Евгения Святского в 1913 году на художественно-керамическом производстве "Гельдвейн-Ваулин" . Мастерские находились в поселке Кикерино под Петербургом, а контора располагалась в Петербурге на Благовещенской пл., д.3 (пл. Труда). Панно украшало вход в контору. Демонтировали его при капитальном ремонте здания в 1974 году.
На следующем фото оригинальные изразцовые блоки из купола Соборной мечети Петербурга. Уникальная майолика соборной мечети создана художником-керамистом Петром Ваулиным на производстве "Гельдвейн-Ваулин" (1910г.).
Ну и в заключение нашей экскурсии еще два экспоната.
Это часть керамического убранства фасадов здания Петроградского губернского кредитного общества и кинематографа «Сплендид и палас» (Дом кино, ул. Караванная, 12).
Реставрация и воссоздание деталей декоративного убранства, находившихся в руинированном состоянии, произведены в 2006-2010 годах компанией «Паллада».
Прощаюсь с вами у скульптуры «Птица-Сирин». Скульптура представляет собой фрагмент печи, образец которой в 1908 году был представлен заводом «Або» на Международной строительно-художественной выставке в Новой Деревне. Известно, что на этой выставке финский завод демонстрировал печи, созданные по проектам известного архитектора, реставратора и исследователя русского зодчества В.А. Покровского. Поэтому весьма вероятно, что данная модель была исполнена по его эскизу.
Следующая встреча будет в Комендантском доме, там я вам скажу, настоящая сокровищница...