Найти тему

«Космическая одиссея 2001 года» — начало новой вехи фантастического кино.

«Космическая одиссея 2001 года» считается одним из величайших фильмов в истории человечества. Эта лента оказала огромное влияние на развитие всего направления научно-фантастического художественного кино. «Одиссея» считается одним из главных художественных произведений 20-го века, многие критики и режиссёры определяют работу режиссёра Стэнли Кубрика как шедевр.

Британский институт кино (BFI) признал «Космическую одиссею 2001 года» одним из лучших фильмов за всю историю кинематографа. В 1999 году газета The Village Voice поместила фильм на 11-е место в списке 250 лучших фильмов века, основанном на опросе кинокритиков. В январе 2002 года фильм был включён в список «100 лучших фильмов всех времён» Национальным обществом кинокритиков. Журнал Sight & Sound поставил фильм на двенадцатое место в своем списке величайших фильмов всех времён в 1982 году, на десятое место в опросе критиков 1992 года, шестое место в десятке лучших фильмов всех времён при опросах критиков в 2002 и 2022 годах. Он также занял второе и первое место в опросе редакторов данного журнала в 2012 и 2022 годах. Фильм занял 43-е место в списке «100 величайших фильмов» известного французского журнала Cahiers du cinéma в 2008 году. В 2010 году The Guardian назвала его «лучшим научно-фантастическим и фэнтезийным фильмом всех времён». В 2015 году фильм занял 4-е место в списке 100 величайших американских фильмов по версии BBC. В 1991 году он был признан «культурно, исторически или эстетически значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов. В 2010 году он был назван величайшим фильмом всех времён по версии The Moving Arts Film Journal. В чём же уникальность этого фильма, если даже по прошествии десятилетий оценка его значимости только возрастает?

Постер блокбастера «Космическая одиссея 2001 года» 
режиссёра Стэнли Кубрика
Постер блокбастера «Космическая одиссея 2001 года» режиссёра Стэнли Кубрика

«Космическая одиссея 2001 года» — это научно-фантастический фильм 1968 года, снятый режиссёром Стэнли Кубриком. Сценарий был написан Кубриком в соавторстве с писателем-фантастом Артуром Кларком. Идея сценария была вдохновлена рассказом Артура Кларка 1951 года «Часовой». Главные роли в фильме исполнили Кир Дулли, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр и Дуглас Рейн. Лента рассказывает о путешествии астронавтов, учёных и разумного суперкомпьютера HAL к Юпитеру, чтобы исследовать загадочный инопланетный монолит.

Фильм отличается научно точным изображением космического полёта, новаторскими спецэффектами и неоднозначными, по тем временам, образами. Кубрик избегал традиционных кинематографических и повествовательных приёмов: в его фильме небольшое число коротких диалогов, а длинные эпизоды сопровождаются только музыкой. Саундтрек включает в себя многочисленные произведения классической музыки, в том числе музыку таких композиторов, как Рихарда Штрауса, Иоганна Штрауса, Арама Хачатуряна и Дьёрдя Лигети.

Фильм получил смешанные отзывы критиков, зачастую диаметрально противоположные: начиная от тех, кто считал фильм тяжёлым и мрачным апокалипсисом, и заканчивая теми, кто видел в нем оптимистическую переоценку надежд человечества. Критики отметили важность затронутых в фильме тем: эволюцию человека, влияния технологий на нашу жизнь, искусственный интеллект и возможность внеземной жизни. «Космическая одиссея 2001» была номинирована на четыре премии «Оскар», принеся Кубрику награду за режиссуру визуальных эффектов.

Кадр из фильма. Актёр Кир Дулли в роли астронавта Дэйва Боумена
Кадр из фильма. Актёр Кир Дулли в роли астронавта Дэйва Боумена

Кубрик принимал непосредственное участие во всех аспектах производства: он лично выбирал ткань для костюмов актёров, тщательно подбирал предметы мебели, которая появится в фильме, привлекая к их созданию известных дизайнеров. Знаменитый датский дизайнер Арне Якобсен специально для проекта разработал столовые приборы, используемые астронавтами «Дискавери». Мебель для космического отеля была спроектирована французским промышленным дизайнером Оливье Мургом.

Спецэффекты

Отдельного упоминания заслуживают новаторские, на конец 1960-ых годов, спецэффекты, монтаж которых занял почти два года. До Стэнли Кубрика никто из режиссёров ничего подобного не делал, поэтому новизна технологий повергла публику и критиков в настоящий шок. Кубрик закончил «предпремьерный» монтаж фильма всего за несколько дней до общего релиза картины в апреле 1968 года. Чтобы усилить реалистичность фильма, были построены сложные модели различных космических кораблей и их локаций. Их размеры варьировались от 50 см для моделей спутников до 17-ти метровой модели космического корабля «Дискавери 1».

Кадры, на которых части космического аппарата находились в движении или менялась перспектива, были сняты путем непосредственной съёмки модели. Для большинства кадров модель корабля была неподвижной, а камера двигалась по рельсам на специальном креплении, мотор которого механически был связан с мотором камеры, что позволяло точно повторять движения камеры и соответствовать её скоростям. Элементы сцены были записаны на один и тот же кусок пленки в разные проходы, чтобы объединить освещенную модель космического корабля, звёзды, планеты или другие космические аппараты в одном кадре. На движущихся кадрах длинного космического корабля «Дискавери 1», чтобы держать всю модель в фокусе (и сохранить ощущение масштаба), диафрагма камеры была закрыта для максимальной глубины резкости, и каждый кадр экспонировался в течение нескольких секунд.

Для съёмок интерьера космического корабля, представляющего собой гигантскую центрифугу, создающую искусственную гравитацию, Кубрик заказал настоящую вращающуюся центрифугу весом 27 тонн, построенную компанией Vickers-Armstrong Engineering Group. Её стоимость составила 750 000 долларов (эквивалент 6,6 млн долларов в 2023 году).

Центрифуга для съёмок интерьера космического корабля на съёмочной площадке
Центрифуга для съёмок интерьера космического корабля на съёмочной площадке

Реалистичные эффекты астронавтов, движущихся в невесомости в космосе и внутри космического корабля, были достигнуты путем подвешивания актёров к проводам, прикрепленным к верхней части декораций, и размещения камеры под ними. Тела актёров перекрывали камере вид проводов, создавая иллюзию парения в воздухе. Кубрик требовал от технических специалистов правдоподобности в мелочах. Зритель должен был поверить в реальность происходящего на экране. Одни и те же кадры снимались десятки раз, чтобы их можно было использовать в монтаже при создании сложных и дорогостоящих спецэффектов.

Кассовые сборы

За первые девять недель показа в 22 кинозалах США и Канады, «Космическая одиссея 2001» собрала 2 миллиона долларов, (20,15 миллиона долларов в 2023 году). За 1968 год фильм собрал: от проката в Северной Америке 16,4 миллиона долларов и в мировом 21,9 миллиона долларов. Из-за высокого бюджета фильма (примерно в 10,5 миллионов долларов) первоначальная прибыль от проката 1968 года оставила компанию MGM в убытке в размере 800 000 долларов. Прибыль проекту принесло его переиздание в 1971 году. К июню 1974 года прокат фильма в США и Канаде составил 20,3 миллиона долларов и международный в размере 7,5 миллиона долларов. «Одиссея» была переиздана на тестовой основе 24 июля 1974 года для Cinerama Dome в Лос-Анджелесе и собрала 53 000 долларов за первую неделю проката, что привело к расширенному переизданию. Затем последовали дальнейшие переиздания, в результате чего совокупные сборы составили более 60 миллионов долларов в Соединенных Штатах и Канаде. Принимая во внимание все его переиздания, «Космическая одиссея 2021» — это самый кассовый фильм 1968 года Соединенных Штатов и Канады. Во всём мире он собрал 146 миллионов долларов во всех релизах (по некоторым оценкам кассовые сборы превышают 190 миллионов долларов).
Составить своё мнение об этом удивительном шедевре, созданном 56 лет назад, вы сможете сами, посмотрев «Космическую одиссею 2001». Приятного просмотра!

Подписывайтесь на наши ресурсы:
Телеграм: https://t.me/Teatry_MSK

ВК: https://vk.com/stanislavsky_centre

Одноклассники: https://ok.ru/stanislavskycentre