Найти тему
Eurasia Daily

На «Новатэк» записали танкеры для «Арктик СПГ-2»: проект стоит без судов

На втором российском арктическом проекте СПГ сократили добычу газа, так как из-за санкций США нет танкеров под отгрузку партий с первой очереди, которую запустили в декабре. Тем временем в марте в собственность «Новатэка» перешел один построенный в России газовоз ледового класса и еще два сделают это летом. Судьба шести газовозов, которые построили и строят в Южное Корее, пока зависла из-за санкций.

Проект «Арктик СПГ — 2» вынужден снижать добычу на Утреннем месторождении из-за отсутствия возможности отгружать СПГ с первой очереди, которую запустили в декабре. Об этом сообщают «Ведомости».

«Добыча газа в рамках проекта в феврале составила лишь 83 млн куб. м, что втрое меньше показателя января этого года и в 5 раз — показателя декабря прошлого года (тогда на заводе были получены первые объемы СПГ)», — пишет издание со ссылкой два источника, знакомых со статистикой Минэнерго.

Издание полагает, что сейчас получаемые объемы газа идут на обеспечение жизнедеятельности комплекса. В ноябре США ввели санкции к «Арктик СПГ — 2». Тем не менее вице-премьер Александр Новак позже заявлял, что первую очередь проекта мощностью 6,6 млн тонн в год запустили в декабре.

С одной стороны, проект столкнулся с тем, что иностранные участники «Арктик СПГ — 2» объявили форс-мажор. С другой, у «Новатэка» нет танкеров ледового класса, чтобы отгружать СПГ. Суда есть на первом арктическом проекте, «Ямал СПГ», но все они, кроме «Кристофа де Маржери», принадлежат иностранным компаниям, а сам завод работает выше проектной мощности.

Ранее «Новатэк» рассчитывал получить танкеры с южнокорейской Hanwha Ocean и дальневосточной «Звезды». И, очевидно, реальна пока последняя опция. По данным Equasis, с 1 марта «Новатэку» перешли права собственности и оператора на танкер «Алексей Косыгин». С 30 июня тоже произойдет с газовозом «Петр Столыпин», а с 1 августа — с танкером «Сергей Витте».

В какой готовности находятся сами суда, неизвестно. Известно, что в сентябре прошлого года «Алексея Косыгина» спустили на воду и президент России Владимир Путин участвовал в церемонии имянаречения.

Источники «Коммерсанта» говорили, что в этом году танкеров с дальневосточной верфи может и не быть. «Звезда» должна сдать 15 танкеров «Арктик СПГ — 2», однако с этим есть проблемы. С 2022 года действуют санкции на поставку технологий и оборудования СПГ в России, 23 февраля под ограничениями оказалась уже сама «Звезда», которая, по сути, осуществляет только строительство корпуса и сбор привезенного оборудования.

Ожидалось, что первыми поступят на проект танкеры «Жорес Алферов», «Петр Капица» и «Лев Ландау». Южнокорейская Hanwha Ocean разорвала контракт на них с «Совкомфлотом» в 2022 году, но достроила суда. В прошлом и этом году их перерегистрировали на кипрские Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping. Однако с 23 февраля уже они оказались под санкциями США, так как Минфин США считает их подконтрольными «Совкомфлоту». По данным Equasis, танкеры возвращаются в собственность южнокорейской верфи.

Еще есть три танкера «Илья Мечников», «Николай Басов» и «Николай Семенов» японской MOL, которые также строятся на Hanwha Ocean. Однако президент компании Такэси Хасимото заявлял Bloomberg, что обслуживать «Арктик СПГ — 2» танкеры не могут из-за санкций. В этом случае компания должна их продать арктическому проекту, но этому снова мешают санкции.