Найти тему
Эрудируй

«И ежу понятно», что значит «Всыпать по первое число». 5 выражений и их происхождение.

Оглавление

1. «И ЕЖУ понятно»

Ёж не самый глупый
Ёж не самый глупый

Это выражение не о глупости ежа. Появилось оно в стенах интернатов для одарённых детей во времена СССР.

В эти интернаты набирали подростков для обучения по двум «специальным» программам:

  • полная, рассчитанная на два года - классы «А», «Б», «В», «Г», «Д»;
  • сокращенная, рассчитанная на один год - классы «Е», «Ж», «И».

Учеников, которые были из одногодичного потока так и называли - «ЕЖИ».

А в связи с тем, что классы «Е», «Ж», «И» проходили сокращенную программу, было принято считать, что их знания гораздо слабее, чем у учеников из классов «А», «Б», «В», «Г», «Д».

Когда ученики обсуждали или спорили о понимании какой-нибудь простой истины, они иронизировали над своими менее «умными» товарищами фразой «И ежу понятно», что означало – понятно даже учащемуся одногодичного потока из классов «Е», «Ж», «И».

2. «Ты что офонарел?»

Офонарел?
Офонарел?

В данном случае фраза действительно связана с фонарем, но каким образом в именно таком контексте?

В 1730 году в Москве решили в темное время суток освещать улицы фонарями. Установка происходила за счет государственной казны, но вот надзор и содержание фонарей возлагалось на жителей ближайших домов. Следовательно, в данном хозяйстве был бардак, пока не стали привлекать специальных работников - пожарных и военных.

Первое время фонари горели на конопляном масле, которое забирали себе для употребления в пищу, и те, кто отвечал за «дозаправку» фонарей этим маслом, и обычный люд. По этой причине фонари гасли раньше, чем положено, и улицы погружались в темноту.

Была попытка перейти на «питание» фонарей от спирта. Но идея оказалась провальной, поэтому период «работы» фонарей на спирте был недолгий. И вот в этот недолгий период появилось выражение «Офонарел».

Люди забирались на фонари и выпивали их содержимое, от чего пьянели и вели себя неподобающе.

«Офонарел» - выпил спирт из фонаря, офонарел, и творит безобразие.

3. «Дойти до ручки»

Ручка калача
Ручка калача

Означает, попасть в сложное, безвыходное положение, преступить грань разумного. Словом, крайность неприятностей. Но причем здесь ручка? Ручка чего?

Дело в калачах. Калач - пшеничный хлеб в виде кольца с небольшим отверстием или в форме замка с дужкой (ручкой).

Дужка, использовалась в качестве ручки калача, чтобы держать хлеб грязными руками, при этом, не пачкая его пухлую часть. Когда булку доедали, ручку отдавали беднякам, собакам или выкидывали.

«Дойти до ручки» - начать есть грязную часть калача, которую держали немытыми руками, то есть – сильно опуститься в обществе.

4. «Всыпать по первое число»

Готовьтесь к порке
Готовьтесь к порке

Почему по первое? Почему не по 15-е число грозились всыпать?

Выражение пришло из времен применения телесных наказаний. В процессе порок у провинившихся оставались увечья. Продолжать избивать провинившегося человека, с еще не зажитыми ранами от прежней порки, недопустимо, ведь у всех есть предел.

Применялась практика освобождения от телесных наказаний тех, кто уже и так получил сполна. Но освобождение могло длиться только до 1го числа следующего месяца.

«Всыпать по первое число» – означало такое наказание, после которого провинившийся долго будет отходить, аж по первое число следующего месяца.

5. «Семь пятниц на неделе»

Лжец не только по пятницам
Лжец не только по пятницам

Стоит все же признать, что удобнее всего ложится в эту фразу именно пятница. Но она здесь не поэтому.

В далеком прошлом пятница - «базарный» день, другими словами - день торговли. Кроме сделок, в этот день продавцы обещали привезти в следующую пятницу то, чего сегодня нет в ассортименте, а покупатели – донести деньги, если сегодня у них не хватило.

Разумеется, имели место и те, кто не выполнял договоренностей. Но именно в базарную пятницу это было негласной привычной «нормой». Как торговаться и НЕ «юлить»?

А вот про людей, которые имели славу постоянных лжецов, говорили: «У него семь пятниц на неделе». Тем самым, констатируя, что нормальные люди врут по пятницам на базаре, а этот врет семь дней в неделю, то есть у него в неделе семь пятниц, в которые можно врать.

Стоит отметить, что в наше время данное выражение больше применяется не столько к заядлым лжецам, сколько к людям, часто меняющим свои планы и решения.