В современном мире школы сталкиваются с различными экономическими проблемами, которые могут затруднять обеспечение качественного образования для учащихся. Ограниченные бюджеты, нехватка финансирования на обновление учебных материалов, закупку и починку необходимого учебного оборудования и другие неудобства от плохого финансирования могут создать сложности в обучении школьников и введении уроков.
Экономические проблемы в школе могут иметь разные причины появления, начиная от нехватки финансирования до неэффективного использования ресурсов. Определение этих проблем является первым шагом к их решению.
Определение экономических проблем в вашем ОУ
Вот некоторые признаки плохого финансирования школы:
- Устаревшая или недостаточная материально-техническая база. Это может проявляться в изношенном или сломанном оборудовании и мебели(парты, стулья, шкафы), отсутствии современных технологий и т.д. Техническое оборудование позволяет школьникам лучше и интереснее запоминать и понимать учебный материал.
- Старые, непригодные учебники и другие книги. Учащиеся вынуждены пользоваться устаревшими, изношенными и непригодными для учёбы и пользования учебниками, учебными пособиями и другими школьными книгами. Разорванные и разрисованные страницы не дают ученикам полного доступа к знаниям.
- Низкие зарплаты учителей и их нехватка. Учителя, чья работа недостаточно оплачивается, подвергаются риску выгорания из-за стресса, рабочей нагрузки и отсутствие мотивации, что в конечном итоге может привести к серьёзной профессиональной утечке кадров.
- Плохое состояние школьной инфраструктуры. Здания требуют ремонта, отопление и водоснабжение работают с перебоями, спортивные площадки, школьная территория и кабинеты находятся в неудовлетворительном состоянии, а школьный вход неудобен.
- Плохая система безопасности. Камеры, металлоискатели и другое оборудование для безопасности либо не работает, либо работает плохо. Защищённость учебных заведений - главное условие для комфортной и безопасной учёбы.
- Огромное число учеников. Если количество учащихся превышает вместимость учебного заведения - это большая проблема так и для учителей, так и для учеников. Эта проблема может проявляться в нехватке учебных материалов для всех учащихся, оборудовании, а на учителей идет большая нагрузка в связи с обучением огромного числа детей.
- Отсутствие отопления и электричества. Большие неудобства создаёт отсутствие отопления в зимний период на довольно долгое и продолжительное время, а отсутствие электричества ограничивают возможности учебных заведений в несколько раз больше.
Эти признаки указывают на системные проблемы в финансировании школы, что негативно сказывается на качестве образования и условиях обучения. Решение данных проблем требует комплексного подхода и дополнительных инвестиций в систему образования.
Как решить эти проблемы?
Если вы заметили какие-либо проблемы в финансировании своего учебного заведения, находящегося в Республике Татарстан, то есть несколько легальных способов их разрешить.
Жалоба. Все общеобразовательные учреждения финансируются за счёт государства, поэтому в случае замечания сломанных парт, разорванных учебников и плохого ремонта здания можно написать коллективное письмо. Если обращение к директору вашего ОУ не смогло решить проблему, то можно написать жалобу. Жалобу можно написать в:
- Управление образования города/района в РТ или же самой Республики Татарстан
- Администрацию города/района РТ
- Прокуратуру РТ
- Роспотребнадзор РТ
- Министерство образования РТ
Так как общеобразовательные учреждения должны быть финансированы государством, написать заявление о необходимости замены какого-либо оборудования или любой другой подобной проблеме является одним из законных и правильных решений.
Проведение акций благотворительности. Можно организовывать акции и мероприятия по сбору средств, например, благотворительные ярмарки, концерты, спортивные соревнования.
Существуют благотворительные фонды, которые с целью поддержать российское образование готовы помочь школам и к которым также можно обратиться за помочью или самим пожертвовать деньги. Например, Благотворительный фонд содействия образованию «Дар»(https://www.fonddar.ru/).
Сборы или пожертвования. Если родители не против пожертвовать деньги и самостоятельно купить какие-либо нужды ОУ, то можно легально это организовать. Одним из лучших решений будет самостоятельная закупка вещей и после передать как спонсорская поддержка. Также есть другие нераспространённые способы: составить спонсорский договор с ОУ на закупку чего-либо конкретного и перечислить деньги на расчётный счет организации или же просто пожертвовать деньги(в этом случае ОУ по своему усмотрению потратит средства).
Главное помнить: В ФЗ №273 «Об образовании в РФ» говорится о запрете учебным учреждениям проводить принудительный сбор на какие-либо нужды заведения, пожертвования родителей должны быть на добровольной основе. В нём также есть перечень целей, на которые родители не вправе закупать для ОУ, а также на которые сбор разрешён. Законодательство РФ предусматривает различные меры наказания для лиц, занимающимися незаконными сборами: штраф, арест, принудительные работы или лишение свободы.
Что может сделать руководство?
Вот несколько возможных действий, которые руководство ОУ может предпринять, чтобы увеличить финансирование и решить экономические проблемы:
1. Поиск дополнительных источников финансирования:
- Подача заявок на получение грантов и субсидий от государственных или частных организаций
- Организация мероприятий, таких как благотворительные вечера, аукционы или распродажи
- Привлечение спонсоров, заинтересованных в поддержке образования
2. Оптимизация расходов:
- Анализ и сокращение неэффективных или избыточных расходов
- Поиск возможностей для экономии на закупках, коммунальных услугах и других административных расходах
- Рационализация использования ресурсов и оборудования
3. Повышение эффективности управления:
- Внедрение системы бюджетирования и финансового планирования
- Улучшение системы учета и контроля финансовых операций
4. Распределение источников дохода:
- Развитие дополнительных образовательных услуг, таких как курсы повышения квалификации, летние лагеря или репетиторство
- Организация платных мероприятий, например, концертов, выставок или спортивных соревнований
5. Привлечение инвестиций:
- Поиск инвесторов, заинтересованных в развитии образовательной инфраструктуры.
- Разработка инвестиционных предложений, демонстрирующих потенциал и перспективы школы.
В заключении статьи можно подчеркнуть, что представленные методы и подходы не только способны помочь в решении экономических проблем в образовательных учреждениях Республики Татарстан, но и повысить качество обучения, создать благоприятную среду для учеников и преподавателей, а также сделать школу более конкурентоспособной.
Эффективное управление финансами ОУ, поиск дополнительных источников финансирования, оптимизация использования ресурсов и развитие доходных программ способны не только решить текущие проблемы, но и обеспечить устойчивое финансовое положение на будущее.
Применение комплексного подхода к финансированию школы, с учетом мнения заинтересованных сторон (учеников, родителей, преподавателей), и ответственности в расходовании средств, являются ключевыми факторами для успешного решения экономических проблем в школе и повышения качества образования.