Что известно о том, как и кем был организован теракт, и почему одной Треповой на скамье подсудимых – мало.
В Петербурге 2 апреля – годовщина теракта на Университетской набережной, во время которого погиб военкор Максим Фомин, известный как Владлен Татарский, и более 50 человек пострадали.
Непосредственный исполнитель – Дарья Трепова* известна и даже уже получила приговор. Но спустя год история теракта далека от завершения.
Анатомия теракта
Ещё к суду следователи полностью восстановили картину не только произошедшего, но и подготовки теракта. Участие Треповой* началось с сообщения в соцсети журналисту и экс-члену НБП Роману Попкову. Дарья хотела поехать в Киев, чтобы быть полезной. Организаторы теракта вспомнили об этом сообщении спустя какое-то время. Попков заявил, что у Даши появился шанс сбежать из «кровавой России» – нужно только выполнить несколько заданий.
Попков связал Трепову* с её куратором – неизвестной личностью под никнеймом Gestalt (также в Сети появлялся под другим именем – Oskolki22). С декабря 2022-го он стал поводырём Дарьи, ей даже приходили инструкции как одеваться и краситься. Он же стал и единственным «кормильцем»: с конца года и до даты теракта Треповой* перевели чуть больше 191 тыс. рублей в биткоинах, обналичить она успела лишь часть, 132 тыс. Из этих средств также оплачивались различные «расходники».
Поначалу «задания» были довольно простыми – например, забрать открытки и посетить в декабре 2022-го встречу с Татарским в Петербурге или отсканировать все страницы из книги Владлена и отправить «куратору». Но поручения довольно быстро стали отдавать криминалом. Поддельное удостоверение на имя Анастасии Криульской, которую было поручено копировать, Треповой вручили в феврале-марте. Это её, впрочем, от сотрудничества не останавливало.
Всё это время «кураторы» оплачивали проживание на конспиративных квартирах и перелёты Дарьи, например, на встречу с Татарским в Омск.
Стоит отметить, что в Москве в то же время действовал и другой агент, которому снимали жильё. Речь о Юрии Денисове, человеке считающимся агентом украинских спецслужб – в Россию он прибыл за пару месяцев до теракта. Этот мужчина в феврале 2023 года купил в Подмосковье с рук машину, которую потом не ставил на учёт. Именно он передал бомбу Треповой*. Происхождения СВУ не было установлено, однако хорошо известен его путь до кафе на Университетской набережной.
Треповой* коробку с замаскированным под бюст СВУ отправили почти «в подарок» – 8 марта Денисов вручил опасную посылку и букет цветов водителю такси, который уже передал всё Треповой, даже не зная, что вёз.
Статуэтка уже была у Дарьи в квартире в конце марта, когда она пришла на встречу с Татарским в книжную лавку «Листва», 27-го числа, и потом на ещё одну в столице 28-го. Однако эти даты не были выбраны в качестве «Дня Х», как сама девушка описывала грядущее событие в переписке с мужем.
В итоге статуэтку пришлось перевозить в Петербург. Со слов Треповой*, куратор потребовал везти бюст на машине с попутчиками, а не поездом, аргументируя якобы тем, что скульптура может пострадать при перевозке. Как ясно теперь – чтобы избежать досмотра на вокзале, но Дарья утверждает, что её тогда ничего не смутило.
Были, конечно, и места, куда Трепова* приходила без инструкции – одним из таких стала церковь. Она приходила за благословлением на переезд в другую страну, где собиралась заниматься журналистикой.
Ко 2 апреля взрывное устройство уже было в конспиративной петербургской квартире Треповой. Она активировала его, сняв с днища небольшой металлический диск, около 11 утра того дня.
Дальнейшее крайне хорошо известно: Трепова*, притворяясь Криулиной, пришла на встречу с той самой статуэткой, которую во время мероприятия подарила Татарскому. Выступавший военкор узнал её и предложил девушке сесть поближе, но она отсела и через какое-то время прогремел взрыв. Устройство активировали телефонным звонком с эстонского номера, приобретённой на Украине «симки».
Террористка или дура
Трепову задержали утром следующего дня в квартире у Дмитрия Касинцева, молодого человека, которого все знакомые описывают как «тихоню», «ботаника» и фаната настолок. Он в эту историю оказался впутан благодаря другу, Дмитрию Рылову, мужу Дарьи, который уговорил товарища спрятать его формальную супругу (известно, что брак они заключали скорее ради шутки).
Сейчас оба получили приговоры. Дарья – 27 лет колонии общего режима за совершение террористического акта, Дмитрий – 1 год и 9 месяцев за помощь. Приговор, кажется, не устроил никого – даже обвинение. Генпрокуратура РФ обжаловала, попросив более строгого – увеличить срок лишения свободы на год.
Трепова* и Касинцев не этапированы в колонию, ожидая апелляции. Позиция защиты – Дарья сама жертва преступления и не знала, что идёт на убийство.
– Дарья Трепова* не соглашалась с объёмом обвинения и обвинением в теракте, но она согласилась с тем, что тем потерпевшим, которые понесли физические страдания, она готова возмещать ущерб в частном порядке, если будет иметь такую возможность. <...> Мы морально были готовы к такому приговору, – сказал адвокат Дарьи Даниил Берман после оглашения приговора.
Трепова* в суде утверждала – была уверена, что в статуэтке прослушивающее устройство. Тут, конечно, возникает вопрос: как Дарья, если она не желала никому смерти, представляла себе использование полученной информации её украинскими кураторами? Не для того, чтобы погибли русские бойцы?
Суд, по крайней мере первая инстанция, всё же счёл, что Дарья сознательно шла на теракт. Обвинение убедило несколькими аргументами. Например, поведением Дарьи после теракта. На суде она, конечно, рассказала, что думала о том, как бы помочь пострадавшим, но ничего не сделала, что подтверждают очевидцы, якобы из-за шока. Хотя и есть видео того, как она спокойно садится в машину после произошедшего. Из показаний Дарьи следует, после взрыва она позвонила «Гештальту» якобы с криками о том, что её подставили и погибли люди. Если так, то почему Дарья продолжила выполнять его инструкции?
В том звонке Треповой сказали идти и собирать вещи – что она сделала. Затем ехать на такси, которые заказывал «Гештальт», она даже адресов не знала – и это выполнила, параллельно спрашивая у Рылова, нет ли у него друзей, которые могли бы её спрятать. В итоге, она получила контакты Касинцева. Затем по инструкциям куратора Дарья поехала покупать новый телефон в салон связи на Стачек и уже только после направилась к другу мужа.
Пути отхода ей подготовили на самом деле заранее: фото билета на рейс до Баку, который должен был вылетать вечером 2 апреля, Дарье прислали накануне теракта. Следователи нашли другой авиабилет: на рейс Санкт-Петербург – Бухара, который был куплен на имя Дарьи ещё 31 марта.
При всех утверждениях о незнании, если бы Трепову, пытавшуюся изменить внешность, укоротив волосы и сбрив брови, не поймали тогда «в гостях» у Касинцева – об организаторах убийства мы бы узнали не на суде, а из интервью украинских военных.
Известно и заключение психолога, которое было сделано после задержания Дарьи и также сыграло на признание виновности: в разговоре девушка использовала термин «день пиротехники», говоря о теракте. По мнению специалиста Трепова имеет склонности к демонстративному поведению, эмоциональна и полностью отдавала себе отчёт в своих действиях, являясь психически здоровой.
Незакрытый гештальт
Помимо судебного процесса, продолжают работу и правоохранительные органы. Как можно заметить, хотя Трепова* и Касинцев оказались на скамье подсудимых, эта участь пока не «догнала» настоящих организаторов и других сообщников. Речь как минимум о двоих, поскольку за «Гештальтом» может скрываться как один из фигурантов, так и целый отдел украинских спецов.
С радаров исчез Юрий Денисов. Не исключено, что именно он активировал взрывное устройство помимо того, что принял его и отправил Треповой*. Этот уроженец Донецкой области, которого знакомые по посёлку описывают ёмкими «тварь» и «мутный», после теракта испарился. Известно, что 3 апреля он вылетел транзитом через Армению в Турцию и на этом след агента ВСУ теряется.
Официальным организатором теракта считается Роман Попков. В июне 2023 года следственный комитет заочно предъявил ему обвинения по статье о «руководстве совершением террористического акта». Как и Денисов, Попков объявлен в розыск.
Однако понятно, что оба находятся на территории Украины, куда российскому правосудию добраться тяжело. Пока что. Однако надеемся, что максима «возмездие и забвение» работает относительно любого совершённого в России теракта.