Родственники террористов, устроивших жестокую бойню и пожар в "Крокус Сити Холл", теперь проверяются на предмет причастности. Причём внимание к ним проявили не только в России, но и в родном Таджикистане. Как выяснили журналисты, отправившись в кишлак Лойоби (оттуда родом Шамсидин Фаридуни*), большую часть родных террориста уже забрали люди "в официальной одежде".
Иронично, что в тех странах, откуда в Россию чаще всего едут "иностранные специалисты", власти активно борются с религиозным экстремизмом (во всяком случае, пытаются это делать). В среднеазиатских странах – в том числе Таджикистане, Узбекистане – запрещают носить бороды, и крайне не приветствуют никабы. Всё это считается одним из проявлением ваххабизма. А вот в России на такие "мелочи" внимания не обращают.
Есть большие вопросы и к тому, как "фильтруются" прибывающие в нашу страну "иностранные специалисты". Недавно стало известно о том, что родной брат задержанного террориста Далерджона Мирзоева* - профессиональный боевик, который воевал в Сирии, а вся семья террориста была под особым контролем в Таджикистане. Однако, как отмечает журналист и депутат Мосгордумы Андрей Медведев, даже не эти вопиющие факты - самые важные в этой ситуации. Он обратил внимание на информацию, которую многие могли попросту пропустить, как говорится, мимо ушей.
"Односельчане Далерджона* рассказали нам, что их сосед был далёк от религии ровно до той поры, пока не переехал в Москву",
- процитировал он сообщение СМИ.
"То есть брат-исламист - в Сирии. А человек становится радикалом только после того, как переезжает в Россию. Знаете, почему так происходит?"
- задал вопрос Медведев.
По его словам, дело в том, что в Средней Азии местные власти ведут с религиозными радикалами "жесточайшую по форме и по сути борьбу".
"Вы не увидите в Азии таких бородачей, какие ходят по улицам в России, не увидите женщин в парандже/никабе. Там за это наказывают. Принадлежность к любым неофициальным исламским организациям - это уже основание, чтобы человек попал под подозрение спецслужб. Мечети, которые попадают под контроль салафитов, могут легко закрыть без малейших колебаний. И куда же едут радикалы из Центральной Азии? Ну, давайте угадаем? Где им легко получить гражданство, вид на жительство, где у них даже не берут отпечатки на въезде? Что это за страна такая?",
- пишет Медведев.
В общем, неудивительно, что сразу после теракта в "Крокусе" спецслужбы Таджикистана отреагировали срочным визитом к родственникам убийц, устроивших бойню в России. К ним отправились уже 23 марта - в тот же день, когда задержали четверых исполнителей. Корреспонденты издания "Азия-Плюс" съездили в село Лойоби, откуда приехал в Москву задержанный Шамсидин Фаридуни*. Этот глухой аул с неказистыми домами находится в 25 километрах от Душанбе.
Примечательно, что на месте оказалась только дальняя родственница — жена дяди террориста. Всех, кто поближе, с её слов, "забрали": отца, мать, брата, жену с 8-месячным ребенком, тёщу, дядю и двоюродных братьев. Кто забрал? По объяснениям женщины, люди "в официальной одежде". Скорее всего, сотрудники спецслужб Таджикистана. Куда всех увезли, она не знала.
"Моего мужа и сыновей тоже нет. Они пошли разузнать о своем дяде и больше не вернулись. Не знаю, где они сейчас и что с ними",
- цитирует жительницу села "Азия-Плюс".
Оперативную разработку всех, кто имел отношение к нападавшим в "Крокусе", подтвердил "РИА Новости" источник в таджикских спецслужбах. Сообщается о девяти задержанных. Они подозреваются в возможной связи с исполнителями ЧП. Уточняется, что задержания произошли в городе Вахдат. Оттуда родом Далерджон Мирзоев*, а Шамсидин Фаридуни* сидел там в тюрьме.
Супруга дяди Фаридуни* оказалась словоохотливой. Рассказала, что её задержанный на Брянщине родственник учился в школе до 7 класса. Был мальчиком спокойным, его разговоры и поведение не вызывали подозрений. Разве что был арестован за сексуальные домогательства... Речь идёт, между прочим, о попытке изнасилования 13-летнего мальчика. За это Фаридуни* в 2015 году был осужден на 5 лет и 8 месяцев. Получается, извращенец своё отсидел и засобирался в Россию. Более того: в московском суде во время ареста он и глазом не моргнул, заявив, что ранее не привлекался к уголовной ответственности. Предположим, что привык лгать об этом – ведь могут и не проверить.
Между делом 25-летний мигрант успел обзавестись женой и ребёнком. Работал на фабрике в Подольске. А потом ему предложили денег за участие в нападении на "Крокус", и отказываться он не стал. Съездил в Турцию на средства ещё одних задержанных, Исломовых, и получил инструкции.
"Мы не увидели в его поведении ничего подозрительного. Он уехал в Россию шесть месяцев назад и отправлял деньги своей семье",
- говорит теперь ещё один таджикский родственник Фаридуни*.
За несколько дней до задержания, вспомнила еще жена дяди из кишлака Лойоби, Шамсидин* позвонил тестю и пригласил его на работу. У него были планы работать с ним. Но не сложилось. Только потом стало ясно, какого рода "работу" предлагал Шамсидин*.
Родные говорят, что в Москве он был зарегистрирован в квартире своей сестры Махбубы Заргаровой (однако в некоторых СМИ со ссылкой на показания самого арестованного террориста указывают – он якобы рассказывал, что регистрацию сделал совсем в другом месте, помог некий предприниматель). Загарова с тремя детьми, отметим, была депортирована на родину. Пока Махбуба рыдает по России и своей незадавшейся там жизни, родственники ломают головы, куда её с отпрысками поселить. С мужем она развелась, кроме как в аул под Душанбе, ей больше ехать некуда. Впрочем, Махбуба легко отделалась. Повар из чайханы Алишер Касимов сдал Фаридуни* квартиру и теперь тоже сидит в СИЗО за пособничество.
А ещё любопытная деталь. Выяснилось, что именно Фаридуни* частенько представлялся не своим именем – назывался Абдулло. И как тут не вспомнить, что это имя называл Далерджон Мирзоев* после задержания, рассказывая о том, как его вербовали для совершения теракта. Мать Мирзоева* тем временем успела заявить – не может поверить, что её сын мог стать убийцей. А мачеха Мухаммадсобира Файзова* вообще выступила с призывом к русским не ополчаться против родных террористов. Мол, близкие убийц знать не знали, что те вовлечены в страшное дело. Впрочем, доказывать это они теперь будут представителям спецслужб.
В МВД России тем временем завершили работу над законопроектом, который фактически ужесточает контроль в сфере миграции. Ужесточение коснётся и сроков пребывания мигрантов в России, и ответственности работодателя, и высылки из нашей страны.
* Шамсидин Фаридуни, Далерджон Мирзоев, Саидакрам Рачабализод, Мухаммадсобир Файзов внесены Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов.