Найти тему

НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ, 1963 г

Георгий Епифанцев и Жанна Прохоренко  в главных ролях.
Георгий Епифанцев и Жанна Прохоренко в главных ролях.

Фильм Владимира Герасимова.

В советском кинематографе два режиссёра Герасимовых.

Легендарный режиссёр-педагог ВГИК , руководитель киностудии Горького Сергей Герасимов , который снял "Молодую Гвардию", "Тихий Дон" "Юность Петра", "Семеро смелых" и еще много других известных картин.

И другой, Владимир Герасимов - искусный мастер жизненной философии, в списке у которого не так много фильмов, зато все они с очень глубокой смысловой нагрузкой.

Непридуманная история - это история о семейной паре металломонтажников, у которой возникают непримиримые разногласия. Но какого характера эти разногласия? Вот в чем вопрос.

Сценарий к фильму написан по рассказу советского писателя-очеркиста Ильи Зверева - "Что человеку надо?", сам рассказ основан на истории реальной девушки, с которой был знаком автор - сварщицей Верой ( в фильме Варя), работавшей на стройке, отсюда и название фильма - "Непридуманная история".

Традиционно, ссылка на фильм .

Советское кино формировало на экране образ идеального, правильного для общества человека, выстраивая ориентиры поведения.

Кадр из фильма. Жанна Прохоренко в роли Вари.
Кадр из фильма. Жанна Прохоренко в роли Вари.

Вот в этом фильме противопоставляется типаж общественного человека против собственника.

Варя смело ходит по арматуре на самой верхотуре без страха и страховки. И в жизни также: она с легкостью сносит любые неудобства: предложили пожить в умывальной комнате - легко! Нужно завтра сорваться и ехать в даль туманную на новый объект - ух ты ж! К деньгам она относится без эмоций, шубы не нужны, а вот магнитофон на всю премию, чтобы песни записывать - вот это дело! Ну и что, что дома супа нет, зато ходила снег чистить с товарищами.

Кадр из фильма. Жанна Прохоренко в роли Вари.
Кадр из фильма. Жанна Прохоренко в роли Вари.

Анатолий - ее полная противополжность.

Кадр из фильма. Георгий Епифанцев в роли Толи Левчукова.
Кадр из фильма. Георгий Епифанцев в роли Толи Левчукова.

Его раcстраивает мысль, что их селят в умывальную комнату после свадьбы.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Он хочет красиво одеть жену, купить ей с премии пальто, не хочет ездить по всей стране, в которой идет большая стройка. Он хочет получить квартиру и ее обустроить, чтобы жена готовила обед, дети росли опрятные, чтобы всего было вдоволь, одним словом "все в дом".

И вот они не могут примириться: Варя рвется к людям - Толя бежит от людей.

- Ой, Толик, Толик, что же ты наделал? Как же мы теперь людям в глаза-то смотреть будем?
- О людях, потом... давай о себе поговорим.

Для Вари - главное работа, а для Толи - семья.

Очень старались понять друг друга, Толя уступал много раз, пытался стать отзывчивым к людям. Однажды помог вдовой соседке (роль Татьяны Дорониной) разгрузить самосвал кирпичей и тут же после этого поспешил рассказать об этом Варе, чтобы порадовать ее. Но она восприняла этот поступок обыденно, для Толи же это был подвиг. Такая реакция оскорбила Толю и он решил найти другую женщину назло Варе, вернулся к вдовой соседке, но понял, что любовь к Варе сильнее и прибежал обратно.

Кадр из фильма. Татьяна Доронина в роли Клавы Байдаковой.
Кадр из фильма. Татьяна Доронина в роли Клавы Байдаковой.

С современной точки зрения можно с точностью сказать, что Толя и Варя не сошлись по мировозрению. Она экстроверт, он интроверт. Но авторы фильма делают ставку на "социальной активности", ясно дают понять, что Варя высокая личность, а Толя - меркантилист и мащанин (страшное слово для советского общества). Даже символично, что Варя стоит во весь рост и не боится упасть, а Толя дрожит от страха - не переносит высоту, это как раз символичное изображение "маленького трусливого человека".

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В романе британского писателя Джорджа Оруэлла "1984" (свои ощущения по этому романуйт изложила здесь), тоже описываются процессы устройства общества и одной из сторон являлась как раз обязательная общественная деятельность. По книге это делалось специально, чтобы не дать человеку личного времени на собственные индивидуалистические мысли.

В Советском же Союзе это делалось, чтобы все мыслили и двигались в одном направлении.

Сейчас мещанство, индивидуализм перестали быть плохим понятием. Сейчас вообще перестало быть чего-то определенно плохого, так и хорошего и понятий-то как таковых больше нет. Поэтому и дети ругаются матом.

Фильм на подумать, спорный, но интересный. В нем много других поведенческих моментов, которые я уже опущу.

Главное, что я теперь знаю, откуда эта фраза "А если бы это были патроны?".