Найти в Дзене

Компания, пережившая ядерный взрыв - Mazda.

Оглавление

Япония – страна восходящего солнца. Цитадель древних традиций и колыбель новых технологий. Помимо легендарных Nissan, Honda и Toyota, в списке японских автомобилестроительных компаний присутствует и Mazda, и её история не менее интересна, чем всех вышеперечисленных. Начать стоит с того, что заводы Mazda были единственными заводами, которые видели и пережили ядерный взрыв. Интересно? Тогда оставайтесь со мной.

Исторический контекст и ранние годы.

В 19-м веке, Япония была крайне закрытой, консервативной и феодальной страной. Власть принадлежала так называемым саганам, что по-нашему – князья. Эти самые саганы установили закрыли границы, что конкретно остановило какое-либо развитие страны, а попытки установить контакт не приводили ни к чему: Всё упиралось в банальную бюрократию. Когда в 40-ых годах 19-го века к берегам Японии приплывали Американские корабли, то их отправляли к местным министрам, а те, в свою очередь, обещали поговорить с главным сёгуном. Как можно догадаться, подобные обещания практически никогда не исполнялись. США в какой-то момент это всё достало, и они пригнали к берегам столицы паровые корабли с пушками. Координируя свои действия, они перепугали весь народ. До этого, никто и никогда не видел подобного творения. Изначально, Америка предупреждала правительство о своих намерениях, а когда прозвучали первые холостые выстрелы, правительство ещё больше убедилось в этом, но попросило год отсрочки, поскольку тогдашний сёгун Токугава Иэёси сильно болел и не мог принимать решения. США согласилось и оставило Японию. Через 20 дней, сёгун всё-таки умирает, а на его смену приходит сын, который ещё более был слаб по здоровью. По итогу, в 1853-м году, Абэ Масахиро, глава правительства Японии созывает собрание, на котором необходимо наконец принять решение: Открывать границы или оставаться сами по себе. Слева давило консервативное правительство, которое не одобряло никаких нововведений, а справа давило уже правительство США, которое угрожало высадить десант, если Япония не откроет границы.

Рисунок корабля, что остановился у берегов Токио.
Рисунок корабля, что остановился у берегов Токио.

По итогу, было принято всё же оставить традиции в прошлом и наконец открыть границы для всех иностранцев. И с этих пор началось развитие Японии как страны. Произошло это в 1854-м году.

Первые японские автомобили появились примерно в 1902-м году. В этом году появился первый прототип японского автомобиля, шасси в котором было сделано в Японии, а двигатель – уже американский. Первый бензиновый автомобиль, полностью Японский создаётся в 1907-м году. Назвали его Такири, что переводя на наш означает «Гремящий», потому что когда он работал – он скрипел, громыхал и шумел чуть ли не на всю улицу.

Первый полностью японский автомобиль.
Первый полностью японский автомобиль.

Теперь, когда более-менее понятна картина Японии того времени, переносимся на 13 лет вперёд. В 1920-м году, Дзудзиро Мацуда создаёт в Хиросиме компанию, которая называется Toyo Cork Kogoyo. Основной продукцией предприятия стали изделия из пробкового дерева. Первый успех компания получает в 1931-м году, изготовив трицикл, который получил название Mazda Go. В этот же год компания переименовалась в Mazda. Название было выбрано потому, что, во-первых - было созвучно с именем Мацуда, а во-вторых, западноазиатский бог мудрости, ума и гармаонии назывался Ахура Мазда. Трициклы экспортировались в Японию и Китай, где приобрёл огромную популярность благодаря своей манёвренности и грузоподъёмности. В 1935-м году, Мазда начинает производить горнодобывающее оборудование для рудников Сумимото, а 1 сентября 1939-го года, Германия нападает на Польшу, и начинается вторая мировая война. Завод Мазды, помимо производства манёвренных трициклов, переделанных под военные нужды начинает производить также оружие. Самым популярным оружием, которое производила Mazda – была винтовка Type 99 Arisaka.

Ядерная агония.

6-го августа 1945-го года, в 1:45, американский бомбардировщик вылетел с аэродрома по направлению в Японию. На борту с ним была ядерная бомба. К 7-и утра, самолёт достигает цель. Через час, в 8 часов утра, самолёт B-29 на высоте свыше 9 километров произвёл сброс ядерной бомбы на центры Хиросимы. На высоте около 400 метров над землей произошла детонация бомбы. Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва люди погибли мгновенно, а взрывная волна сбивала с ног практически всех, разрушая хлипкие деревянные постройки и выбивая окна. За несколько секунд, 90% людей, находившихся на расстоянии 800 метров и меньше, погибли. Завод Mazda, расположенный в этом же городе получил значительные повреждения – была разрушена половина завода. Часть, которая уцелела стала координационным центром всего города, куда бежали оставшиеся в живых.

Руины.
Руины.

Общее количество потерь составило от 70 до 80 тысяч человек, а из-за последствий это количество увеличилось: От 90 до 166 тысяч человек. Япония подписала акт о капитуляции 2-го сентября 1945-го года, в 9:02 по местному времени. С тех пор, Япония больше не участвовала ни в каких вооружённых конфликтах. Ей также запретили производить оружие, военную технику, а также обвесили страну огромными долгами.

Последствия.

Завод Mazda вернулся к работе в декабре 45-го года и принялся активно участвовать в восстановлении Хиросимы. В 1948-м году, компания снова вернулась к производству трициклов. В 50-ые года начинается Корейская война, и в этот же момент, на Японию обращает внимание США, поскольку это был крайне выгодным плацдармом. С 50 по 53-ий, экономика США вложила в японское производство около 2,5 миллиардов долларов. В 1951-м году был подписан Сан-Францисский договор о мире, и частично санкции на Японию ослабли, и все производители кинулись создавать автомобили.

Одним из первых автомобилей, которые производила мазда был пикап Mazda Type CA.

Mazda Type CA
Mazda Type CA

В тех же 50-ых годах, Mazda выкупает технологию роторного двигателя, который был компактный, лёгкий и мощный. Проблема была в том, что, не смотря на все плюсы, ребром стояла главная проблема: Его ненадёжность. Роторные двигатели того времени выходили из строя очень быстро. Первые прототипы разваливались спустя 200 часов испытаний. Скептический к данной технологии стал относится даже главный инженер. Чтобы ликвидировать все проблемы, японцам пришлось придумать новую конструкцию и заменить материал для уплотнителя стенок камеры сгорания, что увеличило ресурс до 100 тысяч километров. И первым автомобилем с роторной технологией стал маленький Mazda Cosmo Sport, дебютировавший в 1967-м году. Мотор развивал всего 130 лошадиных сил, а максимальная скорость превышала 185 километров в час. Да только разгон у машины был королевский. Добавляем в эту картину то, что машина весила меньше тонны, всего 940 кг, и получаем то, что эту машинку не могли догнать даже самые быстрые маслкары. Чтобы ещё больше утереть всем нос, японцы выставили эту машину в 84-х часовой гонке на Нюрбургринге, и мазда заняла 4-е место в общем зачёте, уступив Порше и Lancia Fulvia.

Mazda Cosmo Sport.
Mazda Cosmo Sport.

Следующим автомобилем с роторным двигателем стала Mazda Familia, которую представили тоже в конце 60-ых. Стоимость была значительно меньше, чем у Cosmo Sport, а надёжность и управляемость была на уровне. Помимо этого, Фамилия была первой маздой, официально экспортировавшийся в США. Всё это привело к тому, что Мазда Фамилия стала самым быстрым автомобилем, достигшим миллиона экземпляров.

Mazda Familia
Mazda Familia

В 1973-м году, ОПЕК выходит с заявлением, что могут прекратить поставки. Нефть взлетает в цене, и тут же рушится культ огромных американских автомобилей. На смену им приходят те самые японские малолитражки, которые потребляли мало, а по надёжности их было просто не догнать.

В 75-м году, принимают первый «Закон о чистом воздухе», дабы уменьшить содержание вредных выхлопов в автомобилях. Доработав свой роторный двигатель, Мазда тоже заняла свою нишу в авторынке Штатов, поскольку расход был кратно меньше, чем у американцев, выхлопов ещё меньше, а цена и обслуживание чуть ли не на самом низу.
В этот же момент, американские производители чувствовали себя очень плохо. У них ничего не получалось сделать со своими моторами и компании легко могли обанкротится. Благодаря частичному слиянию и покупке технологий, Форд пережил агонию 70-ых годов.

Mazda и самые известные спортивные автомобили.

Технологии роторного двигателя ставились не только на обычные автомобили, но и на спортивные версии. В 1978-м году, компания представила Mazda RX-7. За всё время, автомобиль разошёлся тиражом в 811 тысяч автомобилей и стала одним из тех автомобилей, которые так любят дрифт-гонщики.

Ещё одним известным автомобилем от компании Мазда является купе и родстер MX-5. Компактный, красивый, лёгкий, а главное – надёжный автомобиль с откидным верхом заимел такой же статус, что и RX-7. Автомобиль был настолько комфортным в управлении, что стал самым продаваемым родстером всех времён.

Mazda MX5
Mazda MX5