Разгадывать замысел режиссера - дело всегда мало благодарное. потому что мы - не он, создатель фильма. Мы можем судить о "механизме" авторской идеи опосредованно, через сопоставление событий, деталей и деталек в сюжете.
Но вот в чем закавыка: все детали и детальки при близком рассмотрении и с учетом контекста фильма могут менять свой смысл. И в этом случае ориентироваться необходимо на общий итог фильма и на финал киношной судьбы главных героев - это хорошо корректирует выводы по деталькам...
Вот, говорят, что в мультфильме, который предшествует фильму, на печати горе-архитектора, которому не дали создать красивое и сложное здание с разнообразными красивыми деталями, - масонское око.
Посмотрите сами мультфильм и убедитесь сами: на печати восходящее солнце, ветви растения с листьями, которые вполне можно принять за стилизованные колосья, как но гербе СССР, есть еще и упрощенный символ греческого храма с тремя колоннами, на фронтоне которого - не око, а треугольник. Его можно трактовать как Око? С большой натяжкой. По факту - это Треугольник.
Общий смысл мультфильма: Человек-Строитель, Архитектор, вынужден отказаться от Сложного и Красивого Строения из-за финансовых, организационных, производственных аргументов в пользу Простого и Типового Здания.
Типовой проект и типовые здания заполонили весь мир. В фильме Рязанова "здание" является символом не только жилого дома, но и более сложно организованных "проектов", связанных с созиданием,например, жизни человека, его Судьбы. Судя по развитию сюжета, Рязанов считает, что Типовое начинает проникать и в область смысла человеческой жизни и в область любви, замахивается на саму Судьбу - так следует понимать главную интригу фильма, в которой взламывается Типовое и появляется Неординарное.
Есть ли в мультяшной истории перед фильмом метафорический смысл? Конечно, есть. А там, где метафора и размытые детали, не поддающиеся однозначному "опознанию", всегда можно подозревать присутствие "масонского" знания. Пишу в кавычках, потому что масонство - это одна из сильно политизированных разновидностей древнего знания, т..н. науки Гермеса, имевшей корни и в Древнем Египте, и в Передней Азии, и в Индии, и в античном мире. Цель науки Гермеса - понять глубинные причины происходящего в мире природы и людей, а также проявить наиболее важные закономерности в существовании живых форм на земле, того, что позже назвали архетипами, т.е. вечными типами, образцами.
В фильме "Ирония судьбы..." речь идет об очень важном архетипе - тенденции к упрощению (вульгаризации, выражаясь по-научному), присущей человеку в любую эпоху. Люди в своей деятельности часто стремятся к оптимизации, которая всегда связана с экономией затрачиваемой на эту деятельность энергии и ресурсов. Чем проще и быстрее, - тем успешнее, а уж в век торговли и конвейерной промышленности эта тенденция усиливается. Вот, и Искусственный Интеллект подоспел к нам в помощь, и скоро мы сможем отказаться от функции мыслящего существа, перепоручив большую часть сознательной деятельности машине...
О замысле сценариста фильма, действительно, можно сказать, что он находится в русле герметического знания, т.к. демонстрирует тяготение к высоким обобщениям. Но, простите, разве каждый поэтически одаренный человек, способный к глубоким мыслям, стопроцентно - масон или адепт науки Гермеса? А если создатель фильма очень хорошо знает историю и древние мифы, и это знание применяет для расцвечивания своего фильма разными "чудесами" и "фишками" - он кто? Давайте остановимся именно на этом, неопределенном варианте статуса талантливого, многознающего, умеющего воплотить архетип в современную "оболочку", понятную своим современникам, творца (точнее, двух творцов, - фильм создал Эльдар Рязанов по пьесе Эмиля Брагинского).
Еще один архетип, воплощенный в позиции и действиях главных героев, тоже можно считать герметическим - отношение человека к неожиданным Переменам, влекущим за собою смену рисунка и направленности человеческой судьбы.
Что есть случай?
Современный человек, впрочем, как и во все предшествовавшие нашей эпохи, стремится к максимальной предсказуемости событий своей жизни. Нам жизненно важно знать, что все грядущее нами уже освоено и будет развиваться по накатанному. Никто не любит неожиданностей!
Случайности, меняющие жизнь и саму судьбу, во все времена рассматривались как проделки злых сил, Рока, или же, что чаще всего, злой волей людей, которым выпала доля вломиться в чужую жизнь.
Собственно, вот эту роль "злоумышленника" примерил на себя положительный, совсем непьющий главный герой "Иронии судьбы...", замечательный хирург и стеснительный мужчина - Евгений Лукашин. Он стал на одну ночь "злым алкоголиком", бросившим свою невесту в Москве и разбившим союз Надежды и Ипполита в Петербурге. Случай ввел Евгения в состояние беспамятства по, кстати, очень даже приемлемым трем поводам: новогодней традиции "мальчишника", кануну его свадьбы и и проводам друга. Не менее благие намерения пьяных друзей Лукашина ситуацию развили до "упора" - произошло отбытие Евгения в другой город.
Случай сделал Евгения "плохим" на время его алкогольного беспамятства, и произошло это в канун Нового года, времени, волшебного с древних времен, потому что оно связано с великим переломом в Природе от Тьмы, Холода и Смерти - к Свету, новой Весне и новой Жизни. Новый год - время Надежды, если смотреть на него метафорически, и у главной героини вовсе не случайно имя - Надя.
"Код" Рождественской сказки в фильме соблюден то тонкостей. Главный герой не просто становится на время "плохим", он как будто бы "умирает" в своем беспамятстве. Помрачается. И происходит это в бане, которая не только у нас в России, но и изначально на Востоке рассматривалась как место, пограничное между миром живых и мертвых, особая Территория, доступная нечеловеческим силам, в которую открыты "двери" из их мира. Неслучайно и рожали в бане, и покойника перед похоронами на ночь оставляли в ней же: так дух человеческий приближался к своим истокам, начальным и конечным.
Герою с именем "ев" (хороший) + "гениус" (род), т.е. герою благородному, Случай, читай, Банный пинок высших сил, дал возможность встретиться с Надеждой, с Новой Жизнью.
Зачем?
Евгений именно "по новому адресу", который точно, как его домашний, но с проживающей там другой женщиной, Надеждой, становится иным. Он становится смел (а с прежней невестой, Галиной, по старому адресу - был неуверен и требовал постоянных подталкиваний к действию с ее стороны), нахален, выгоняет прежнего жениха Нади Ипполита, даже пытается с ним драться. Произошло новогоднее или рождественское чудо: герой обретает точку опоры и точку приложения своих сил, он находит настоящего себя и свою любовь.
Чем была бы его жизнь с Галиной, если бы не случилось "невероятной истории" по перемещению. его на Такой же адрес, но в Иное пространство и с Другой женщиной? Это была бы неплохая Типовая судьба, Спокойная, потому что значение имени "Галина" - "тишина" : кому приходить в дом, как в ситуации с Катанянами, определяла бы Галина, она "рулила" бы Евгением вообще в очень многом, как это началось сразу после его согласия на ее напрашивающееся предложение вместе встречать Новый год,
Евгению дан шанс Другой судьбы.
И это же шанс отбирается у Галины и Ипполита, прежних "визави" Евгения и Надежды.
В чем же они "виноваты"?
Почти две серии происходит сложная история столкновения героев со Случаем, с разнообразными их реакциями на неожиданную ситуацию.
Не в одно мгновение происходит перемена статуса и отношения друг к другу женихов и невест.
Женя и Надя оказываются людьми, способными вглядеться в виновника "злого" случая и оценить его по достоинству. А Галина и Ипполит к этому неспособны. Неожиданная ситуация, над которой Надя пытается смеяться, у Ипполита вызывает ярость, ревность и недоверие к невесте. Также недоверием и ревностью кипит душа Галины. И они не могут справиться с этими чувствами мелкого собственничества и уязвленного самолюбия даже под угрозой потери своих любимых.
Да, и Галина и Ипполит - прекрасные люди, которых обидели. Но согласитесь, после их безобразных сцен и обвинений партнеров очень трудно вернуться к состоянию безмятежного доверия и любви к ним со стороны наиболее "пострадавших" героев - Нади и Жени.
Так рождается финал Рождественской сказки, в которой взрослые люди вначале оказываются в роли "игрушек" в руках Случая, а выходят из всех перипетий,опираясь на качества своих душ. "По подвигу - и награда".
Две сцены объясняют в финале все происходящее отнюдь не волей высших сил, банной традиций и пр., пр. Это разговор Лукашина и Ипполита об их кредо, в котором Ипполит обозначает свою ненависть к людям, живущим порывом и чувствами, и сцена прогулки Нади по новогоднему Петербургу под стихотворение "С любимыми не расставайтесь".
"Типовая" Рождественская сказка завершается сценой любви после долгих мытарств героев, режиссер решил так.
Но вопрос о том, какой финал был бы правильнее при равенстве и всегдашности "типов", представленных Евгением и Надей (людьми, не боящимися Случая) и Ипполитом и Галиной (живущим по типовой "программе"), много глубже, чем мог позволить себе режиссер в атеистическом Советском Союзе.
Этот вопрос не о том, что, может быть, тихое "подкаблучное" счастье Евгения с Галиной в Москве и такое же тихое, со сценами неоправданной бурной ревности, счастье Надежды с Ипполитом, более правильно, а в том, допускаем ли мы присутствие воли Высших сил (Бога) в нашей жизни?
От решения этого вопроса завит, какой код увидит человек в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром" - "масонский" или Рождественский.