Итак, друзья, в моих путешествиях на неопределённое время наступил небольшой перерыв — о его причинах я подробно рассказывал в этой статье. Так что самое время расчехлить фотоальбом и обратиться к прошлым поездкам, о которых я ещё не успел вам рассказать.
И начнём мы с нескольких статей о Федоскинской фабрике миниатюрной живописи — некоторые из вас разгадали мои намёки)
Фабрика расположена всего лишь в 20 километрах от МКАД по Дмитровскому направлению. И первый удивительный факт: расположена она не в селе Федоскино, а в сельце Данилково.
То есть юридически, конечно, Данилково было упразднено в 2015 году и введено в состав Федоскино, но вот за пару десятков метров до фабрики сидит знак, что Федоскино закончилось, и началось Данилково. Вот и думайте: никакого Данилкова уже нет, а знак висит.
Так что главное, что вам необходимо знать: это всё соответствует истории, федоскинская лаковая миниатюра родилась не в Федоскине, а в Данилкове.
Случилось это в конце XVIII века, когда купец Пётр Коробов привёз в Россию немецкую технологию и открыл в Данилкове фабрику лаковых козырьков для армейских головных уборов. Времена были неспокойные — козырьков для армии требовалось много. И особенно много их требовалось во время Отечественной войны 1812 года — предприятие начало процветать.
В 1818 году Коробов привлёк к управлению своего зятя Петра Лукутина, а вскоре и передал ему фабрику. Предприятие начало выпускать ещё и табакерки и в скором времени достигло ещё большего успеха, получив право наносить на изделия изображение государственного герба.
В общем, всё у фабрики было хорошо: ассортимент товаров рос, количество работников росло ещё быстрее, изделия регулярно получали награды на российских и международных выставках. Фабрика перешла от Петра Лукутина к его сыну Александру, а потом — к его сыну Николаю (который на сайте самой фабрики почему-то обозван как «Н.В.», а не «Н.А.»)
И вот со смертью этого самого Николая, фабрика пришла в упадок и закрылась. Понадобилось целых шесть лет, пока собралась группа инициативных бывших работников и решила создать на месте фабрики артель.
Артель с трудом, но всё же пережила революцию и смогла снова встать на ноги, получив очередной диплом уже от новой власти — за этим последовало новое признание и новый спрос на изделия.
В 1943 году фабрика получает государственное финансирование, а её работники возвращаются с фронта и получают освобождение от дальнейшей службы. Говорят, что изделия фабрики использовались в качестве оплаты американцам за поставки военной техники по ленд-лизу.
В поздние советские годы дела у фабрики идут хорошо. И такими бодрыми темпами она входит в новую Россию, продолжая развиваться, пока, наконец, в 2022 году её не выкупает частный инвестор.
Да, друзья, сейчас фабрика снова оказалась в частных руках. К чему это приведёт, пока не знают даже её работники.
Вот вам, друзья, краткая история фабрики. Не знаю, насколько вам было это интересно — ведь гораздо интереснее посмотреть, что там внутри, в цехах, не так ли?
Ну пойдёмте, покажу.
Чтобы гарантированно попасть на экскурсию, нужно заранее записаться — не пренебрегайте этим, потратьте пару минут на телефонный звонок. И запишетесь, и все интересующие вопросы зададите.
Ну и вот вам мой главный совет: если есть возможность, езжайте в будний день, когда цеха работают!
Потому что слушать экскурсию и узнавать, как создаются все эти шедевры, конечно, увлекательно, но ещё увлекательнее было бы увидеть мастеров за работой.
А так, пришлось довольствоваться рассказом. Благо, он очень подробный — нам очень повезло с экскурсоводом Ириной Дьяковой. Кстати, помимо работы художником и проведения экскурсий, Ирина пишет стихи, посвящённые любимому ремеслу. Скоро у неё должна выйти книга (а может, уже и вышла).
Ирина прекрасно рассказала нам обо всех технологических операциях, начиная от набивки картона. Да-да, федоскинские изделия — это папье-маше, то есть множество слоёв склеенного и проклеенного картона. Говорят, дерево не выдержит многократных сушек, а вот картон — вполне. Изделие получается невероятно прочное.
В общем, после склеивания, прессования и сушки, заготовки попадают в слесарный цех, где им придают требуемую форму, шлифуют и доводят до готовности к росписи.
Точнее, к живописи: федоскинское искусство называется «живописью», а не «росписью» — единственное из народных ремёсел.
Процесс нанесения изображения нам, кстати, показали — мастера-художники в отличие от всех остальных работают по сдельной оплате, поэтому не стесняются выходить на работу и в выходные дни.
Нам довелось познакомиться и с опытнейшей художницей фабрики — Нонной Иосифовной Кузнецовой, которой — страшно представить! — 90 лет! И ничего, до сих пор в строю, рука тверда, как и раньше.
«Фирменный» сюжет Нонны Иосифовны (ставший и фирменным сюжетом всей фабрики) — это Хозяйка Медной Горы. Именно за её изображением мы и застали мастерицу.
Изображение наносится в три-четыре слоя: от замалёвка до прорисовки финальных штрихов. Некоторые части изображения наносят на основу из металлического порошка, сусального золота или — чудо какое-то! — инкрустированных кусочков натурального перламутра. Да, из настоящих ракушек.
Такие участки картины как бы светятся изнутри. Посмотрите на луну и воду!
Ну а после завершения изображения следует длительный процесс лакирования — бывает, что на изделие наносится до 30 слоёв лака! И после каждого — сушка и полировка.
Процесс изготовления одного изделия может занимать до полугода!
После экскурсии по цехам нас повели в музей при фабрике, где показали множество замечательных изделий — от XVIII века до наших дней.
Среди прочего здесь выставлена картина-обладатель мирового рекорда как самое больше в мире панно из папье-маше — изображение двух троек лошадей размером 180 на 140 сантиметров.
Кстати, тройка — ещё один распространённый в Федоскино сюжет. Выполняющих его художников называют, кхм, «троечниками». Говорят, они не обижаются)
В общем, вот такая экскурсия, друзья. Вот такое Федоскино. В следующей статье я расскажу вам, как же умудряется выживать фабрика, которая в 1970-е годы (считающиеся периодом застоя) выпускала 120 тысяч изделий в год, а в наши сытые благополучные времена выпускает всего тысячу.
- P.S. В очередной раз напомню про то, что жильё в своих путешествиях я бронирую через сайт Суточно.ру (Реклама. ООО «Суточно.ру». ИНН 7709908155), а экскурсии — через Трипстер (Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R)