26 июня 1978 года самолет авиакомпании Air Canada разбился при взлете в международном аэропорту Торонто. Погибли двое из 102 пассажиров, находившихся на борту.
10-летний McDonnell Douglas DC-9 авиакомпании Air Canada в тот день выполнял регулярный рейс номер 189 из международного Оттавы в Ванкувер с промежуточными посадками в Торонто и Виннипеге.
Самолет, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney JT8D, успел налетать 25 476 часов с момента его поставки перевозчику в апреле 1968 года. DC-9-32 ― это удлиненная версия оригинального DC-9 с увеличенным размахом крыльев и улучшенными летными характеристиками.
Лопнула шина
Ранним июньским утром рейс из Оттавы без каких-либо проблем приземлился в Торонто в 07:25 по местному времени.
В 07:45 новый экипаж поднялся на борт самолета и получил команду вырулить на взлетно-посадочную полосу 24R.
В 08:08 было поступило разрешение на взлет, и командир привычно начал разгон.
Сначала все шло нормально, но в тот самый момент, когда самолет набрал скорость 270 км в час, пилоты почувствовали вибрацию и услышали глухой звук. Одна из шин DC-9 лопнула, и куски резины попали в механизм шасси. Мгновенно загорелся индикатор, указывающий на неисправность правой стойки шасси.
До конца взлетно-посадочной полосы оставалось 1 200 метров.
Второй пилот отреагировал мгновенно:
― «У нас проблема с шасси, правая стойка!»
Командир же будто оцепенел.
― «Командир!!!»
Затмение длилось буквально несколько мгновений, после чего КВС прервал взлет, выпустив спойлеры и переведя двигатели в режим максимальной обратной тяги.
Увы, было слишком поздно. После нажатия на рычаг пару секунд прошло, чтобы раскрылись створки реверса, и еще секунды три двигатель набирал максимальные обороты.
Тяжелая машина на огромной скорости в 110 км в час пересекла порог ВПП и пробороздив еще 140 метров, в конце концов свалилась с насыпи в 15-метровый овраг.
От удара фюзеляж раскололся на три части. Каким-то чудом самолет не загорелся, хотя топливные баки были пробиты.
Двое пассажиров погибли, они сидели в передней части самолета как раз в месте разлома.
Расследование пришло к выводу
Расследование авиакатастрофы установило сразу несколько причин аварии.
Во-первых, эксперты выявили чрезмерный износ остальных шин ― они явно нуждались в замене. Шина №3, расположенная на правой главной стойке шасси, лопнула во время взлета именно из-за износа. Несколько резиновых ошметков повредили элементы шасси, другие попали в правый двигатель, в результате чего он потерял мощность, и система реверса тяги вышла из строя.
Во-вторых, виновным был признан командир экипажа Реджинальд У. Стюарт. Он промедлил несколько секунд после того, как загорелся индикатор поломки шасси, прежде чем прервать взлет. Моделирование ситуации показало, что в случае моментальной реакции самолет можно было остановить в пределах ВПП.
С момента начала торможения до остановки воздушного судна прошло 65,7 секунды.
Следователи также отметили низкий уровень подготовки пилотов по схемам экстренного торможения, а овраг в конце взлетно-посадочной полосы рекомендовали засыпать.
Авиакомпания приняла к действию все выводы и рекомендации комиссии, а вот борьба со злополучным оврагом осталась только на бумаге. 27 лет спустя рейс 358 авиакомпании Air France выехал за пределы этой же ВПП и точно так же оказался в овраге.
…Обычно авиакомпании меняют номер рейса после крупных инцидентов, но Air Canada в течение еще нескольких лет не убирала из расписания рейс 189 по маршруту Оттава ― Ванкувер.
Рейс 358 авиакомпании Air France
2 августа 2005 года Airbus A340-300 авиакомпании Air France, летевший из Парижа, выкатился за пределы ВПП после неудачной посадки при неблагоприятных погодных условиях и загорелся.
В тот день в аэропорту Торонто шел мощный ливень, сверкали молнии и дул сильнейший боковой ветер. 540 рейсов были отменены. Большинство самолетов, особенно небольших, были перенаправлены в другие канадские аэропорты.
Огромному A340 Air France почему-то была выделена для приземления самая короткая полоса 24L ― ее длина составляет всего 2 700 метров, а еще и пилоты, не рассчитав силу ветра, пролетели на 1 220 метров дальше правильной точки посадки.
Как и в случае с рейсом Air Canada, экипаж промедлил, прежде чем включить реверсивную тягу. В результате Airbus A340 на скорости 148 км в час протаранил заграждение и оказался в овраге. На борту возник пожар. Увидев огонь, бортпроводники немедленно начали эвакуацию. Она продлилась 90 секунд ― все регламенты были соблюдены.
Последним горящую машину покинул второй пилот.
Группа экстренного реагирования аэропорта прибыла на место аварии через 52 секунды после происшествия.
К счастью, никто из 297 пассажиров и 12 членов экипажа не погиб, но десятки получили серьезные ранения.
Из-за того, что все находившиеся на борту самолета выжили, несмотря на полностью разрушенный корпус Airbus, пресса быстро окрестила инцидент «Чудом Торонто».
Расследование назвало две основные причины, приведшие к катастрофе: неблагоприятные погодные условия и неправильное решение о посадке, принятое в кабине пилотов.
Действительно, видимость была практически «нулевой», назначенная взлетно-посадочная полоса ― экстремально короткой, при этом самолет коснулся колесами бетона почти на середине ВПП, а реверсы тяги были включены на полную мощность только через 17 секунд после приземления.