Найти тему

АРТЕЛИ

Совсем недавно отмечали свой профессиональный праздник работники сферы бытового обслуживания. Сейчас от некогда крепкого енисейского предприятия – КБО – осталось минимум оборудования и несколько человек, которые составляли «золотой» кадровый фонд.

Публикация по этой теме появилась благодаря визиту в музей Александра Михайловича Швалова, который принёс интересную фотографию 1961 года. На ней изображены сотрудницы одного из цехов Енисейского кусткомбината. Глядя на фото, нам захотелось обратиться к истории сферы бытового обслуживания периода середины ХХ века.

Территория Енисейской губернии всегда была большая, а заселённость не везде одинаковая. Как пишет С. Фринлянд: «В 1927 г. было проведено серьёзное, хотя и выборочное обследование артельных производств через районных статистиков и специально приглашённых лиц. В XIX – нач. ХХ вв. артели были, по преимуществу, старательскими, рыболовными, промысловыми и по сплаву леса. Но встречались и кожевенно-меховые (для кожевенного производства было необходимо достаточное количество заранее приготовленного дёгтя), по обработке дерева (изделий из берёсты) или кости, а также мыловаренные. Работа в кустарно-ремесленных коллективах зачастую была трудоёмкой. К 30-м годам ХХ века некоторые артели на территории образованного Красноярского края уверенно развивали свою деятельность в связи с общим повышением экономики; в особенности это относилось к кожевенному и швейному промыслам. Считается, что в городе должны активнее развиваться хлебно-кондитерское, колбасное, свечное, полиграфическое производства. А в сельской местности – бондарное дело, сезонное производство саней и телег (и их ремонт), мельничная деятельность».

Работа в артелях в ту пору была ещё недостаточно механизирована и электрифицирована. Характерной особенностью промысловой кооперации был небольшой размер существующих артелей.
Если ремесленник работал один, у него не всегда был крепкий стабильный доход, поэтому специалисты разных уровней начали объединяться. К концу 20-х гг. по Сибири наблюдалось сплочение кооперированных кустарей.

По справке Енисейского архива, «организацией-предшественником знаменитого Енисейского КБО явилась кооперативно-промысловая артель «Кусткомбинат» Красноярского окружного союза промысловой кооперации, которая была создана в Енисейске в 1926 году и находилась по ул. Набережной, 3. Трудилось в ней несколько десятков человек. На этом, казалось бы, небольшом предприятии были слесарный, кузнечный, столярный, сапожный, колесный, гончарный, бондарный, веревочный, швейный участки, пихтоварня, зеркальная мастерская, известковый карьер и другие подразделения, работающие по заказам населения, сельскохозяйственных и промышленных предприятий. На кузнечном участке делали ванны, гвозди, скобы, наконечники для багров, в бондарном – сани, бочки, дуги, в столярке – короба для телег, санные полозья, юртовые чумы, коромысла. В сапожной мастерской шили бродни, чирки, в веревочной изготавливали вожжи и веревки разных размеров. Гончары занимались изготовлением из местного высококачественного сырья гончарной посуды (и довольно хорошего качества). В пимокатке валяли валенки, в пихтоварне производили пихтовое масло и древесный спирт. Все цеха работали на местном сырье, а мастера славились своим ремесленным искусством далеко за пределами Енисейска» (справка составлена Г.Г. Бесхлебной).

Любопытную информацию можно найти в газете «За большевистские темпы» (предшественник «Енисейской правды»), например, в майском номере за 1935 год указывается: «Производства «Кусткомбината» выполнили апрельскую программу на 102%, а артель «Подеревщик» – на 121%». Или о том, что весной 1937 года «колхозники из сельхозартели «Красный таежник» (д. Мариловцево) просмотрят инсценировку поэмы «Цыганы»».
Рубрика «Первомайские подарки»:
«Первомайский праздник коллектив конторы «Заготжив-сырье» встречает перевыполнением производственного задания. План первого квартала 1942 г. по заготовкам пушнины выполнен на 104%, кожсырье – 122, шерсти – 460%». (Газета №52 от 01 мая 1942 г.).
Рубрика «Сдали нормы на значки ГСО»:
«В коллективе Енисейской кустпекарни организовался кружок ГСО («Готов к санитарной обороне»), в котором занималось 17 человек. С первых же дней своей работы женщины и девушки этого кружка по-боевому взялись за изучение санитарного дела и результаты их учебы неплохие». (Газета №53 от 03 мая 1942 г.).

Издавна сибиряки занимались изготовлением саней, что давало несомненную работу шорникам, но всё меньше было заказов у специалистов по плетению бечевы, неводной провязи.
Есть обрывочные данные об артелях «Возрождение», «Объединение», «Подеревщик». Многие годы пользу енисейцам оказывали члены артели инвалидов, в составе которой трудились вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны ветераны. Некоторые (как, например, сапожники) работали «по патенту».

На разных участках можно было встретить репрессированных, например: парикмахер Кусткомбината Абрам Минеевич Берно; работник артели «Металлист» Николай Дмитриевич Громов; кустарь по найму Прокопий Константинович Зверев; в артели «Возрождение» трудились Дмитрий Александрович Абрамов и Василий Прокопьевич Кытманов.

Как и в XIX веке, в Енисейске работал редкий гармонный мастер. А ещё горожане делали заказы на изготовление одеял, хотя многие умели набивать подушки пером и пухом.
В середине ХХ века всерьёз шёл разговор о создании спичечной фабрики. В 1959 году артель «Кусткомбинат» была объединена с промысловой артелью «Север» (ул. Февральская, 27). Как рассказывали старожилы, один из цехов «Кусткомбината» располагался на ул. Горького. Там в летний период прямо на улице ставили большую армейскую палатку, и человек 20 швей летом трудились на оборудовании, находясь внутри.

«В октябре 1960 г. в связи с упразднением промысловой кооперации Постановлением Совета Министров СССР от 20.06.1960 г. №784 в Енисейске был создан комбинат бытового обслуживания населения. Производство расширялось, площадей не хватало. Возникла необходимость в строительстве большого здания, которое было сдано в эксплуатацию в ноябре 1962 года. Появились новые производственные цеха с современными машинами и оборудованием. Стали открываться дома быта на производстве, в сельской местности, комплексные приемные пункты.
В 1963 году приказом краевого управления бытового обслуживания промышленного крайисполкома от 26.09.1963 г. №173, решением исполкома Енисейского горсовета №404 от 25.07.1963 г. комбинат бытового обслуживания был объединен с Енисейским районно-городским промкомбинатом, который тоже относился к системе крайбытуправления и дублировал деятельность цехов КБО» (из справки Г.Г. Бесхлебной).

Но вернёмся к фотографии. Здесь только об одной труженице мы знаем, что она попала в Енисейск совсем маленькой, как член семьи репрессированных из Борзинского района Восточно-Сибирской области; в нижнем ряду крайняя справа – Швалова Нина Леонтьевна.

Глядя на эти лица, хотелось бы знать имена и фамилии остальных, кто чем непосредственно занимался, у кого какая биография?
И понимаешь: время иногда – «жестокий портной», ибо не «сшиты» между собой какие-то судьбой скроенные фрагменты…
Благодарим Александра Михайловича Швалова за предоставленное фото.

-2

Список использованных источников:

1. http://site.krasarh.ru/

2. «Советский Север», общественно-научный журнал Комитета Севера при Президиуме ВЦИК №3 – 1934 г., № 4 – 1934 г. Экз. БЕКМ 2862.

3. «Северная Азия», общественно-научный журнал Кн.1-2 (1930 г.). Кн.5-6 (1929 г.) / Общество изучения Урала, Сибири и дальнего Востока.             Экз. БЕКМ 2848.

4. https://www.memorial.krsk.ru/

5. А.Н. Макеев, кандидат исторических наук, «Кооперативное движение в Енисейской и Иркутской губерниях в 1908–1920 годы».