Найти в Дзене

Отзыв на спектакль «Слава», БДТ

Спектакль мне не понравился, размышляю почему.
Советский Союз, в долине Азау сходит лавина, которая может уничтожить поселок. Отправиться на борьбу со стихией должен либо инженер Маяк, либо Мотыльков. Первый ради славы готов идти на подвиг и, если нужно умереть, поэтому просит начальство отправить его. Но посылают Мотылькова, он инициативу не проявляет, и в целом хочет жить спокойной мирной жизнью.
Сам режиссер жанр спектакля определяет как «пьесу о хороших людях», и действительно отрицательных героев здесь как будто нет. Мотыльков любит жизнь и ценит ее радости. И признается, что боится смерти, за что обвинен своей невестой в трусости. Но ради спасения людей он, конечно, исполняет свой долг, скромно без громких слов и пафоса, как и положено хорошему человеку.
В спектакле много моментов, над которыми хочется поразмыслить – это и патриотизм, и отношение к смерти, и готовности пожертвовать собой или своими детьми ради другого и т.д. Но несмотря на все это, эмоционально подключиться
режиссер Константин Богомолов. фото с сайта БДТ
режиссер Константин Богомолов. фото с сайта БДТ

Спектакль мне не понравился, размышляю почему.

Советский Союз, в долине Азау сходит лавина, которая может уничтожить поселок. Отправиться на борьбу со стихией должен либо инженер Маяк, либо Мотыльков. Первый ради славы готов идти на подвиг и, если нужно умереть, поэтому просит начальство отправить его. Но посылают Мотылькова, он инициативу не проявляет, и в целом хочет жить спокойной мирной жизнью.

Сам режиссер жанр спектакля определяет как «пьесу о хороших людях», и действительно отрицательных героев здесь как будто нет. Мотыльков любит жизнь и ценит ее радости. И признается, что боится смерти, за что обвинен своей невестой в трусости. Но ради спасения людей он, конечно, исполняет свой долг, скромно без громких слов и пафоса, как и положено хорошему человеку.

В спектакле много моментов, над которыми хочется поразмыслить – это и патриотизм, и отношение к смерти, и готовности пожертвовать собой или своими детьми ради другого и т.д. Но несмотря на все это, эмоционально подключиться к происходящему у меня не получилось. Меня сбивал патетический тон, отсутствие эмоциональных красок, какая-то излишняя искусственность героев, их холодная отстранённость.

В интервью «Фонтанке» Богомолов сказал: «Самая сложная задача, прежде всего для артистов: не свалиться ни в стеб, ни в драматизацию, нигде не подать сигнал, чтобы зритель мог сказать с облегчением: «а, это пародия», или «это реконструкция», или «а, это ирония», или «а, это агитка». Ничего такого быть не должно».

И артисты блистательно с этой задачей справились. Ни единого сигнала с их стороны подано не было. Я так и не поняла, что же это все-таки было: ирония или патриотизм, а может ни то ни другое? Мне не хватило режиссерской позиции, на чьей стороне его симпатии?

Из понравившегося отмечу сценическое оформление и игру актера Геннадия Блинова. Его герои: почтальон и пионер, разбавили это холодное действие обаянием и комичностью.