Пока я готовлю очередной материал про немецкий краут-рок, мы можем вспомнить Марвина Гэя – великого соул-певца, повлиявшего на целую плеяду артистов. Дело в том, что 1 апреля - это день памяти американского певца. Именно в этот день, сорок лет назад, Марвин во время семейной ссоры был убит своим собственным отцом, священником консервативной церкви адвентистов седьмого дня. Отец выстрелил в своего сына, тем самым поставив точку в короткой, но яркой судьбе музыканта. А 2 апреля - день рождения великого музыканта.
У Марвина была сложная и извилистая судьба: в ней были как взлеты, так и падения. Его детство было омрачено издевательствами – физическими и моральными – со стороны отца, священника. Марвин в юности проходил службу в ВВС США, после чего ушел с головой в музыку. Он пел в ду-воп группах, пока не привлек внимание продюсера Берри Горди, который совсем недавно основал свой лейбл в Детройте Motown. Он подыскивал перспективных певцов в свою компанию и его привлек этот молодой певец по имени Марвин Гэй. Но успех не сразу пришел. Он аккомпанировал на ударных Смоки Робинсону, который был вице-президентом мотауна. Поначалу Марвин вынужден был исполнять роль эдакового незатейливого певца, исполнявшего танцевальные простенькие поп-номера. Но он не об этом мечтал. А мечтал он исполнять более серьезный и прочувствованный материал, который в скором времени он и станет исполнять в 70-е гг. Он запишет пару песен с певицей все того же лейбла Тамми Террелл, а в семидесятые годы мир узнает нового Марвина Гэя, записавшего ряд серьезных пластинок, таких как Whats Going On (1971) и Lets Get It On (1973). Именно эти работы считаются настоящей классикой соула, за вдохновением к которому будут обращаться все новые и новые артисты, такие как Алисия Киз или Фаррел Уильямс. С Марвином Гэем в свое время хотел подружиться Мик Джаггер. На его песни и по сей день делают каверы, пускай и не без финансовых разборок правообладателей в лице семьи Гэя с артистами, желающими исполнять его песни.
Я также хочу рассмотреть некоторые его песни, а также рассказать о необычных и интересных фактах, связанных с ними.
Hitch Hike
Ранняя песня Гэя, написанная в 1962 году в соавторстве с Кларенсом Полом и Уильямом «Микки» Стивенсом. Песня стала хитом, пусть и не большим. Она заняла 12-е место в чарте синглов R’n’B. Песня о герое, который разыскивает девушку, путешествуя автостопом.
Конечно, это не тот классический Марвин Гэй, которого мы знаем. Эта легкая и танцевальная ритм-н-блюзовая песня призывала всех к танцам. Интересно другое – на данную композицию был сделан кавер группой The Rolling Stones в 1965 году.
Но даже не это интересно, а вот что – песня Гэя начинается с заметного вступления или, если можно так сказать, риффа. Прослушав оригинал и версию «роллингов», где также звучит этот рифф, можно вспомнить другую композицию группы из совершенно «другой оперы». А именно The Smiths и их песню The Is A Light That Never Goes Out 1986 года.
Дело в том, что рифф, звучащий в самом начале, был взят «кузнецами» из той самой версии «роллингов» 1965 года. Таким образом, Марвин Гэй, хоть и не напрямую, а через Stones, но все же вдохновил манчестерцев на запоминающийся рифф, который является ярким моментом этого декадентского инди-гимна 80-х гг.
I Want you
Известный экзальтированно-сексуальный номер позднего Гэя также повлиял на исполнителей, казалось бы далеких от музыки соул и ритм-н-блюз. А именно, английская пост-панк группа The Wolfgang Press выпускает в 1991 году диск под названием Queer. Пластинка эта не типична для раннего, мрачного и авангардного стиля этой группы. Тут скорее на лицо желание выдать нечто танцевальное, наполненное семплами из других композиций. Вот и одна песня с альбома Heavens Gate содержит узнаваемые звуки.
Конечно, это песня Гэя I Want You, очень удачно засеплированная в данный номер. Таким образом, песни Гэя "гостят" и в номерах таких суровых представителей пост-панка, как The Wolfgang Press.
Got to Give It Up
Композиция Гэя 1977 года, выдержанная в фанк и диско-стилистике, получила свое продолжение в одной известной песне Робина Тика под названием Blurred Lines. Композиция эта была хитом в 2013 году. Записана она была также при участии певца Фаррелла Уильямса и рэпера T.I.
Родственники покойного Марвина увидели в хите ребят мотив из Got to Give It Up. Действительно, при прослушивании песни 2013 года легко уловить тот же мотив и атмосферу, что и в старом треке Гэя. В итоге, семья Гэя обратилась в окружной суд штата Калифорнии. Суд согласился с обвинениями и в 2015 году обязан певцов выплатить в качестве компенсации 5,3 млн долларов. Тик и товарищи не согласились с данным решением и подали апелляцию, требуя проведения нового процесса. Но по итогу, коллегия апелляционного суда США девятого округа из Сан-Франциско все же обязала певцов выплатить указанную сумму. Исключение составил рэпер T.I., так как его вклад в данный хит 2013 года был минимальным. И это еще не все. Суд решил, что половина доходов от продаж Blurred Lines будут перечисляться родственникам покойного Гэя. Вот такой скандал, который был урегулирован не в пользу Тика и Фаррелла. Интересно, как бы сам Гэй, будь он жив, отнесся к тому, что молодая поросль (ну или почти молодая) обращается к его творчеству в своих хитах? Возможно, он не имел бы ничего против. Хотя, кто знает.. Но такой неприятный эпизод, связанный с наследием великого соул-певца, имел место.
What's Going On
В 1971 году певец выпускает свой известный альбом What's Going On, в котором красной нитью проходит тема бедности чернокожего населения. а также такие темы, как война, экология и прочие важные моменты. Альбом наполнен различными социальными посылами, что очень резко контрастировало с ранним творчеством Марвина начала 60-х гг. Он хотел быть таким всегда - певцом, исполняющим песни с важными и насущными темами для всего человечества. Он хотел исполнять то, что ему нравится. Одноименная песня является одной из самых известных композиций Гэя.
Неспешный темп, задумчивость, прочувствованный голос певца, воздушные мелодии, которые, тем не менее, имеют нотку тревожности - вот что такое данная композиция. Это самый классический соул (наряду со Стиви Уандером). Интересно, что в 1992 году свой дебютный альбом выпускает английский музыкант Пол Уэллер. На этом альбоме имеется схожая композиция Above The Clouds.
Та же неспешность, похожая гармония, настроение.. Оно и не удивительно, ведь Уэллер всегда вдохновлялся ритм-н-блюзом, соулом. Это заметно по его юношеской группе The Jam, не говоря уже о его второй группе The Style Council. Пол всегда умел играться с любимыми ему жанрами. Интересно, что сам Уэллер несколько раз исполнял What's Going On Марвина на концертах.
Ну и еще, в 1983 году британский коллектив Spandau Ballet выпускает песню True, где упоминается Марвин Гэй.
"Слушая Марвина всю ночь напролет, /это звучание моей души"
Марвин Гэй это певец грусти, певец свободы. в том числе сексуальной. Он повлиял на большое количество артистов - от соула до хип-хоп. В данной статье я выбрал наиболее занятные для меня факты о некоторых его песнях.