Из-под пера Владимира Семёновича Маканина вышли произведения высшей пробы, что называется классика. Они на слуху – «Прямая линия», «Гражданин Убегающий», «Антилидер», «Андерграунд, или Герой нашего времени», «Кавказский пленный», «Асан». Встретиться с таким писателем - это значит окропить свою душу неизгладимыми впечатлениями на многие годы, вернее сказать - на всю жизнь.
… Незадолго до своей смерти писатель приехал в Орск. Приехал, чтобы после долгой разлуки проститься со своей малой родиной. Удивительное состояние человеческой души: почему-то у многих людей на склоне лет возникает подобная ностальгия.
В Орске Владимир Семёнович родился. Здесь прошло его детство, здесь он учился, взрослел. Родители старались дать детям хорошее образование, отец - инженер-строитель, мать учительница. Одарённый математическими способностями, по окончании столичного вуза молодой выпускник работал в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Но у природы матери свои планы, она толкает человека на другую стезю даже при самом жёстком сопротивлении. Вспомним, как Антон Павлович не мог расстаться с медициной. До конца своей жизни совмещал лечебную практику с созданием великих произведений. Владимир Семёнович всего себя посвятил только литературе. Писательский дар взял верх над точными науками.
… Встреча проходила в Орской центральной библиотеке. Основной костяк публики журналисты, преподаватели словесности. Многие взяли из своих домашних библиотек полюбившиеся книги писателя, чтобы получить автограф. Уже первые слова писателя приковали внимание публики, в зале возникла та тишина, про которую говорят: именуют короткой фразой - слышно, как муха пролетит. В рассказе Владимира Семёновича нельзя было не заметить простоты и красоты родной речи в сочетании с глубокой мудростью человека, который многое повидал и глубоко прочувствовал. Правильно подмечено: нет большей радости, как следить за мыслями талантливого человека. Чтобы не вспоминал Владимир Семёнович, на какой бы вопрос не отвечал, каждое произнесённое им слово оставляло зарубку в памяти. Наибольший интерес вызывали, конечно же, его воспоминания о жизни на малой родине, о том, как неизведанная неземная сила меняет судьбу человека. По собственному признанию писателя, у него из-за математических способностей даже в мыслях не было стремления стать писателем. Но так случилось, что он им стал, а брат, который имел склонности к гуманитарным дисциплинам и мечтал стать литератором, пошёл совсем другим путём. Особый интерес вызвала у слушателей творческая лаборатория писателя, каким образом у писателя возникал замысел художественного творения. Прозвучал даже вопрос, как он пишет тексты своих произведений – обычной ручкой на бумаге или на компьюторе. Оказалось, сначала обычной ручкой.
Владимир Семёнович создал в своих творениях уникальный художественный мир, ставший предметом многих исследований литературных критиков. Главная ценность их в том, что писатель исследовал человеческую душу и поведение в исключительных обстоятельствах. Время перестройки тут представлено в самых ярких художественных образах. Критика опубликована. Её стоит читать, чтобы постичь всю глубину творческого дара писателя. Почерк этого писателя самобытен и потому не подражаем. Но вначале совет тем, кто ещё не удосужился подержать в своих руках его творения: отложите в сторону литературную бредятину, откройте свою душу настоящему искусству. Есть совет и для тех, кто уже знаком с книгами Владимира Семёновича. Он заключается в следующем: классика для того и существует, чтобы её не только читать, но и перечитывать.