322 стрелковая дивизия - новые соседи курсантов ВПУ.
К утру роты курсантов Владимирского пехотного училища достигли места своего расположения в районе дер. Нашатыркино, где их с нетерпением ожидали однокурсники и командиры сводного батальона. Отход от Поярково произошел организованно, противник их не преследовал, а потому потерь на марше не было. Заслугой тому безусловно являлись грамотные действия на поле боя групп прикрытия, удерживающих позиции и отвлекающих противника на себя до момента полного выхода из боя и эвакуации подбитой техники группы разведчиков Феногенова.
Основные силы, танки и матчасть 17-й танковой бригады к этому времени уже следовали под Москву. На месте оставались лишь наши курсанты и часть танкистов под командованием Феногенова, отвечающих за доставку на станцию и отправку в след танков и автомашин подбитых и выведенных из строя в ходе похода на Михайлов и в бою у Поярково.
Наши курсанты вернулись к месту своей дислокации, где на флангах уже вторые сутки занимали свои новые позиции бойцы 322 стрелковой дивизии под командованием полковника Филимонова. Эта дивизия одной из первых прибыла под Рязань и заняла место в обороне города на позициях убывающих танкистов.
Голиков намеренно расположил одну из лучших своих дивизий на этом направлении и подчинил почти все ее полки начальнику группы обороны города Рязань генералу Мишулину. Тот в свою очередь, заблаговременно (ещё 28 ноября) издал приказ о подчинении командиру 322 сд. полковнику Филимонову танкистов 17 тбр. и сводный батальон курсантов ВПУ, но реально этот приказ удалось исполнить только к концу следующих суток, так как части дивизии попали под бомбёжку в районе Скопина и прибывали на станцию Рыбное с опозданием. Понятно, что Мишулин, издавая этот приказ, ещё не знал, что танкистов у него заберут, а потому передислоцировал штаб 17 тбр.и ряд их подразделений в Мервино, освобождая позиции для прибывающей пехоты.
По замыслу Мишулина и Голикова свежая стрелковая дивизия, усиленная танковой бригадой, батальоном наших курсантов, и ополчением, должна была стать "непробиваемой броней" в системе обороны города - надёжнейшим ее прикрытием от танковой армии Гудериана на самом опасном направлении. Но человек, как мы знаем, предполагает, а .... А Западному фронту срочно потребовались танкисты Клыпина...
А потому получилось так, что когда наш разведотряд вышел из боя вернулся и вернулся в Мервино и Нашатыркино, то танкисты убывали к новому месту службы, а стрелки Филимонова по хозяйски занимали и осваивали их позиции.
Теперь нашим курсантам предстояло совместно с бойцами 1085 стрелкового полка 322 сд. прикрывать Рязань на случай внезапного продвижения основных сил танковой армии Гудериана восточнее Москвы. Нет никаких сомнений, что угроза такого сценария развития событий сохранялась вплоть до перехода 10-й Армии Голикова в контрнаступление, до которого оставалась ещё целая неделя.
322 стрелковая дивизия заняла позиции в полосе обороны:
- Баграмово, Нашатыркино, Рыбное, Конищево;
- передний край дивизии - река Вожа - южная окраина Горяйново - южная опушка рощи в 1 км. юго-восточнее Горяйново - южная окраина Тюшево - южная окраина Хирино - западная окраина Шахманово - западная окраина Нашатыркино...
Как видим, батальон Владимирского пехотного училища оказался на левом фланге 1085 стрелкового полка дивизии ( в Нашатыркино), что подтверждается и выпиской из ЖБД 322 стр.дивизии за 30 ноября 1941 г.
Из этого же документа следует, что остальные части дивизии располагаются:
1087 стрелковый полк - Валищево -Баграмово, тригонометрическая вышка, исключительно Тюшево и Дубенский;
1085 стрелковый полк ( наш сосед справа) - сельсовет Тюшево - Нашатыркино - высота 122,9 - сельсовет Дягилево - высота 129,9;
886 артиллерийский полк дивизии - вдоль полотна Ленинской железной дороги с задачей поддерживать 1087 сп;
сторожевой отряд дивизии ( с 11-00 30.11.41 ) выдвинут в район: Бахмачеево - высота 182,6 - высота 149,8. Отряд состоит из: одного стрелкового батальона, одной батареи, одной миномётный роты, взвода противотанковых орудий, саперного отделения. Задача отряда: обеспечить и прикрыть развертывание дивизии на своих озициях. К 18-00 отряд занял свои позиции, окопался, замаскировался и выслал охранительную разведку в направлениях: Вешки - Новое Зимино, Вешки - Пустошка, высота 182,6 - Высокое;
штаб дивизии - в районе станции Рыбное.
В этот же день командир 1085 стрелкового полка принял позиции убывающего МСБ танкистов, о чем сообщил:
" Командиру 322 стр.дивизии
Доношу, что мотострелковый батальон 17-й танковой бригады обороняемый им район (лес 1,5 км. южнее Шахманово, иск.Березники, иск. высота 122,9) в 7-00 30.11.41 оставил, доложив мне: убыл выполнять поставленную ему задачу, его прямым начальником. Лес 1,5 км. южнее Шахманово в настоящее время обороняется одним взводом 2-го стрелкового батальона. Если для обороны этого района не будет назначено какой-либо части, то прошу разрешения этот район включить в оборонительный участок полка соответственно в распоряжение 2-го и 3-го батальона.
Командир 1085 стрелкового полка полковник Рябов"
Таким образом мы видим, что дивизия расположилась в полосе от Рыбное до Рязани, прикрыла весь этот участок железной дороги, который непрерывно бомбила немецкая авиация. Дивизия обеспечивала направление предстоящего наступления ( в Московской битве) в секторе от Михайлов до Серебряные Пруды. Сводный батальон курсантов ВПУ оказался на левом фланге и отныне должен был содействовать целям и задачам этой дивизии и обеспечить ( прикрыть, в случае необходимости) переход их в наступление на указанном направлении.
Эти задачи нашим курсантам ещё предстояло выполнить, а пока отряд под командованием Миронычева только что вышел из боя из-под Поярково и вернулся в расположение...
Итоги этого боя им только ещё предстояло подвести и осознать. В Поярково наши курсанты понесли первые потери убитыми и ранеными, а ПЕРВЫЕ ПОТЕРИ - они, как известно, и самые тяжёлые !
РS: прежде чем перейти к итогам боя у деревни Поярково, я специально подробно остановился на действиях вновь прибывающих под Рязань частей. И сделал это по одной весомой причине:
Читаю комментарии к моим частям рассказа и продолжаю ловить себя на мысли, что многие читатели так и не осознали всей реальной угрозы, которая нависла тогда над городом Рязань. Многие так и думают: мол ... " немца остановили перед Михайловым", " силы его были на исходе", " под Каширой его контратаковали наши части и ему уже было не до Рязани" и т.д и т.п. Согласен только с тем, что внешне оно так и выглядит уже сейчас, но не тогда...
Тогда: немца мы не остановили у Михайлова, а остановился он сам ( так решило его командование), а дорога на Рязань была ему полностью открыта. Сил и средств для захвата города у Гудериана было предостаточно, а потому наше командование и использовало каждую его заминку и остановку для построения обороны города!
Немецкая авиация ежедневно появлялась над Рязанью и лётчики фиксировали, как быстро строится ее оборона и прибывают новые части. Все это ложилось на стол не только Гудериана, но и объединённого командования немецких сухопутных сил, которое и определяло дальнейшие направления ударов немецких войск на Москву. Это раз.
Во-вторых: Ставка ВГК оценивала угрозу захвата фашистами Рязани как РЕАЛЬНУЮ, и потому принимало РЕАЛЬНЫЕ меры по ее обороне, направляя для этого все, что только было возможно, чтобы не ослабить свою оборону на других направлениях. А ответственные за эту задачу лица и командиры прибывающих частей не могли себе позволить рассуждения типа : " будет - не будет", а действовали так, будто уже сегодня в бой! Посмотрите как тщательно, например, занимали позиции части 322 СД - ведь помимо того, что я привел выше, подчинённые Мишулина, Голикова, Филимонова и Рябова ( а так же и все другие части группы обороны города Рязань) не только отрыли сотни километров траншей и капониров, не только высылали разведку и выставляли передовые охранительные отряды, но обустраивали ложные позиции - делали все что положено для обороны города!
Может быть и во многом благодаря их грамотным действиям и честному исполнению своего воинского долга немецкое командование так и не решилось расширять свои " московские клещи"???
Подумайте пожалуйста над этим!
А об итогах боя в Поярково поговорим уже в следующий раз...