92,3K подписчиков

Зелёный попугай: картина неизвестного художника

270 прочитали
Неизвестный художник (Нидерланды), «Портрет девочки с попугаем», приблизительно 1640, холст, масло, 112 × 79 см, Национальная галерея, Лондон
Неизвестный художник (Нидерланды), «Портрет девочки с попугаем», приблизительно 1640, холст, масло, 112 × 79 см, Национальная галерея, Лондон

Застенчивый, немного встревоженный взгляд. Рыжие кудри, яркий румянец, дорогие одеяния поверх утилитарной нижней одежды. Жемчужные украшения, католический крест, жесткий корсет. Классическое сочетание шёлка и кружева. Стремление художника «поиграть» на контрастах тонов и текстур антуража, «утопив» фон произведения во мраке. Нет сомнений: перед нами — парадный портрет юной нидерландской аристократки, написанный в середине XVII века. В лучших традициях, согласно моде и велениям.

Будь героиня портрета несколькими летами старше — смущало бы отсутствие в пределах композиции неизменной вышивки. Или хотя бы намёков для неё. Ибо всякому портрету благонравной девицы, готовой к замужеству, таковые намёки полагались едва ли не по умолчанию. Дабы продемонстрировать минимально необходимый уровень интеллектуального развития и мелкой моторики героини.😄

Ну а коль скоро заказчик парадного портрета решил «отрекламировать» не матримониальные, а интеллектуальные достоинства своей дочки/внучки/ племянницы, в руках у девочки, заместо рамки для вышивки, образовался попугай.

Сегодня, спустя много веков, контекст живописного высказывания утерян. И (как показывает наша практика) современный зритель считает экзотическую птицу, фигурирующую на данной картине, не более чем живым атрибутом роскошной жизни аристократии.

А вот и нет! 😊

На самом деле образ попугайчика понадобился художнику для того, чтобы подчеркнуть живой ум и любознательность героини полотна. Одного только взгляда умных и настороженных глаз ему показалось недостаточно. Пришлось обращаться к языку метафор. И надо признать: «птица-говорун» в качестве символа обучаемости и сообразительности подходила просто идеально. По крайней мере — для просвещённой голландской публики, трактовавшей любые живописные отсылки в строгом соотнесении с культурными стереотипами эпохи.

Кстати говоря: изображённый в непосредственной близости от попугая крест «отсёк» негативные флуктуации образа крылатого болтуна. Иначе зритель XVII запросто мог подумать, что художник упрекает героиню портрета в легкомыслии и болтливости.

Автор: Лёля Городная