Мулла Насреддин оставался безработным много-много лет, ибо он был актером, но талантом его бог обидел. Но каждый день он пунктуально шел в Центр занятости к своему агенту, узнавая о возможности своего трудоустройства. Агент всегда, как попугай, повторял одно и то же : «Я ничего не могу сделать, нет никакой возможности». Проходили дни, недели, годы и стук Муллы уже стал привычным. Несмотря на сезон, погоду, хорошую или плохую, агент был уверен в одном : мулла придет – и всегда давал ему один и тот же отрицательный ответ.
Но однажды послышался совсем другой стук, немного тоскливый, и когда мулла вошел, агент был даже удивлен, так он был печален. Насреддин сказал: «Слушай, две недели не записывай меня никуда, потому что я собираюсь в отпуск».
Вот наш ум так и функционирует – он продолжает постоянно, как тиканье часов, на что-то надеяться в течении многих лет ! Почему-то человек стучится в одну и ту же дверь, с одним и тем же вопросом и желанием, а там всегда выстреливают, как из рогатки по воробьям, всегда только «Нет». Чтобы услышать долгожданное, как письмо с фронта, «Да» нужны определенные усилия, иногда немалые, как воздух нужна гибкость поведения и мышления, нужно пытаться открыть не одну дверь, а многие, несмотря на крепкие засовы и замки. Но ведь, несмотря на прочность, любой запор можно вскрыть, было бы желание.
Безработица, возникшая в настоящее время, является не только следствием автоматизации, компьютеризации, экономического кризиса, эпидемии Ковида, но объясняется еще и узкой, как одноколейка, специализацией большинства населения, а также отсутствием, как вставной челюсти у старушки, творческого воображения у большинства жаждущих, как паломники святого огня, трудоустройства. Понятно, что приобретя одну профессию и проработав, как робот, в ней много лет, трудно переучиваться на что-то другое. Но в тоже время нельзя держаться за свою специальность, как утопающий за соломинку. В идеале, человек должен владеть несколькими специальностями и, какая из них в настоящее время пользуется наибольшим спросом, в той области и трудиться. Это как мода – сегодня одна, а завтра другая, но надо уметь за ней поспевать, чтобы не оставаться за бортом судна.
Мы живем в эпоху постоянных, как маршрут троллейбуса, а иногда и резких, как порыв ветра, перемен, во времена, когда узкая, как тропинка в горах, специализация является помехой, а разносторонность, гибкость и активность – неоспоримыми преимуществами. Надо уметь оценивать ситуацию с разных точек зрения, уметь приспосабливать к ним свои способности, стараться двигаться вперед к своему более полному выражению.
Людей можно условно разделить на две категории - одномерные и многомерные. Одномерного человека можно сравнить с поездом, который может двигаться только по рельсам. Жизнь его настольно однообразна, что не только дни похожи один на другой, но и месяцы и годы практически лишены разнообразия.
В качестве примера можно привести фильм «День сурка», где герой живет в одном и том же дне, несмотря на все усилия вырваться из временного плена. Избавление приходит не сразу, а только путем положительных преобразований и изменений личности - обучение музыке, изготовление скульптур из льда, совершением многих хороших и бескорыстных поступков и т. д. Только такой путь откроет все двери и даст возможность вырваться, как волк из капкана, на волю.
Надо исследовать жизнь всеми возможными способами, стремиться ощутить весь ее вкус, горечи и сладости, хорошее и плохое. Надо экспериментировать с танцем и музыкой, поэзией и живописью, со всем, что является доступным и к чему есть склонности. Надо, как ребенок, исследовать все и это сделает внутреннюю жизнь более богатой и насыщенной, как комната запахами, во время сеанса ароматерапии.
Одномерные люди никогда не делали великих открытий, потому что их уклад жизни очень убогий и далек от какого-либо творчества. Открытия делаются людьми, которые обучены чему-то иному, но имели достаточно смелости, чтобы войти в области, где они были любителями. Например, в медицине многие методы лечения были придуманы не врачами, а представителями других профессий. В этом месте можно вспомнить академика Микулина и его книгу «Активное долголетие». Менее храбрые люди обычно привязаны, как буйный психически больной к постели, к вещам, которые делают всю жизнь. И чем больше они заняты только своей профессией, тем менее способны попробовать что-то новое.
Сельский рабочий получил телеграмму из дома. Она извещала, что его жена только что родила пятерых близнецов. Он решил, что самое время поискать хорошо оплачиваемую работу. – Скажите мне, спросил агент по найму в фирме, куда он обратился, - есть ли у вас какие-то способности к торговле ? Можете ли вы печатать, работать на компьютере или управлять грузовиком ? Тот ответил печально – Нет. Интервьюер сказал: - Тогда что вы можете делать ? рабочий полез в карман, вытащил телеграмму и сказал: - Вот, прочитайте это…
Страна будет сильной и могущественной, если в ней будет больше многомерных людей. Одна из причин, что Америка очень развитая страна это то, что люди там пробуют очень многие виды деятельности. Население не боится часто, как пульс при тахикардии, менять работу, об этом нередко можно слышать от наших мигрантов – пока они встали на ноги, было перепробовано немало профессий. Когда человек был портным, музыкантом, плотником, инженером и т. д., каждая из профессий открывала в нем новые шлюзы, его жизненный опыт обогащался, как Газпром при очередной выгодной сделке. Настоящий человек никогда не останавливается, как сердце при клинической смерти, он постоянно в , поиске, он остается исследователем, обучающимся, но никогда не обучившимся. А возможностей для этого процесса сейчас выше крыши.
Если представить, как в упражнениях по визуализации, что жизнь это река, то большинство людей хватаются мертвой хваткой за берег и боятся отойти от него, чтобы не быть унесенными, как лодку в море, потоком. Но в определенный момент каждый должен захотеть покинуть берег и довериться, как священнику на исповеди, реке, которая будет нести его, сохраняя, как филателист редкую марку, в безопасности. В это время он учится «плыть по течению», и это прекрасное, как картины Рафаэля, чувство. Когда он привык передвигаться вместе с течением реки, он начинает смотреть вперед, как капитан судна, и направлять свой курс, выбирая лучший путь, огибая валуны и коряги, выбирая подходящие каналы и протоки, но в тоже время продолжая «плыть по течению».
Говорят, что старую собаку невозможно научить новым трюкам. Это не совсем так, все зависит от желания старого пса постигать новое. Дальнейшее развитие общества неизбежно будет заставлять людей гораздо чаще менять, как Казанова любовниц, свои профессии. Необходимость перемен порой приводит людей в ужас, как при появлении в комнате инопланетянина, но к каждому изменению надо подходить как к достойному испытанию, дающему возможность укрепить силу своей личности. Такие испытания надо принимать спокойно, с радостью и без страха. Новая работа дает ощущение свободы, расширяет, как желудок у обжоры, круг возможностей, позволяет углубить, как русло реки, знания и опыт.
Скрытый, как пленник в подвале, потенциал есть у каждого, надо только умело его раскрыть. И тогда наступит такой день, который станет поворотной точкой, поворотом на сто восемьдесят градусов, когда вся энергия будет двигаться в одном направлении, с одним устремлением. Тогда расстояние до цели будет уменьшаться, как на финишной прямой. Чем интенсивнее будет пробуждение, как из летаргического сна, тем меньше будет расстояние. Но мало иметь потенциал, все дело в правильном времени, правильном месте и правильном опыте. Грамотное, как сочинение отличника, сочетание этих составляющих ведет к самореализации человека.