Бассиру Диомайе Фэй неожиданно победил на президентских выборах в Сенегале. Результат знаменует новую эру в политической истории страны
Вопреки всем прогнозам об открытых результатах, президентские выборы в Сенегале в конце марта завершились явным победителем: 54 процента избирателей проголосовали за кандидата от левой оппозиции Бассиру Диомайе Файе из партии PASTEF (Африканские патриоты за труд, этику и братство) в первом туре голосования, что вызвало политическое землетрясение. В конечном счете, не только молодежь, но и широкие слои населения дали уходящему президенту Маки Саллу и всему политическому истеблишменту громкий "отлуп" после политических кризисов и турбулентности последних недель и месяцев. Предпочтительный преемник Салла, Амаду Ба, получил чуть менее 36 процентов голосов, в то время как ни одному из оставшихся кандидатов (всего 17, включая только одну женщину) не удалось преодолеть пятипроцентную отметку.
Таким образом, выборы приобрели характер референдума, на котором в бюллетене больше не значился действующий президент, а скорее решался вопрос о преемственности или переменах. Избрание Фэй, 44-летнего бывшего налогового чиновника из скромной семьи, который находился в тюрьме за десять дней до своего избрания по обвинению в "оскорблении судей", ясно показывает, что сенегальское общество хочет перемен. Явка избирателей составила 61,3 процента, что было ниже, чем на предшествующих президентских выборах (66 процентов в 2019 году), но они также состоялись в середине периода поста Рамадан после переноса даты голосования с 25 февраля на 24 марта.
В дни, последовавшие за выборами, восхвалялись демократические традиции Сенегала. Историческое "нет" Конституционного совета попытке перенести выборы на декабрь и сопротивление гражданского общества перед лицом попыток теперь уже бывшего президента манипулировать избирательным процессом на каждом возможном этапе доказали устойчивость демократии в Сенегале. На мгновение показалось, что сияющий маяк региона дрогнул, вот почему облегчение как в сенегальском обществе, так и в международном сообществе было еще большим, когда выборы наконец состоялись и прошли мирно и без серьёзных инцидентов. На следующий день после выборов правительственный лагерь поздравил победителя и признал поражение.
Необходимое исправление
Никаких манипуляций с результатами выборов, никаких военных на улицах - нет, демократическая смена власти произошла у урны для голосования, несмотря на предшествующий серьезный политический кризис. Это хороший сигнал для региона, и следует надеяться, что он окажет влияние в странах, где в недавнем прошлом смена правительства неоднократно осуществлялась военным путем, а часть населения смирилась с верховенством закона и демократическими моделями правления.
Результат предвещает новую эру в недавней политической истории Сенегала. Популярностью PASTEF в первую очередь обязан её лидеру Усману Сонко, который на протяжении многих лет часто использовал популистскую и поляризационную риторику. Из-за обвинительного приговора он сам не смог баллотироваться в качестве кандидата и поэтому отправил Фэй участвовать в гонке. Политическая программа PASTEF предусматривает восстановление конституционных институтов, более суверенную (земельную) экономику, борьбу с коррупцией, создание рабочих мест для молодежи и, прежде всего, улучшение условий жизни ввиду роста её стоимости.
Таким образом, во многих отношениях это могло бы стать необходимым исправлением последствий эрозии конституционных институтов и провалов социальной и экономической политики предыдущего либерального правительства, которое выступало за инфраструктурные меры и крупномасштабные проекты. Заключенные нефтяные и газовые контракты также должны быть пересмотрены в пользу собственного населения страны, и следует отказаться от ее роли поставщика сырья на Глобальный Север. Однако страна уже отказалась от своего требования оставить единую валюту, франк КФА, который привязан к евро. Тем не менее, в центре внимания остаётся пересмотр отношений с бывшей колониальной метрополией - ненавистной сенегальцам Францией.
Такая риторика о суверенитете часто заставляет западных партнеров беспокойно ерзать на своих стульях. Но почему, собственно?
Желание освободиться от неоколониальной зависимости, ликвидировать политическое и экономическое влияние Франции и достичь реального суверенитета разделяют военные хунты в Мали, Буркина-Фасо и Нигере, хотя выбор средств, безусловно, является предметом споров. В связи с этим высказываются надежды на то, что Сенегал может выступить за то, чтобы три государства остались в экономическом сообществе ЭКОВАС и таким образом противодействовать дезинтеграции региона. В своей первой речи после выборов Диомайе Фэй высказался за укрепление политической и экономической интеграции в рамках ЭКОВАС, но также связал это с объявлением о необходимых реформах. Однако сможет ли Сенегал выполнить эту функцию наведения мостов, еще предстоит выяснить.
Такая риторика о суверенитете часто заставляет западных партнеров беспокойно ерзать на своих стульях. Но почему, собственно? С точки зрения деколониальной (и феминистской) политики развития, разве целью не должно быть продвижение интересов африканских государств с точки зрения уменьшения экономической зависимости и поддержка соответствующих проектов реформ в долгосрочной перспективе, например, если Сенегал захочет пересмотреть соглашения о рыболовстве с ЕС, которые наносят ущерб стране? В этом смысле изменение позиции правительства Сенегала, настаивающего на собственном суверенитете и интересах, также могло бы предоставить возможность критически переосмыслить сотрудничество с правительством Германии и ЕС и более четко определить конфликтующие интересы, например, между экономикой, энергетикой, рыболовством, климатом и политикой развития.
Однако на данный момент еще неизвестно, как новое правительство самоорганизуется и какие проекты оно действительно инициирует. Конечно, также важно внимательно присмотреться. Например, полностью мужская руководящая команда PASTEF и консервативный образ общества, безусловно, ставят под сомнение прогрессивность партии в социально-политическом плане. Будет ли в конечном итоге за столом кабинета больше женщин и молодежи, чем в предыдущих правительствах, и превратится ли хорошо написанная предвыборная программа в действительно инклюзивный, преобразующий, эмансипирующий и социально справедливый политический проект, еще предстоит выяснить. В любом случае, ожидания уже чрезвычайно высоки.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».