Или история о том, как стоять на одной ноге, на отвесной скале с иголкой у горла
Да, сегодня я хочу поговорить о Кориолане Сноу, главном герое фильма «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах». Сразу оговорюсь, книгу не читала, с первоисточником никак не знакома. Но, я думаю, это нисколько не помешает, ибо, как по мне, и постановщик, и актер отлично справились с раскрытием характера Сноу.
Герой Сноу оказался для меня попаданием, полным и безоговорочным. Здесь одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что смотреть я буду пристально, а происходящее будет для меня потрясающим погружением в родственную энергию. И это было так: от первого и до последнего кадра.
Что же я могу сказать о Кориолане Сноу? Злодей ли он? Как я оцениваю его поступки, его отношения с Люси Грей, семьей и выбор пути.
Я не дам моральную оценку событиям фильма и самому Кориолану, просто потому что мне она не нужна. Но я расскажу о том, что собой представляет подобный персонаж.
Кориолан Сноу, как и многие подобные ему герои, это мальчик, балансирующий в очень опасной и очень сложной позиции. И не просто балансирующий, а в этой позиции наученный прыгать выше головы и побеждать. Он может выглядеть благополучным, он может иметь семью, достаток, любовь, но он все равно в какой-то момент времени оказывается загнан в эту ужасную позицию над пропастью, когда нужно не просто выживать, а показывать свой максимум. Как например Драко Малфой на шестом курсе. Он не просто в смертельной опасности, он еще должен показать свой максимум, прыгнуть выше головы — убить Дамблдора и придумать, как провести Пожирателей смерти в Хогвартс. То есть это мальчик, задача которого не просто продержаться, но еще и совершить сверхъестественное для себя усилие, подвиг, если хотите (по меркам самого мальчика). А самое «веселое» в его положении то, что стоит он той скале не один, а с родными. Драко рискует не один, он рискует благополучием семьи. От него зависит мать.
Кориолан тоже рискует не один. Он не один стоит на этой метафорической скале, он там вместе со своей небольшой семьей, которая в случае его падения тоже рухнет в бездну. И от его умения исполнять трюки в такой хитровыдуманной позиции зависит их жизнь. Да, тут конечно можно оговориться, что ничего, они и без него не пропали, но вопрос точки зрения. Объективно, человек со стороны может видеть ситуацию куда проще. Но вопрос в том, как ее видит и чувствует сам Кориолан.
Как мы видим в начале фильма, премию он хочет не потому, что желает богатства и славы, его основной мотив в наличии у него родных. Этими родными и подпитываются его амбиции, они и являются (словами, взглядами) напоминанием о довлеющем над ним наследии отца. То есть с одной стороны, он не может все бросить и пойти тянуть лямку простого рабочего, потому что хочет лучшего для близких, а не только лишь поддержания существования, с другой стороны — он не может желать другого, потому что он сын своего отца, он должен соответствовать. На него смотрят две женщины, молодая, которой он не желает прозябания, и старая — в глазах, которой живут отголоски прошлого. А еще на него «смотрит» отец и это дохера суровый взгляд.
А для Кориолана в общем-то эта сложная жизненная позиция, в которой, повторюсь, он должен не просто существовать, он должен побеждать, быть лучшим, уже является естественной и даже вдохновенной. Он действительно это умеет. Он в этом лучший. И как мы видим, он лучше остальных сокурсников приспосабливается к резко изменившимся условиям. Потому что он в этом хорош, ему только дай сложнее, он это тут же схватит и использует себе на пользу. Потому что это его механизм выживания, он с детства так.
Именно поэтому Драко так корежило на шестом курсе, он в этой экзотической позиции оказался впервые.
А Кориолану, поверьте, по кайфу было. Такой человек живет стрессом, ему чем стрессовее, тем интереснее. И то, что он расстроился, когда ему досталась заведомо слабая Люси Грей, чистой воды драма на публику. Потому что прежде чем взяться за новую невозможную сверх сложную задачу, такие люди любят закатывать глаза, говорить «Да блять» и «Все пропало». А потом когда все остальные тоже почешут репу, посмотрят на фронт работы, скажут: «Да ну это невозможно», такие люди как Кориолан Сноу выходят на свет и, даже не закатывая рукавов, говорят «Поддержите-ка мое пиво». И делают нереальное. Потому что умеют.
Если бы Волан-де-Морт вернулся в первой-второй книге и взял младшего Малфоя в услужение, поверьте, тот был бы настоящей гадиной, способной на такое, о чем никто и не подумал бы. И вовсе не потому, что на него снизошли бы какие-то тайные знания от учителя, а вот как раз из этого положения «балансируй и делай невозможное».
Так давайте подумаем, по карману ли Кориолану Сноу была Люси Грей? Я не буду рассматривать ее отдельно и размышлять над ее мотивами. Я слышала разные мнения насчет ее искренности и приспособленческих мотивов. Но я возьму за предположение, что Люси Грей была искренна по отношению к Кориолану, чтобы рассмотреть именно тот сюжет, в котором вот такой человек как он (со сложной жизненной ситуацией) получает шанс начать делать что-то по-другому, перейти, так сказать, на иной уровень мышления/мировоззрения, а не тот сюжет, в котором просто встретились две гадины и одна переиграла другую. Просто потому что о втором варианте и говорить особо нечего, тут и так все понятно.
Итак, вот встречает наш Кориолан Сноу такой самородок как Люси Грей, которая максимально отличается от всего привычного: как он привык жить, от его круга общения, она вообще из другого мира.
Любил ли Кориолан Люси Грей?
Нет. Он ее не любил. Если говорить глобально, так, как мы понимаем настоящую любовь.
Но.
Он любил ее тогда, когда она была частью его балансирования на скале и частью его максимальных усилий. Когда она вписывалась в его картину мира. Он любил ее, когда она выживала на арене, потому что по факту они выживали вместе. Он любил ее, когда у него не было выбора и ему пришлось стать миротворцем. Он искреннее купил себе место в 12м дистрикте, чтобы быть ближе к ней. Она продолжала быть частью его картины мира: он по-прежнему в супер-сложных условиях, еще дальше от цели. Возможно даже, в нем в тот период шевельнулись какие-то надежды, что она даже как-то впишется в его механизм выцарапывания у жизни любых возможностей, и они будут как одно. Это был бы дрим-тим. Но только цель у него всегда оставалась бы одна и та же — вернуться в Капитолий и выдрать себе и своей семье место под солнцем. Сначала он сделал бы это в 12м дистрикте, затем в Капитолии, но ему предложили сразу простой способ возвращения, и это было идеально.
А потом он недолго любил ее, когда думал, что ему нужно непременно бежать, иначе петля. Когда казалось, что путь назад отрезан и можно идти только вперед. У него забрали всю его прежнюю мотивацию, вышвырнули, так сказать, с прежней скалы, к семье уже не вернешься, никакие амбиции не реализуешь. Уверена, что это непродолжительное время Кориолан любил ее очень искренне, потому что в этот момент Люси Грей на краткий миг стала тем единственным, ради чего он мог опять занять эту — сука — сложную жизненную позицию и выживать и превозмогать. Ну такой механизм уже, никуда не денешься. Поэтому в принципе предательство, дезертирство, побег — отречение от системы, которая может покарать — это для Кориолана не ужас, ужас, ужас, что я наделал, а вполне себе понятная ситуация. Просто она еще сложнее, чем до этого. Но… кайф же. Он в этом хорош, сейчас она убедиться.
И вот они — роковые ружья в хижине, доказательства того, что никто не узнает о его предательстве родного отечества, а значит, он снова может вернуться на прежнее место и делать, что делал. И конечно он выбирает это, потому что у него там СЕМЬЯ. Ему вернули его мотивацию, сказали, давай, продолжай дерзать, делай в том же направлении. Там немного до победы осталось. Помните разговор с Тигрис, когда он спрашивает, как они там справляются? А она отговаривается, что, мол, нормально, проживем. Нам не ради хронометража его показали. Еще одной особенностью таких людей как Кориолан является то, что они своих не бросают, как бы пафосно не звучало.
Люси Грей моментально из союзника превращается в преграду к возвращению к привычному, забрало падает, потому что, а что тут собственно выбирать?
У Люси Грей было несколько шансов стать для него чем-то большим, чем мимолетное увлечение. Либо иметь с ним одни и те же цели и войти, так сказать, в состав семьи. И то и другое, заметьте. Потому что если просто иметь с ним одни и те же цели, то он тебя сожрет, как конкурента, а если просто стать частью семьи, которая своим существованием угрожает прежним членам, то он опять же тебя сожрет.
Кориолан, кстати, пытается символически это обыграть. Он дарит ей шаль матери, а, поверьте, он не тот человек, который к подобному относится легкомысленно. Шаль матери — это для него очень трепетное, и он дарит ее Люси, как бы приглашая ее стать чем-то большим. Он не из тех, кто будет играть в ахи-вздохи, он из тех парней, кто сразу женится.
Либо должно было пройти гораздо больше времени, чтобы он включил Люси Грей в свою систему ценностей. Если бы они лет пять хотя бы пожили в бегах, а ему бы потом предложили амнистию (что вряд ли конечно, но давайте представим) и вернуться в Капитолий, но без нее, то скорее всего он бы уже выбрал Люси Грей, ну потому что все. Не по привычке, а потому что он слишком долго делал что-то для нее, он слишком много себя вложил, он бы вряд ли это похерил. И наверняка перекроил под это собственную философию, связанную с наследием отца. Нечто большее, нуминозное, для такого человека, как Кориолан, очень важно в его умении балансировать и прыгать выше головы. Чтобы, знаете ли, не свихнуться.
Именно поэтому он убивает Люси в конце. Да, нам этого не показали. Но решив ее убить, он делает именно это, неважно, остается ли в живых сама Люси. Концовка смазанная. Я знаю, что пытались показать авторы. Что он делает это на грани истерики, потому что морально слаб по сравнению с Люси Грей, которая поняла все раньше него и в итоге переиграла его (и уничтожила, ха!). Но, знаете, он вполне мог сделать это хладнокровно. И, скорее всего, так и сделал бы.
Кориолан Сноу не тот человек, который будет делать спонтанные широкие жесты для других. Он не рискнет всем ради девушки, которая живет не так как его семья, которая не из этого мира. Ему это просто не по карману. Он сам на грани выживания. Она должна быть либо с ним в команде, либо никак.
А что касается его семьи и слов Тигрис в конце. Мол, посмотрите на него, он делал все ради них, а он спросил, хотели ли они, чтобы получилось вот так, чтобы он превратился в того, в кого превратился?
Прикол в том, что Кориолана уже не волнует, кто там чего хотел. Хотела ли Тигрис жить в этих роскошных апартаментах и иметь возможность выбирать род деятельности или не работать вовсе. У него была программа, он ее выполнил. Будьте добры получите и не открывайте рот. Это довольно жесткий контракт. Потому что какого черта вы будете открывать теперь рот, когда я ради вас наизнанку выворачивался? Это безусловно очень тиранический подход, но вот так он работает.
А мог ли Сноу поступить иначе? Мог ли Сноу позволить себе в своей жизни и широкие жесты, и настоящую любовь, и любое другое безумие?
Безусловно.
Мальчик, балансирующий на скале на одной ноге, с иголкой у горла, может сделать что-то кроме того, чтобы продолжать стоять и периодически прыгать выше головы. Он может прыгнуть в бушующее море, может взлететь, может разрушить саму скалу до основания.
Но на это перерождение необходим ресурс.
У Драко был все-таки какой никакой ресурс, который позволил ему не убивать Дамблдора. Это во-первых безусловная любовь матери. Во-вторых, сострадание Дамблдора. Да, именно Дамблдор протягивает ему последнюю спасительную веточку, и, как мы видим, Драко за нее тут же хватается.
У Юкке, к слову, тоже есть ресурс. Он может не соглашаться на помолвку с Мюррэ, на условия Голоса об отравлении Пташки. За ним стоит огромный род, пускай и живых никого не осталось, а все-таки это его скрытая супер-сила, он может стоять на этом твердо, получая незримую поддержку.
У Кориолана ничего такого не было. Род — это наследие отца, оно обязывает продолжать делать. Любящая семья — это молодая кузина и свихнувшаяся бабуля, они не те, кто могут ему дать безусловную поддержку и сказать «Не бойся, делай, как велит сердце». Не было и мудрого наставника, вроде Дамблдора или хоть того же Снейпа. Этим наставником, кстати, мог бы в какой-то другой реальности стать Каска Хайботтом, но он был слишком обдолбан и озлоблен на отца Кориолана, чтобы заниматься подобным. У него самого ничего не было, а чтобы еще и делиться и наставлять — это уж точно нет.
Поэтому Кориолана пригревает доктор Волумния Галл и вместо того, чтобы научить его как не стоять там, где он стоит, она учит его, как стоять еще эффективнее, как не просто быть лучшим, как уничтожать врагов на подлете. Что ж, в том, что он делает, Кориолан определенно станет победителем. Будет ли он счастлив? Конечно нет, потому что никто не может быть счастлив — когда единственное, чем он занимается, это совершенствует свой механизм выживания. Но у него все будет, и я думаю, он будет невероятно собой доволен.
От фильма, как вы понимаете, я осталась в восторге.
А была ли любовь?
11 минут
2 прочтения
2 апреля