Секреты поддержания красоты в 18-19 вв. довольно сильно отличались от современных. Но некоторые рецепты мы можем использовать и сегодня.
Жир, лимон и древесный уголь
Желание быть привлекательной толкало наших предков на такие шаги, которые мы сегодня считаем неразумными и даже опасными. Но что делать, если красота требует жертв? И ради сиюминутного эффекта жертвовали самой этой красотой, а главное — молодостью, ведь многое косметические средства действовали довольно агрессивно.
Хотя были и такие рецепты, которые проверку временем выдержали абсолютно. Например, умывание льдом или снегом, использование лимонной воды в качестве тоника, умывание молоком и сывороткой или отбеливание кожи с помощью яичного белка. Была и своеобразная лечебная косметика. Екатерина II как-то вспоминала, что у неё случились угри, а она очень боялась, что после этого на лице останутся следы. Спас врач: рекомендовал протирать лицо тальковым маслом (смесь измельчённого талька с любым маслом) с водой. Помогло: «Он вытащил из кармана маленький пузырёк талькового масла и велел мне капнуть одну каплю в чашку воды и мочить этим лицо от времени до времени, например, еженедельно. Действительно, тальковое масло очистило мне лицо, и дней через 10 я могла показываться».
Голову мыли древесной золой, которую настаивали в кипятке или медленно вываривали в воде до тех пор, пока эта вода на ощупь не становилась мыльной. Но сохранять волосы в чистоте было не принято — после мытья наносили конопляное масло, сахарный сироп, специально обработанное свиное или коровье сало, чтобы укладка была гладкой. Кстати, из обработанного сала с разными отдушками делали и смягчающие кремы для лица.
Белокожа и румяна
Любили русские красавицы и макияж, а вот окружающие не всегда ценили их усилия. «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригорошнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы», — так писал Адам Олеарий, немецкий путешественник, побывавший в России в 1630-х годах.
Иностранцы вообще отмечали, что русские женщины, во-первых, красятся изрядно, а во-вторых, совершенно не стараются сделать это искусно, чтобы макияж не бросался в глаза. Лицо выбеливали мукой, румянец наводили или покупными румянами, или ягодным соком. Иногда смешивали красный сандал (разновидность мимозы), водку и сахар — тоже получалась красноватая краска. Для чернения бровей могли взять и обычный уголь. В итоге с возрастом кожа, измученная такой косметикой, выглядела всё хуже, старились русские красотки гораздо быстрее. Находились среди декоративных средств и опасные: свинцовые белила делали, настаивая тонкие свинцовые листы в уксусе, сочетание для кожи убийственное. И в состав румян входила киноварь, которая содержит ртуть.
Приверженность макияжу немного ослабла при Петре I, который велел не только европейское платье носить, но и за собой следить по-европейски. Постепенно входили в обиход парики, а значит, и пудра для них. Требовалось её много, так что продавали косметику не на коробочки, а на пуды. В «Московских ведомостях» 1799 г. читаем объявление: «Пудра № 1: ваниль по 12 рублей, виолет, роз, олье, маршаль по 10 рублей пуд; № 2 виолет и маршаль по 8 рублей пуд; № 1 помада: жасмин, жонкиль, роз, флердоранж по 18 рублей; № 2 ваниль, грандюшес, маршаль, бергамот, букет, мильфлер, оранж, олье, цедр, франштан и виолет по 12 рублей; № 3 по 6 рублей; также имеется густая помада разных духов по 6 рублей дюжина; пудра для лица № 1 из сарочинского пшена по 1 рублю; № 2 по 50 копеек фунт».
И кстати, супруга Петра Екатерина макияж любила. И хотя ежедневно умывалась льдом, стараясь сохранить молодость кожи, щёки всё равно румянила. Про неё рассказывали, что как-то во дворце некто нарумянил мраморный бюст императрицы. Увидев это, Екатерина расстроилась и велела бюст умыть. Приближённые предлагали императрице провести расследование, но она только махнула рукой, понимая, что пажи решили посмеяться над её привычкой румянить лицо.
Косметика викторианской эпохи. (Wikipedia.Commons)
«Искусство красоты»
К середине 19 в. стало понятно, что одного «украшательства» мало, в уходе за собой должна быть система. Из-за границы стали выписывать не только гувернёров, парикмахеров и поваров, но и специалистов «по уходу за красотой лица и тела».
Большой популярностью пользовалась книга Лолы Монтес — ирландской танцовщицы, фаворитки короля Баварии Людвига I, авантюристки и просто отчаянной женщины. В 1858 г. вышло её сочинение «Искусство красоты, или секреты женского туалета с рекомендациями джентльменам на искусство восхищения». И кстати, в ней было много неплохих советов. Лола рекомендовала воздержанность в еде, занятия физическими упражнениями на воздухе, сон: «Молодая дева, будь она прекрасна как Геба и очаровательна, как сама Венера, может вскоре разрушить всё своё очарование и красоту, если будет предаваться забавам без устали и мало спать».
От морщин Монтес рекомендовала маску из кусочков говядины, от покраснений — лимонный сок, смешанный с яичным белком. Чтобы добиться белизны кожи, которую так ценили аристократки, она советовала взять семена тыквы, дыни и огурца, растереть, разбавить сливками и добавить немного лимонного масла. А чтобы кожа рук была красивой, Лола советовала спать в перчатках, пропитанных бараньим жиром и винным спиртом.
Впрочем, были у Лолы советы и совершенно невероятные. Например, она рекомендовала смесь, которая якобы способствует увеличению груди: надо было смешать настойки мирта, воробейника (многолетнее травянистое растение), бузины, прибавить немного мускуса и винного спирта. Наносить на грудь два раза в день.
Учитывая, сколько поклонников, в том числе среди сильных мира сего, было у самой Лолы, её книга была совершенным бестселлером. Но в погоне за красотой женщины шли и на гораздо более опасные уловки, чем советовала Монтес.
Лола Монтес. (Wikipedia.Commons)
Нанесение на кожу опиума и мышьяка якобы помогало добиться аристократической бледности, которая столь ценилась в 19 в. Пигментные пятна на коже тоже сводили мышьяком, а волосы ополаскивали аммиаком. Мало того, что это не слишком хорошо влияло на волосы, так во время процедуры можно было вдохнуть пары и получить ожог дыхательных путей. Тот же аммиак рекомендовали пить, чтобы уберечь зубы от кариеса. От нежелательных волос на теле избавлялись с помощью хлорной извести: стоило её передержать, как на коже можно было получить настоящий ожог.
На научной основе
В начале 20 в. власти решил наконец-то упорядочить частную практику, которой промышляли доморощенные «косметологи». Стало понятно, что уход за кожей требует знаний, в том числе умения оказать первую помощь и представлений о химической природе косметических веществ. В 1908 г. в Москве при Обществе врачей и химиков появился кружок, из которого вырос Первый Московский Институт Врачебной косметики. Его члены понимали, как губительна может быть погоня за красотой, и стремились создавать косметику на основе научных достижений. Можно было не только воспользоваться их рекомендациями, но и прийти в сам институт на Садовой-Триумфальной, чтобы сделать ряд процедур. Здесь прижигали бородавки и делали расслабляющий массаж лица, чтобы избавить от морщин. Чёрные точки на лице сводили паровым душем. Для «поднятия тонуса отвисших жировых и кожных складок у пожилых и поживших лиц» выполняли специальный массаж по Жаке и Леруа, применяли и вибромассажёры. Красноту больше не снимали опиумом и лимонным соком, а делали аппаратный вакуумный массаж, чтобы кровь отливала от лица.
Вообще вибромассаж был, что называется, на все случаи жизни. На волосистой части головы его применяли для лечения алопеции, а с помощью специальной насадки массировали грудь и якобы добивались увеличения её размера. «Ожирелые животы, поясницы, груди и пр.» пытались уменьшить, воздействуя горячим воздухом.
Институт также выпускал пособия для тех, кто хочет похудеть и поддерживать себя в хорошей форме. Советы сколь разумные, столь и простые: есть больше курицы и рыбы, ограничить жиры, делать упражнения и «участвовать в полевых работах крестьян, не знающих ожирения». Благодаря такому подходу косметика перестала быть «маскирующей». Наступал 20 в., век культа внешней красоты и научного подхода к её поддержанию.