Когда вы ещё не поступили на курс и хотите в общих чертах познакомиться с его программой, то попадаете на одностраничный сайт. Здесь ваше внимание привлечёт изображение: как правило, очень красочное и насыщенное разными деталями, которые интересно рассматривать.
В каждую иллюстрацию мы стараемся спрятать как можно больше пасхалок к модулям курса, а заодно сделать отсылку к литературному или художественному произведению. За несколько лет нам удалось связать математические и физические сюжеты с планетой Маленького принца, картинами Малевича и Васнецова, стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы», сериалом «Уэнсдей» и историей лайнера «Титаник».
Шаблонного алгоритма для создания таких иллюстраций нет, каждый новый курс — повод для мучительных творческих поисков. Но всегда интересных. Подробнее об этом рассказала руководитель группы координаторов курсов Анна Доледенок.
Маленький принц и мосты
Думать над созданием новой иллюстрации я начинаю одним из двух способов.
Первый — выписываю все характерные для курса термины и объекты, а дальше ищу для каждого из них другое, более естественное для языка значение. Например, графы в комбинаторике — это титулованные люди в жизни. Раскраски из методов решения задач превращаются в детские книжки, а «фи» из функции Эйлера — в вашу реакцию, когда вы видите в манной каше комочки.
Когда таких многозначных терминов набралось достаточно, я ищу для них общий контекст — ситуацию, в которой они могли бы существовать вместе. Что может объединять деревья, мосты Эйлера из легендарной задачи о кёнигсбергских мостах и горы — треугольники Паскаля? Хочется вписать их в живописный и всем известный пейзаж. Так на странице курса комбинаторики для 8-го класса появилась планета Маленького принца, на которой растут деревья-баобабы и существуют вулканы — треугольники Паскаля. У Сент-Экзюпери мостов не было, а у нас есть — почему бы и нет?
Граф и лодка
Второй способ: я нахожу готовый художественный образ, который почему-то ассоциируется с курсом, и докручиваю его, добавляя всё новые пасхалки, как игрушки на ёлку. Так возникла иллюстрация для курса комбинаторики для 9-го класса. Я вспомнила одну из городских стен в Ярославле, где живёт симпатичное граффити с Дедом Мазаем и зайцами.
В курсе есть модуль о числах Фибоначчи, и знакомство с ними часто начинают с рассказа о модели размножения кроликов. Граффити превратилось в готовый художественный образ, который лёг в основу иллюстрации. А дальше всё было делом техники. Кто правит лодкой? Деда Мазая в курсе нет, а граф — есть, пусть он и берёт в руки весло. Во что граф одет? В средневековый костюм — скучно, надо эту одежду раскрасить (в честь модуля «Раскраски»). По какой реке плывет граф в поисках кроликов-зайцев? В стихотворении Некрасова она недалеко от Малых Вежей, а у нас будет Прегель — старое название реки Преголи, текущей через Калининград. С этим городом опять-таки связаны имя Леонарда Эйлера и задача о кёнигсбергских мостах.
Зайка и «Титаник»
Последний этап — внести немного безумства. Мне особенно нравится, когда на картинку получается добавить художественные детали без причины, просто потому что они вписались в общий стиль. На той же иллюстрации к комбинаторике для 9-го класса появились «Титаник» и зайка, стоящий на носу лайнера прямо как Кейт Уинслет в оскароносном фильме.
Для курса «Введение в программирование на языке Python» мы нарисовали книгу известного учёного в области информатики Дональда Эрвина Кнута, на которой стоит тарелка с пряниками. Здесь обыгрывается известный педагогический метод.
А какая у вас любимая иллюстрация к нашим курсам? Пишите в комментариях!