Почему зло - это добро? Потому что Бог, совершающий то, что мы воспринимаем как зло, является всеблагим. Следовательно, творимое им зло - это добро. Поэтому рабство в Библии с точки зрения последовательных христиан - это тоже добро, ведь оно санкционировано Богом.
Последовательный христианин не может признать иного варианта, потому что в Библии (речь идет о Ветхом Завете) Бог одобряет рабство. Если христианин не согласен с этим, значит он должен прийти к выводу, что Ветхий Завет не является богодухновенным и безошибочным словом Бога.
В каких местах Бог одобряет рабство?
Перед тем, как приводить примеры из Ветхого Завета, нужно отметить, что Тора (первые пять ветхозаветных книг), с точки зрения иудеев и христиан, была написана Моисеем со слов Бога. Конечно, существует точка зрения, что Тора была написана многими людьми, но главное - руководителем этого текста был сам Бог.
Вдобавок нужно упомянуть популярное заблуждение, будто в Библии слово раб означает наемного рабочего. Это не так. Термины "раб" и "наемный рабочий" в Библии используются раздельно. Под рабом понимается человек, который полностью подчинен господину и почти не имеет прав.
Рабство в книге Исход, глава 21
Одной из наиболее важных глав в Ветхом Завете, связанных с рабством, является Исход 21, в которой прописаны законы, касающиеся долгового рабства, еврейских рабынь и обращения с рабами.
В стихах со 2 по 6 приведены законы, которые описывают положение раба-еврея (мужчины). Его можно заставить служить максимум 6 лет, после чего он должен быть освобожден:
Если купишь раба-еврея, и он прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год он должен стать свободным без выкупа. (Исход 21:2)
После 2 стиха описываются три возможных сценария, которые могут возникнуть при освобождении долгового раба-еврея.
Сценарий 1. Раб пришел в дом своего хозяина неженатым и при освобождении уходит от него холостым.
Сценарий 2. Если раб был женат на момент порабощения, то при освобождении он уходит вместе с женой. Другими словами, уходит с теми, с кем пришел.
Сценарий 3. Стих 4 описывает сценарий, как раб приходит к хозяину холостым, и затем хозяин дает ему жену, которая может родить детей. При освобождении такой раб не может забрать жену и детей с собой. Зато у него появляется возможность продолжить свое рабство до конца своей жизни, чтобы остаться с женой и детьми:
Если господин даст ему жену и она родит ему сыновей или дочерей, то женщина и дети будут принадлежать господину, а свободным станет только он сам. Но если раб скажет: «Я люблю своего господина и жену с детьми. Я не хочу становиться свободным», то пусть господин приведет его к судьям, подведет к двери или дверному косяку и проколет ему ухо шилом. После этого он останется его рабом на всю жизнь. (Исход 21:3-6)
Именно третий сценарий вызывает больше всего вопросов. Если два первых сценария можно хоть как-то оправдать, то третий сценарий явно аморален с точки зрения современной этики. Поэтому христианские апологеты (защитники христианского учения) пытаются объяснить данный отрывок удобным для себя образом.
К примеру, знаменитый христианский апологет Пол Копан в своей недавно опубликованной книге "Является ли Бог моральным чудовищем? Каким Господь открывается нам в Ветхом Завете" пишет, что женщина также могла быть освобождена по истечению 6 лет, поэтому мужу оставалось лишь подождать ее. Этот вывод он строит на основании 15 главы книги Второзакония, где сказано:
Если твой соплеменник-еврей, мужчина или женщина, продаст себя тебе и прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его на свободу. А отпуская на свободу, не отсылай его с пустыми руками.... (Второзаконие 15:12-13).
Если же рабу нравилось жить у господина, то господин мог сделать его рабом на всю жизнь.
Таким образом, Пол Копан считает, что раб мог дождаться окончания срока службы своей жены и детей. Его жена и дети не были вынуждены проживать в доме господина всю жизнь. Они могли освободиться на седьмой год или после отработки долга. Также муж мог остаться у господина и жить в качестве раба всю жизнь, зато с семьей. Следовательно, законы Израиля предусматривают систему социальной защиты, а не угнетения.
Однако непонятно, почему Пол Копан решил, что рабыня, которую хозяин дал рабу в период его рабства, является долговой рабыней. В Библии такой исход возможен лишь в случае, если жена-рабыня окажется долговой рабыней. При этом статус детей остается под вопросом. Поэтому перед освободившимся рабом есть только два варианта, которые описаны в 21 главе Исхода - либо оставить жену с детьми и покинуть господина, либо сохранить рабское положение, оставшись с семьей. Подтверждением этого служат дальнейшие стихи 21 главы книги Исход, где описывается статус женщин-рабынь.
Статус женщин-рабынь
Закон гласит - если мужчина продает свою дочь в рабство, то она не освобождается по истечении 6 лет:
Если человек продаст дочь в рабство, то она не должна освобождаться из рабства, как рабы-мужчины. (Исход 21:7)
Однако у такой рабыни есть шанс стать женой сына господина, что повысит ее в правах, а также шанс освободиться, если она станет женой господина, а затем господин возьмет в жены другую жену, а первую не захочет обеспечить одеждой, едой и супружескими правами.
Обращение с рабами
Самыми аморальными моментами можно считать отрывки 20-21 и 26-27.
Если хозяин ударит раба или рабыню палкой и раб тотчас умрет, то хозяин должен быть наказан. Но если раб встанет через день или два, то хозяина наказывать не следует, потому что раб — его собственность. (Исход 21:20-21)
Если хозяин ударит раба или рабыню в глаз и выбьет его, то пусть отпустит их на свободу за глаз. Если он выбьет рабу или рабыне зуб, то пусть отпустит их на свободу за выбитый зуб. (Исход 21:26-27)
Рабов разрешалось бить, например, плетью или розгами. Главное, чтобы это не приводило к смерти или лишению частей тела. Розги использовались против раба как форма дисциплины или мотивации. Примечательно, что дана формулировка "тотчас умрет". Это значит, что хозяин может довести раба до смерти в течение длительного промежутка времени и не иметь последствий для себя.
Но почему говорится о лишении зуба? Может показаться, что это не слишком весомое лишение. Но лишение зуба свидетельствует о том, что хозяин пытался повредить голову раба, превышая свои полномочия по мотивированию и установлению дисциплины.
Рабство в книге Второзаконие, глава 15
Выше уже приводился отрывок из 15 главы Второзакония. Он перекликается с законами в Исходе 21, особенно в отношении освобождения еврейских долговых рабов. В чем же их отличия?
В Исходе 21 идет речь о разнице рабского положения между мужчинами-рабами и женщинами-рабами. Рабы должны были освободиться после 6 лет, в то время как рабыни не должны были освобождаться. Однако во Второзаконии 15:12 в том числе говориться о возможности освобождения рабынь после 6 лет:
Если твой соплеменник-еврей, мужчина или женщина, продаст себя тебе и прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год ты должен отпустить его на свободу. (Второзаконие 15:12)
Является ли это изменением закона из Исхода 21, или речь про совершенно других рабынь?
Можно предложить два варианта ответа.
Вариант 1. Исход 21 и Второзаконие 15 противоречат друг другу. Но почему? Закон мог измениться со временем, и рабыням предоставили такое же право на освобождение, как рабам в Исходе 21.
Вариант 2. Во Второзаконии 15 предусмотрен другой сценарий. Рабыня, которая должна быть освобождена, не была взята в рабство в качестве наложницы или жены. Поэтому у нее есть возможность освободиться от рабства.
Второзаконие 15 выглядит гораздо прогрессивнее Исхода 21, в том числе по причине того, что там говорится о запасах провизии, который господин должен дать рабу после освобождения:
А отпуская на свободу, не отсылай его с пустыми руками. Дай ему долю от своего мелкого рогатого скота, от своего гумна и винного пресса. Дай ему то, чем благословил тебя Господь, твой Бог. (Второзаконие 15:13-14)
Так народ Израиля мог бороться с бедностью.
Иностранные рабы в книге Левит, глава 25
Совершенно иное отношение было к рабам-неевреям. Израильтянам разрешалось покупать иностранных рабов, которых можно было содержать всю жизнь и передавать по наследству:
Пусть твои рабы и рабыни будут из народов, которые вокруг вас; покупайте себе рабов из их числа. (Левит 25:44)
Одним из ключевых аспектов этого отрывка является различие, которое проводится между еврейскими и иностранными рабами.
В книге Левит 25 сказано, что израильтяне должны были относиться к своим еврейским рабам не как к рабам, но как к наемным работникам. Вдобавок они должны освобождаться в юбилейный год, который наступал каждые 50 лет:
Даже если он не будет выкуплен, как сказано, он и его дети выйдут на свободу в юбилейный год, потому что израильтяне служат Мне. (Левит 25:54-55)
Левит 25 прописывает, что израильтяне должны беречь своих братьев от рабства, в то время как иностранные рабы не имели таких привилегий.
Что значит находиться в собственности господина?
Христианские апологеты отмечают, что раб не был собственностью в современном понимании. Собственность - это лишь результаты труда раба. В таком случае господин уже не является рабовладельцем, владеющим душами людей. Он владеет только трудом рабов. Однако текст Библии понимает "собственность" (ахузза) иначе.
В Библии слово "ахузза" понимается как земельный участок, которым владеет израильтянин. Также под "ахуззой" может пониматься участок для могил. Стало быть, речь не только о результатах рабского труда, но и о самих рабах.
Вывод
Представленная выше информация о природе рабства в законах Ветхого Завета воспринимается большинством современных людей, воспитанных в гуманистических ценностях, как аморальная. Христианские апологеты пытаются их обосновать как наиболее прогрессивные с точки зрения реалий тех времен. Тем не менее, даже с учетом прогрессивности их нельзя назвать адекватными в рамках гуманизма. Как таковых претензий к Библии быть не может, ведь описанные выше тексты формировались 2500 лет назад. Странным выглядит лишь попытка христианских апологетов рассматривать ветхозаветные нормы как морально приемлемые.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.