Найти в Дзене
Лисеева

Заключительные мысли о семейных ценностях

Оглавление

"Как же они заключительные, если это первая статья на канале?"
В том и дело, что они являются завершением и итогами моих собственных мыслей на протяжении довольно долгого периода - лет пяти, семи, пока мне не было понятно, чего я хочу от жизни.

Согласитесь, что сейчас с обоих сторон звучит как много пропаганды, так и много довольно дельных мыслей. В пользу семейственности и детности высказываются в основном более солидные, опытные люди, однако и "сожаление о детях" тоже весьма популярная тема обсуждения у людей за сорок. Дети вынимают из жизни десяток лет, в течение которых человек не просто должен ухаживать за детьми, но ещё и соответствовать высокому социальному образу родителя - чтобы дети знали, какой и с кого брать пример. Каждый ли это выдержит? Думаю, нет.

В пользу бездетности говорят обычно либо молодые люди, либо люди, профессионально занимающиеся бизнесом и видящие свою ценность там.

Опять же, многие из них возможно потом решат "осесть", если найдётся подходящий человек.

Так вот, каковы же мои основные претензии к обоим точкам зрения?
Начнём с консервативной.

Недостатки консервативной позиции

1. Дети никогда не появляются сами по себе.

Государство делает довольно много усилий, чтобы интроецировать в своих граждан идею о том, что дети - это теперь чуть ли не обязанность человека. В то время как обычно дети являются результатом жизни, чем-то, чего человек хочет вместе с партнёром, к чему нужно идти порой несколько лет. Подобная "обязаловка", пускай и виртуальная, способна лишь нанести вред и надолго поселить в молодых людях отвращение к идее детства, не говоря уже о том, что в нашем обществе ещё очень много явно нехороших консервативных традиций, которые испортили жизнь молодым людям, и те сомневаются, будут ли хорошими родителями уже своим детям.

2. Много рожают только те, кому не на что надеяться, и фундаменталисты. Эти люди будут ничем не отличаться от мигрантов по уровню их культуры и образования.

А Вы думали, что фундаменталисты бывают только мусульманские?) святая наивность. Фундаментализм и национализм бывает всякий. Я, например, знаю человека, который переехал в Бахчисарайский район из Ростовской области конкретно с целью "разбавлять тюркскую демографию в Крыму", имеет четверых детей и является православным фундаменталистом-блоггером. Вовсю рисует воображаемые карты и делит соседние страны, ладно бы всем понятные, а то даже союзные страны. А если это и нормализовано в последние годы, то как вам такое - занимается подсчётом евреев и геев в российской верхушке. Логин уж называть не буду, но портрет выстроился весьма неприглядный. Кого воспитают такие люди? Как их дети будут потом встраиваться в общество, какое общество они построят сами?

3. Поддержка государства скорей похожа на попытку загнать пользователей в долговую яму.

В самом деле, никакие ипотеки и кредиты на образование нельзя назвать поддержкой. Потом случится ещё какая-нибудь непредсказуемость, и курс рубля опять обвалится в два раза. Что делать людям в этом случае? Даже какие-то льготы по кредитам не спасут положение. Мол, ты рожай сейчас, получишь деньги\квартиру, а потом когда-нибудь отдашь. Подобного рода дамоклов меч не поспособствует хорошему безоблачному отношению к семье и детям.

4. Непонятно, что может семья дать человеку. Фактически, до сих пор продолжается поддержка неполных семей в ущерб полным.

Тут у нас полнейшее "двоемыслие" намечается - с одной стороны, власть решила поспешно взяться за проблему распределения ролей в семье и пытаться хотя бы дать рекомендацию женщинам, что их биологической ролью вообще-то является вынашивание и воспитание детей. Да, может быть, это правильно. Тут есть разные точки зрения. Однако зачем при этом власти поддерживают матерей-одиночек, но при этом никак не поддерживают браки? Поневоле уверуешь в "мужские теории" про "государство-супермужа". Иными словами, тут есть много недоработок. А платить деньги только за брак - значит поддерживать откровенно неработающие семьи, где члены друг друга терпеть не могут. Будет как в известном советском фильме - "а тебя вообще только из-за квартиры родили!"

5. Проблема мотивации.

Интеллектуальные люди не ищут интимных отношений. Вообще. Они их не интересуют. Интеллектуальные люди ищут партнёров, способных их поддержать и вдохновить на труд и творчество. Всё остальное - это уже, так сказать, benefits. Это одна сторона медали. У этих людей "драйв" слишком низкий, их беспокоят социальные вопросы, их беспокоит их доход, они хотят иметь полную безопасность и не почувствуют себя достаточно уверенными и безопасными, пока не будут иметь какой-то стабильный доход, желательно пассивный. А также право высказать свою точку зрения, которое сложно квантифицировать численно, а с этим у нас, понятно, тоже проблемы.

Неинтеллектуальные люди ищут интима просто так, их не интересует создание семьи. Современное общество построено на интиме с 90х годов, и даже несмотря на формальное осуждение платных услуг, они всё равно процветают, а некоторые школьники теряют невинность. Это всё очень грустно и неправильно, разговаривать об этом долго тяжело, важно здесь одно - подобного рода "ё*ыри-террористы" ищут только сиюминутной страсти и ничего больше. Семья - это осознанный выбор.

6. Существует ли брак по любви?

Раньше брак был делом знакомства. Пул знакомых у человека был намного меньше, и все они так или иначе играли колоссальную роль в его жизни - предоставляли ресурсы и связи. Сегодня связи и ресурсы добыть проще, а онлайн-знакомства и работа из дома делают нахождение живых собеседников весьма проблематичным.

Когда люди делают выбор не головой, то и о результатах потом часто жалеют.

В итоге необходимо создание "третьих мест" - кроме работы и дома, у человека должно быть место, заменяющее религию, где происходит очная встреча большого числа людей и можно присмотреть себе потенциального партнёра. Государство одновременно душит независимый политический активизм (который был бы вполне способен заместить эту нишу и дать людям возможность найти человека похожего взгляда) и в то же время пытается продвигать добровольно-принудительные инициативы "для всех", куда по своей воле человек точно не пойдёт, и как круг для знакомств подобные мероприятия рассматривать точно не будет.

Недостатки либеральной позиции

Конечно, статья не будет полной без перечисления вопиющих недостатков противоположной стороны.

1. А что, всё-таки, делать с демографией?

Меня действительно беспокоит объективная статистика рождаемости по всему миру.

Синее - пик рождаемости мира (2012 год), красное - пик смертности (ковидный 2021). 
Данные в тысячах.
Синее - пик рождаемости мира (2012 год), красное - пик смертности (ковидный 2021). Данные в тысячах.

Как видно, пик рождаемости (то что у СССР было в 1986 году) прошёл в 2012 году. Разница в десяток лет с рекордами смертности тоже налицо в обоих случаях. Если всё будет продолжаться как есть, то через 20-30 лет мир ждут "глобальные 90е", на такой же самой интенсивности, как это было в Японии и СССР. Только от них уже нигде нельзя будет скрыться, проблема депопуляции приобретёт глобальный масштаб. Нужно искать решение, и мигранты тут уже не помогут!

2. Эгоизм - хорошо, но как насчёт пенсионных накоплений?

Уже сейчас пенсионные системы переживают кризис. Фактически, молодёжь, выбирая себя сейчас, отнимает что-то у себя в будущем. Никто не заставляет детей работать на родителей напрямую в наше время, но они, работая на государство, обеспечивают родителей через пенсионные фонды. Схема работала, как классическая пирамида, пока число вкладчиков увеличивалось или оставалось неизменным. Когда же число вкладчиков стало уменьшаться, самый нижний слой перестал получать выгоду. Большинство стран стремительно пытаются перейти на пенсионное самообслуживание - сколько поработал, столько и заработал. Конечно же, это вызывает протесты. Люди после сорока очень политически активны и составляют основную базу демократий, в которых хлеб и зрелища - главный повод для смены власти. И тут мы, к сожалению, типичная демократия.

3. Страх противоположного пола

Чем больше в государстве возникает принудиловки к созданию семей или хотя бы даже голосов об этом, тем больше женщины (поскольку основная нагрузка ложится на их плечи в виде вынашивания и рождения ребёнка) будут возникать против этого и желать "осуществить себя" в карьере.

Женщины действительно боятся деторождения и считают это очень болезненным процессом, и если раньше общество исполняло утешающе-нормализующую роль, так как старшее поколение могло убедить изолированную молодёжь поступить правильно, то теперь молодёжь сбивается в виртуальные стайки в интернете и взаимно усиливает страхи перед детьми и семьёй. Это приводит к уже противоположной реакции в рядах мужчин, причём как раз тех, кто и правда заинтересован в долговременных отношениях. Кто не заинтересован - просто пойдёт и сделает "это" с тем, с кем захочет. Нет, страдают именно те, кто хочет найти "достойную девушку", что бы это ни значило. А ведь они как правило предъявляют высокие требования и к себе тоже, поэтому у них, как правило, есть и доход, и моральные принципы. Но теперь они будут бояться общаться с кем-либо из противоположного пола.

4. Красота и эстетика.

Понятие о женственности, в своём корне, является мужским понятием, точно так же, как понятие о мужественности является отчасти женским понятием. Женственность оценивает мужчина, как пригодность женщины к созданию семьи и рождению детей. Как её потенциальную верность и в то же время привлекательность. Это существенно отделяет концепцию женственности (которая нравится большинству мужчин) от концепции сексуальности (нравящейся только условно "обезьянам") и концепции "современной женщины" (которая нравится только условно "головастикам"). Но так как здесь внешней референтной точкой является именно мужчина и его сторонняя оценка, с которой нынче принято бороться, то женщины отвергают женственность и выглядят откровенно или "грязно" - либо пытаясь привлечь максимально базовые инстинкты мужчин для своей выгоды, либо пытаясь, напротив, избежать их внимания целиком, пускай иногда и подсознательно. Отсюда и эпидемия лишнего веса и уже начавшийся тренд на изоляцию не только мужчин, но и женщин (а всё началось, как обычно, в Японии с фудзёси - девочек-яойщиц).

5. Неправильные контраргументы.

Обычно контраргументы (это, кстати, верно для обоих сторон) апеллируют к образу "среднестатистического мужчины\среднестатистической женщины". Сначала это звучит свежо и якобы-нейтрально, однако для думающего человека фраза "все мужики алиментщики" говорит куда больше о самой "девушке", нежели о её парнях.

Также нередко контраргументы пытаются вывести проблему в чисто житейскую плоскость. Начинается "вымогательство". Дайте мне садик\школу\платный ВУЗ (зачем???) и тому подобное. ВУЗ на то и сделан платным (не говоря уже о том что получить бесплатное образование сейчас всё равно очень легко, уровень знаний требуется минимальный), чтобы кто попало в него не поступал. Эти люди своими хотелками сами ставят экономику своей страны в зависимость от мигрантов. Почему? "А хочет быть владычицей морскою". Конечно, мало кому захочется, чтобы его дети имели плохое образование. Вышло так, что мы или наши родители (в зависимости от возраста) "разбаловались" сверхдоступным советским образованием и не хотим понижать свой семейный культурный уровень.

Достаточно посмотреть на то, как разнится жизненный уровень в разных странах с одинаковой демографической ситуацией, чтобы понять - семейное счастье не зависит от качества дороги в детский сад.

Если человек пытается апеллировать к рассудку в этом вопросе, скорей всего, у него просто ещё нет партнёра, с которым бы он или она чувствовал бы себя в безопасности и хотел бы детей. Либо проблемы у страны в целом в экономике, а вовсе не в культурно-правовой сфере.

Итоги

Обе точки зрения отвратительны по-своему.

Обе точки зрения не желают признавать свои недостатки и тыкают в недостатки друг друга.

Обе точки зрения, в конце концов, пытаются что-то навязать остальному обществу, не решая свои собственные проблемы.

В конечном итоге, отношение к семье - личное дело каждого. Создавать семью или нет, пусть решает каждый сам за себя. Любая искусственная пропаганда создания семьи столь же опасна, сколь и искусственная пропаганда отказа от семьи.

Без любви (при этом любви зрелой и логической) не построить долговременные отношения, а без отношений не родить по-настоящему счастливого ребёнка, который будет плодом любви, а не мести и не "скрепления узов брака".

Прекратите слушать обе точки зрения. Не крутитесь в обществе бездетных, если хотите детей, и не крутитесь в обществе мамочек, если не хотите.

И помните - люди не идут за советом к тем, у кого такая же проблема. Люди идут за советом к тем, кто знает, как правильно. Если у человека в анамнезе развод, молодая любовница, и бастард помимо двух взрослых дочерей, то сомнительно, что он будет давать дельные советы относительно укрепления семьи.

Важно понимать - если Вы настроены отрицательно на какую-то проблему, она всё ещё для вас существует. Вы отыгрываете роль "противной стороны" для кого-то. Вы по-настоящему выражаете своё отношение к проблеме, только когда окончательно формируете своё собственное мнение и перестаёте реагировать на внешние раздражители по этому вопросу. Если Вы действительно убеждены, что иметь детей Вам излишне - Вы правы, если Вы действительно убеждены, что иметь детей Вам необходимо, то Вы тоже правы, Вам просто надо найти того человека, с которым это желание приобретёт чувственную, а не только "мозговую" окраску.

И помните - если родители несчастны, то их дети, скорей всего, вообще не захотят иметь детей.
Можно ли, например, доверять "царским рекрутам" в армии? Или рабам на стройке пирамиды? От них всегда будешь ждать подвоха, а по итогу окажется, что свободная система и лучше, и продуктивней, только надо дать ей время устаканиться и оправиться от первоначальных потрясений.