Найти тему

Нина Дашевская: детлит, который точно понравится родителям

Нина Дашевская - детская писательница и музыкант, победитель, лауреат и финалист множетсва литературных премий.

«…мои книги адресованы детям, хотя на самом деле большая часть моих читателей – взрослые люди. Это даже моя проблема, мне говорят: «Вы любимый писатель моей мамы». Чаще меня читают взрослые. Это моя аудитория – взрослые, которые получают что-то от моих книг, и подростки, которым это нужно,» - признается сама Нина Сергеевна о своих книгах.

Мы читали «Вилли», «Тео-театральный капитан», «Второй» Дашевской. Но повести для подростков издательства «Самокат» серии «Встречное движение» - особая любовь.

«День числа ПИ»

«Я не тормоз»

«Ирка рисует в скетчбук, Тимофей пишет в блокнот»

«Поиск звука. Творогов»

Все эти произведения объединяет несколько общих черт:

  • главные герои - подростки примерно одного возраста, от лица которых ведется повествование;
  • все эти ребята одиноки, испытывают потребность в дружеском общении;
  • в каждой повести родители так или иначе участвуют в действии, влияя на поведение и поступки своих детей, их душевное состояние.

«День числа ПИ» стала, пожалуй, одной из моих любимых книг.

Сначала я послушала аудиоверсию в исполнении автора, потом вернулась к тексту в электронном варианте, а затем заказала несколько бумажных версий (пару книг уже подарила тем, кто точно оценит). В «День числа ПИ», помимо любви к музыке, проявилась еще одна любовь писательницы - к математике.

Повесть состоит из двух частей. Первую часть рассказывает Лева Иноземцев - странный, по мнению окружающих, подросток. На самом деле он не странный, он просто не видит границ: эмоций, мнений других людей. Его воспитывают бабушка и дедушка. При этом мальчик окружен любовью. Безусловной и всепрощающей. «Если бы мы были молоды, наверное, нам бы очень важно было, как что выглядит со стороны; хотелось бы, чтобы у нас был воспитанный ребенок, все как у людей… Так вот, знаете ли, в нашем возрасте, - продолжает дедушка, - не так важно, что подумают какие-то абстрактные «люди». Хочется, чтобы Левка был счастлив, и… И научился как-то жить без нас.»

Вторую часть рассказывает Кирилл Комлев. Кирилл не странный. Обычный подросток: музыкант-виолончелист, стихи пишет, музыку. В семье подростка принято зависеть от принятых в обществе норм и ожиданий, и мальчик в них не вписался. «А отец разве счастлив? Вот, он хотел сына - образцового, спортсмена, математика, самого лучшего во всем. А ему достался я. Не повезло.» Так и живет, постоянно сравнивая себя с другими (папа же так делает, значит, это норма), злясь на окруженного вниманием Леву, пока они не оказываются один на один. «Как я не видел раньше, какой он; с ним я могу пробить вот этот потолок, который раньше давил на меня.»

Кроме непростых вопросов взаимодействия в семье, повесть покажет проблемы взаимопонимания, уважения, дружбы и первой любви, а еще отношения учителей и учеников.

Все эти темы выстроятся к финалу из какофонии в мелодичный нотный ряд.

-2

Другие три повести тоже очень хороши. «Я не тормоз» мы обсуждали вместе с детьми в книжном клубе Жени. Юные книголюбы и их родители по достоинству оценили текст. «Ирка рисует в скетчбуке, Тимофей пишет в блокнот» стала для меня крутой терапией переживая отношений с братьями и сестрами в подростковом возрасте. А «Поиск звука. Творогов» - примером воспитания гражданской позиции подростков.

Ну и главное достоинство этих книг Нины Дашевской - они разворачивают родителя к ребенку (недаром серия издательства называется «Встречное движение»), заставляют рефлексировать и, хотя бы немного, понять наших взрослых малышей.

P.S. Электронную и аудиоверсии ищите в Букмейте, Литрес и Яндекс.Музыке.