Найти тему
Читатель Снов

Ремарк, Три товарища

Я содержание рассказывать не буду, его все знают, а кто не знает, тому могу только позавидовать - она/он сможет прочитать книгу в первый раз))

Вот что действительно хочется сказать - роман хорошо написан, в нём грамотно выстроена линия драматического напряжения сразу по нескольким направлениям. Развитие чувств Роберта и Пат, обострение болезни Пат, проблемы с мастерской Кёстера, которая является основным источником дохода для четверых главных героев, стычки с конкурентами, всё более мрачная обстановка в городе, политические стычки, трагическая сме.рть одного из дружеского круга, вторая... всё. Вот это необычно - не принято, чтобы книга кончалась вот так, экзистенциальным обрывом.

Но не любая ли жизнь так кончается?

Я могла бы не встретить тебя, говорит Пат (цитирую сильно по памяти), и мне не было бы так жаль эту жизнь. Но если бы я тебя не встретила, у меня не было бы этой любви, которая сейчас наполняет меня, как соты мёдом.

Ремарку и его поколению свойственно вот это понимание, что "подробности не надо пропускать",что каждый день - сокровище, что любовь и дружба делают жизнь осмысленной и стоящей того, чтобы её жить.

Абсолютно реалистичный роман - и вместе с тем вот такая иллюстрация вполне в тему
Абсолютно реалистичный роман - и вместе с тем вот такая иллюстрация вполне в тему

Ну, и всякое обезболивающее типа алкоголя, и прочих маленьких радостей - цветы для любимой, запах кофе, день в музее, сеанс прекрасных фантазий под созерцание витрин.

Текст романа очень не простой по классификации Белянина, там присутствуют элементы пяти типов текстов из шести

об этой классификации можно почитать здесь:

Что в романе от так называемых "печальных" текстов: много воспоминаний о прошлом, много мыслей о том, что всё преходяще, момент обречённости прекрасного и хрупкого.

От "весёлых" текстов. Доминанта такого рода текстов: путь к успеху через приключения и опасности. И в романе "Три товарища" много эпизодов, когда Отто Кёстер, Готтфрид Ленц и Роберт дружно и с помощью верного Карла (кто такой Карл - а вот прочтите роман, один Карл того стоит😆) одерживают эффектные и хитроумные победы в самых разных ситуациях - гонки на дорогах, борьба за заказ, коммерческие переговоры, помощь больной Пат.

"Светлые" тексты. Доминанта: знание смысла жизни и трансляция его другим людям. Ну, я одн цитату приведу, а вообще их там много - такого рода. Главные герои, несмотря на молодость, хлебнули всякого, и выработали довольно устойчивую концепцию жизни, так что подобные высказывания в их устах звучат и оправданно, и убедительно:

Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за все, что с нею связано, — за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!

"Тёмные" тексты. Доминанта: жёсткая оппозиция добра и зла. Ну, это понятно. Действие происходит в конце двадцатых в Германии, и главным героям есть с кем вступить в жёсткую, на жизнь и смерть, оппозицию. Но и помимо политических мотивов - безнадёжная, но от того не менее упорная борьба за жизнь Пат - разве это не оппозиция добра и зла?

"Красивые" тексты. Доминанта: драматические события и переживания слабого, но прелестного существа, которому постоянно угрожают опасности. В "Трёх товарищах" это вся линия Патриции Хольман.

Ну, это у меня уже привычка - если я считаю, что "в этой книге что-то есть", я проверяю на предмет доминант и элементов разных типов текстов, хотя справедливо и замечание, что чтение - естественный процесс, и думать о таких вещах - всё равно что сороконожке думать о процессе ходьбы. Мне так понравилось это замечание одной моей собеседницы, что я вдохновилась вот на эту статью:

Но осечек пока не было - чем больше доминант в книге, тем качественнее (по-моему) данное произведение.

Как вам Ремарк?))