Благодаря случайности Шукшину удалось снять самую пронзительную сцену в советском кино.
Почти ровно 50 лет, 25 марта 1974 года, на экраны СССР вышел фильм Василия Шукшина «Калина красная», главные роли в которой сыграли сам Шукшин и его жена, Лидия Федосеева-Шукшина. Картина произвела настоящий фурор и была признала лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран».
Особенно трогательной и пронзительной стал сцена с матерью главного героя — отсидевшего свой срок уголовника, которая не узнала своего пропавшего много лет назад сына. Но мало кто знает, что в этой сцене сыграла не профессиональная актриса, а обычная деревенская жительница, хозяйка той самой избы, где и снимали эпизод. И всё, что она говорила в кадре, было не частью сценария, а реальными фактами из жизни крестьянки.
Почему так получилось, рассказал на днях в своём телеграм-канале писатель Игорь Оболенский. По его словам, изначально на роль старушки была утверждена великая актриса Вера Марецкая, но та в последний момент отказалась сниматься. По мнению Оболенского, артистка «не хотела представать в образе дряхлой старухи».
Поэтому Василий Шукшин решил рискнуть и задействовать в роли матери своего героя обычную жительницу села, одинокую старушку Офимью Ефимовну Быстрову. Эпизод снимали прямо в её избе, без реквизита, на фоне засиженной мухами лампочки и настоящих репродукций из журнала «Огонёк».
«Актрисе» не пришлось даже учить роль — всё произошло само собой
— Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите, — объяснил Шукшин.
Та и рассказала, не подозревая, что съёмка уже идёт:
— Я молодая красивая была — ну красавица. Это сейчас устарела, одна на краю живу. Сморщилась.
После этого старушка рассказала ту самую историю про погибших и пропавших сыновей, про маленькую пенсию, про председателя. Словом, про все свои беды и невзгоды. И сделала это так искренне и естественно, как не смогла бы сыграть ни одна актриса.
Так, по словам Оболенского, и родилась одна из самых пронзительных сцен в истории не только отечественного, но и мирового кино.
А вот судьба самой Офимьи Ефимовны оказалась трагичной. Она скончалась через год после смерти Шукшина — по слухам, просто замёрзла в своей избушке. Когда на её могиле устанавливали памятник, вместо фотографии на нём разместили кадр из «Калины Красной».