Фотографию можно отнести к хобби с так называемым «лёгким стартом»: уже в первый день у человека, который взял в руки камеру, будет хоть и скромный, но результат. Не сравнить, например, с увлечением гитарой — «Звезда по имени Солнце» дома зазвучит лишь спустя недели повторений, ошибок и неизбежных мозолей на пальцах. Низкий порог вхождения в мир фотографии рождает у новичков распространённую иллюзию, что ничего сложного здесь нет.
Во многом этому способствует технический прогресс — камеры стали гораздо проще в обращении, искусственный интеллект сам «повертит» все нужные настройки и добавит обработку. Поэтому даже обыкновенное «щёлкание» сейчас может привести к появлению на свет «красивых фоточек». Они заполоняют соцсети со страшной скоростью, и казалось бы, что в этом плохого? Но попробуйте хоть раз в конце дня мысленно прокрутить ленту обратно и задаться вопросом: из сотен просмотренных картинок — многое ли запомнилось? Скорее всего, нет.
Попробуем разобраться, как современному фотографу выделиться и не стать частью безликого потока «визуального мусора», и обратимся за советом к московским экспертам. Павел Волков, Алексей Орлов и Андрей Любимов — фотокорреспонденты крупных российских СМИ: «Известия», «Ведомости» и «РБК». Их снимки можно увидеть в репортажах и новостях с места события. В противовес рядовым съёмкам, зачастую рутинным, молодые люди основали собственный фотопроект — творческое объединение «Передвижники».
Кто-то собирает рок-группу и затем ездит по городам с концертами. Наши герои тоже «гастролируют», но несколько иначе: фотографы открывают тройную выставку, в рамках которой каждый из них проводит лекцию-презентацию своей серии работ. Самый дальний выезд на сегодняшний день — город Йошкар-Ола, столица Республики Марий Эл.
Творческая встреча с ребятами под названием «Русская Одиссея» прошла и в библиотеке им. В. В. Розанова. Организаторами выступила секция «Поляризация²» творческого объединения «КвадратЪ». Судя по количеству пришедших, событие весьма заинтересовало сергиевопосадское фотосообщество. Пообщаться и перенять частичку опыта у профессионалов пришли как начинающие, так и бывалые фотографы.
КРАСОТА — ВТОРИЧНА
«Фотография, которая рассказывает вам историю, и фотография, которая заставляет вас о чём-то задуматься, это уже штучный продукт. Главное, чтобы упор был на сюжет. Здесь мало одного только умения фотографировать и технических возможностей камеры», — объяснил он.
Сильный сюжет, сильную историю трудно описать в двух словах. Если попросить зрителя рассказать, что он видит на каком-то конкретном снимке, и получить в ответ целый абзац текста, то, вероятно, фотограф всё сделал правильно.
Примеры снимков-историй Павел Волков продемонстрировал в своём фоторепортаже «Забытый в Заполярье». В прошлом году он дважды посетил Воркуту и близлежащие шахтёрские посёлки. Большинство из них давно стали предметом «дарк-туризма», т. е. путешествий в заброшенные места и локации, где происходили катастрофы. Среди немногочисленных местных жителей, Павел общался, в том числе, с дедушкой-ветераном шахтёрского дела. Фотограф попросил его одеться в парадную форму для портрета. Бывший шахтёр удивился, что фотограф начал делать первые снимки, когда ещё даже галстук не завязан, а пиджак висит позади на вешалке. Но незамысловатый приём позволил Павлу поймать в объективе пробуждение ностальгии и «скупую мужскую слезу» во взгляде героя. Конечно, этот кадр рассказывает больше, чем стандартное фото при параде. Какую-то долю секунды проживаешь с этим человеком и сближаешься с его чувствами.
А ЧТО ТАМ ЗА УГЛОМ?
Иногда, чтобы усилить акцент на эмоциях и настроении внутри снимка, фотограф отбрасывает цвет, делая картинку чёрно-белой. Свой фоторепортаж «Край белой ночи» о деревнях русского Севера «передвижник» Алексей Орлов сделал именно в таком цветовом решении. Разговор вскоре затронул ещё одну важную составляющую мировоззрения фотографа.
«Если вспомнить, в детстве мы постоянно интересовались: а что там такое, что там за «заброшка», а что на той стороне реки? Хочется пойти и посмотреть. И вот это детское любопытство фотографу, конечно, хорошо бы пронести через всю жизнь», — рассказал Алексей.
Практическая задача на ближайшие выходные — игра «Любопытный турист». В Сергиевом Посаде кроме смотровой площадки на Блинной горе есть ещё несколько мест, откуда можно получить эффектный снимок Лавры. Найдите хотя бы одно-два. Не сказать, что классический «открыточный» вид чем-то плох, но альтернативный ракурс в данном случае точно привлечёт больше внимания к вашей фотографии.
ЛАЙКИ — ХОРОШО, НО ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ ТОЖЕ ВАЖНО
Представим себе среднестатистического фотографа, который «подружился» с настройками ручного режима, понимает что-то в композиции, обладает насмотренностью, имеет вкус и даже аудиторию. Как определить, что ты уже достоин звания «профи» и перехода в коммерческий сегмент?
На этот вопрос ответил третий «передвижник» Андрей Любимов: «У всех разные области, кто куда идёт: есть свадебные фотографы, есть предметный жанр, репортаж и т. д. Когда ты стремишься показать больше и расширяешь свою деятельность, в какой-то момент начинаешь получать отклик от серьёзных мастеров».
Не количество лайков под фото, а авторитетное мнение от опытных коллег поможет трезво взглянуть на свой уровень. Хорошие отзывы, конечно, не означают, что обучение можно считать завершённым. Век живи — век учись, не иначе. Но это явные сигналы, что уже можно попробовать и монетизировать увлечение.
САМОВЫРАЖЕНИЕ = УДОВОЛЬСТВИЕ
Хобби, особенно творческие, в большинстве случаев начинаются с потребности созидания чего-то своего. Камере отводится всего лишь роль посредника, а главный творческий источник находится внутри фотографа. Именно так к этому и следует относиться.
«Если человек внутри не пуст и ему есть что сказать, он возьмёт камеру, пойдёт и скажет. Каждый передаёт свою мысль через выбранный инструмент — писатель пишет, художник рисует… Это реально огромное удовольствие и кайф выражать себя!» — в завершение беседы отметил Алексей Орлов.
Вячеслав Белов