Найти в Дзене
Учитель на пенсии

Урок "Фонетика. Звукопись" в 5 классе.

Тема. Фонетика. Звукопись.

Цель. Показать учащимся, как с помощью звуков мастерам слова удаётся передать во всей полноте действительность,

учить слушать стихи и понимать их,

учить пользоваться приёмом звукописи в собственной речи, воспитывать внимание к слову.

Ход урока.

I 1. Составить предложение по схеме, используя слова ФОНЕТИКА, ФОНЕМА.

[ _ - = ].

2. Сообщение цели урока:

о том, как фонетика помогает понимать поэзию.

3. бульдог держит вбок

медали сдуло

хозяйка тянет

панама вкатилась

ветром

-Почему 3 столбика слов? Принцип группировки?

- Найти орфограммы.

- Дополнить 3 столбик.

- Можете ли вы угадать тему стихотворения?

- А настроение, тональность стихотворения?

II 1. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Бульдог»

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог,
Хозяйка держит поводок.
Хозяйка малолетняя,
На ней —
Панама летняя.

Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вырывает поводок!..
Панама,
Панама,
Вкатилась в лyжy прямо.
Панама,
Панама,
Что скажет наша мама?..

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

-2

- Первым вопросом я проверю вашу память: кто написал это стихотворение?

- Вторым вопросом я проверю, внимательны ли вы: было ли в стихотворении сказано, что бульдог вырывался молча? или с лаем? или рычал? или скулил? Были такие слова: лает, рычит, тявкает, визжит?

2. Чтение (про себя) стихотворения Ренаты Муха.

Бывают в жизни чудеса –
У
жа ужалила Оса.
Она у
жалила в живот,
У
жу ужасно больно.
Вот.
А доктор Ё
ж сказал Ужу:
"Я ничего не нахо
жу,
Но всё
же, думается мне,
Вам лучше пол
зать
На спине,
Пока
живот не заживёт.
Вот.

-3

-А теперь послушайте, как звучит это стихотворение.

- Вам оно понравилось?

- Как вы думаете, в первой строчке оса уже летает?

- Чтобы я смогла проверить всех сразу, умеете ли вы слушать, предположим, что у вас есть крылышки, как у осы. Я буду читать стихотворение, а вы будете махать крылышками там, где оса летает.

- Найдите в стихотворении слово, в котором звуков больше чем букв.

3.- А теперь вернёмся к стихотворению «Бульдог».

Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вы
рывает поводок!..
- Лаял, скулил, рычал или молчал бульдог?

4. – Итак, мы открыли один из секретов поэзии – звукопись. Что это?

Это фонетическое средство выразительности. Выделяется аллитерация ( повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных).

III 1. Групповая работа:

1 группа. Угадайте, кому принадлежат эти слова? Почему вы так решили?

Чьи там крики у пруда?

- Квасу, квасу нам сюда!

Квасу, квасу, простокваши.

Надоела нам вода! (И. Токмакова)

… Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! (В. Орлов)

2 группа. Найдите в стихотворении «пищащие» и «чирикающие» слова.

На рябине
воробей
уговаривал друзей:
- Очень нынче жарко, братцы.
Отчего не искупаться?
И - прыг,
и - скок,
и бултых в песок!
А за ним его друзья -
три весёлых воробья:
Скок-прыг,
прыг-скок,

и - бултых в песок!
Хорошо в песке плескаться
четырём пернатым братцам
и чирикать что есть мочи:
- До чего печёт песочек!
До чего хорош, горячий -
лучше Сочи, лучше дачи!
Он
и море,
он
и пляж
наш! (В. Левин)

3 группа. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны. (М.Лермонтов)

- Удалось ли вам услышать плеск воды? Почему?

4 группа. Сегодня утром зяблики
Свистели и аукали,
А лодку и кораблики
Качели волн баюкали.
Над тихою деревнею
Дышали звуки, вешние,
И пред избушкой древнею
Светлела даль поспешнее.(И, Северянин)

В данном тексте 144 звука. А сколько среди них гласных? Согласных М-М', Н-Н', Р-Р', Л-Л'? Почему?

Почему в стихотворении встречаются «зияния», т.е. несколько гласных рядом, что нехарактерно для русской речи?

5 группа Тихо. Не может быть1 тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь1
тишину чуть колышет,
Сладкие шепчет слова1. (В. Мордань)

- Почему для передачи тишины автор использовал звук Ш?

6 группа Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов

Била бурю'.

Пара барабанов, пара барабанов,

пара барабанов

Била бой! (И.Сельвинский)

-Какие звуки преобладают в этом стихотворении? Почему?

7 группа . Телеграмму - грамму- грамму

Рано утром принесли.

Разбудили - дили- дили,

Разбудили и ушли.

Удивились - вились- вились,

Удивились мы потом:

Телеграмма - грамма- грамма

В тот соседний1- седний дом! (Э. Мошковская)

Кто разбудил жильцов? Почтальон стучал или звонил? Почему?

2. Звукопись давно замечена народом и нашла своё отражение в… В каком жанре УНТ?

Соревнование: Какая группа за 1 минуту вспомнит больше скороговорок и сумеет произнести их без ошибок?

3. А.Н.Толстой придумал своей героине, прекрасной нежной марсианке, имя Аэлита, не существующее ни у одного из народов Земли. А мог ли он назвать её, скажем, Трущафа или Жрукува? Представьте себе, что вы пишите фантастический роман. Придумайте имена героям – инопланетянам:

1 группа - гордой и своенравной женщине

2 группа – коварному негодяю

3 группа – благородному супермену

4 группа – беззащитной девушке

5 группа – страшному, дикому и злому животному

6 группа – ласковому и спокойному зверьку

7 группа – название планеты

4. Придумайте (за 1 минуту) «мурлыкающие» или «мяукающие» слова . А теперь составьте текст с этими словами.(для справки: «мурлыкающие»- мармелад, замерла,замёрзла, мормышка, уморила, моргала…; «мяукающие»- мячик, мягкий, мясо, промямлил, размялся, смял, менять…)

Домашнее задание:

постарайтесь придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя «мычащие», «скрипящие», «гремящие», «лающие», «визжащие» и другие слова.

Литература

Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2011. - 56 с.