Найти тему
Bella Lilia

«Моисеев»


(вместо пролога)

И почему Бог создал мир таким жалким. Все мы печальные беззащитные игрушки, часть этого балагана…
Мы как муравьи или пчелы неотличимы друг от друга, мы обречены, трудиться, не зная для чего. Пчёлы или муравьи усердием тащат на себе всё, крохи отбросов или же мед из цветков и трав, и не знают, видимо для чего над ними владеет таинственный закон. Закон этот гонит их повсюду, играет ими, заставляет каждого вечно нести своё бремя.
Каждое из этих существ, включая меня, само по себе, ничто, оно лишь жалкая частица целого, обреченного на гибель, если отделить её от ей подобных, обречённая на труд, смысл которого многим недоступен. Иди к муравью лодырь – он научит, как трудиться и для чего. Но это всё философия.


Размышления о прожитой жизни моего дада Ивана Моисеева

Я, да ни кто из нашего поколения, к сожалению, не помнит своих прадедов, как по отцовской, так и по матушкиной стороны. Вот я решил, чувствуя, что время наше убежит, написать, что я еще соображаю, надеясь, что свою родственную нить сын и внучки продолжат, а главное это моя мысль, чтобы наши дети знали и желательно общались со своими корнями жизни, а то мы так одичали что скоро свое родное перестанем признавать.
А история появления Косых Пустошек по достоверным разговорам бывших старожилов, особенно моего деда Ануфрия, скончавшегося в 1943 году в возрасте 104 года, да и всех деревень около Петербурга и Новгорода такова:
Всех неугодных царскому самодержавию или проигравших в карты вывозили из Петербурга и Новгорода на необжитые места.
Наших пра-пра-предков выслали на маленький кусочек пустоши на бугорке, отсюда и начали существование и назвали свою деревеньку Пустошки, благодаря проселочной дороге, которая тогда проходила немного в стороне соединяющая Боровичи – Артём - с.Белая - Витин Бор – Заборье - М.Вишера – Новгород – Петроград.
Когда граф Аракчеев начал строить дорогу Бороичи - Вишера (примерно в 1820г.), то все участки были разбиты по деревням. Дорога была намечена очень прямая, как стрела, она должна была пройти минуя деревню Пустошки и выйти на Гамзино – Любытино, через горские овраги, по которым бежит ручей Шереха. Но настырные пустошенские мужики и тут сделали по своему, сумели подрядчику заморочить голову и дорогу завернули через Пустошки, да ещё в начале деревни сделали поворот. Дорога была грунтовая безо всякого покрытия, за исключением где болотистые места, делали настил из леса и засыпали сверху землей, канавы и водостоки были с обеих сторон, а через ручьи делали мосты. Особенно пришлось потрудиться с Шерехой, построили мост из камня на века, он и в настоящее время сохранился, несмотря на то что ручей весной сильно разливается.
Ох и шума было в период приёмки дороги, когда обнаружили отклонение от плана. Сам Аракчеев примчался на белом коне принимать дорогу и смотря на план где она должна быть проложена видит, что образовалось «колено», поначалу взбесился и начал кричать чтобы дорогу срочно переделали по плану, а когда подъехал к реке и увидев мост немного успокоился и спросил, кто делал этот участок дороги, а узнав что в работе замешаны пустошинские мужики воскликнул: «Ух, косое мужичье и теперь их деревню приказываю называть во всех бумагах «Косые Пустошки». Мужики на радостях стали класть земные поклоны и возвратясь в деревню стали соображать как отметить событие. Но вскоре на месте где обычно проходят деревенские сходы, остановилась повозка, приехал управляющий Аркачеева и привез пять четвертных (по три литра) Боровиченской водки. В Боровичах уже в ту пору был водочный завод. Управляющий который присутствовал при приемке данного участка дороги сам натерпелся страха, он с поклоном обратился к пустошинским мужикам и передал благодарность Аркачеева и лично от себя, что дорогу сделали мимо их усадьбы, что сделало удобным добираться напрямую в город Боровичи. Гульба шла трое суток.
В деревне стали строиться добротные избы, так как при строительстве дороги вырубался стоявший на пути лес, по приказу Аркачеева его отдавали на строительство домов, да на радостях отрезал нашим крестьянам десять десятин земли более пригодной для покосов на сено, и в сторону усадьбы Никольское, урядник распорядился что бы сделали проселочную дорогу. пустошинские мужики и здесь проявили себя, просеку прорубили быстро, чем сделали себе запас дров.
Вот так и появились в нашем приходе: Косые Пустошки; Хвощник; Борки; Власки; Артём; село Былое – ныне Любытино; Козлявая Горка; Зарубино; Бурилово; Городна; Василково; Барщина (после революции переименовали в Родники) и завершающая деревня Очеп, на границе Боровичского района, все деревни стояли по Аракчеевскому. (продолжение следует).