Почти в каждом российском городе есть краеведческий музей. В основном там представлен одинаковый набор экспонатов: чучела местных зверей и птиц; древние черепки; бивни мамонтов, аммониты и прочие трилобиты; старина, позаимствованная из разорённых помещичьих усадеб и предметы культа дедушки Ленина. Я бывал во многих музеях, посвящённых истории городов, но в музее, посвящённом деревне, не был ни разу. И таких музеев немного, если говорить о музеях с большой коллекцией экспонатов, а не о комнатках с парой старых утюгов в сельских клубах и школах.
Музей истории старообрядческой деревни Степановка был основан местной жительницей Устиньей Григорьевной Андрияновой. Вот так описана биография этой замечательной женщины на одном из стендов в музее:
Устинья Григорьевна Андриянова родилась в деревне Степановка в 1923-м году. Её мать с детства была ткачихой-надомницей и позже колхозницей. Она умерла в 1947-м году. Отец работал печником в живописном цехе на Дулёвском фарфоровом заводе. После начала войны он был призван в армию и погиб на фронте в 1942-м году. Устинья Григорьевна училась в начальной школе Степановки с 1930 по 1935 годы. Затем, ещё три года обучалась в неполной средней школе деревни Богородское. С осени 1938-го года устроилась ученицей на Дулёвский фарфоровый завод, где работала по четыре часа в день и параллельно посещала вечернюю школу. После начала войны, не закончив десятый класс, Устинья Григорьевна приехала в родную деревню и поначалу стала работать обычной колхозницей, затем - звеньевой. Потом окончила Высшие агрономические курсы и Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (ВСХИЗО). Устинья Григорьевна работала в Куровской машинно-тракторной станции, в инспекции сельского хозяйства Куровского райисполкома, главным агрономом и впоследствии директором совхоза «Память Ильича», инженером-мелиоратором в районном управлении. С выходом на пенсию она стала заниматься краеведческими исследованиями истории Гуслиц, своей родной Степановки и ближайших деревень. По инициативе Устиньи Григорьевны в Степановке был создан мемориальный парк в память об уроженцах деревни, не вернувшихся с войны. Кроме того, она стала основательницей музея истории Степановки, расположившегося в здании школы, построенном в двадцатые годы.
Вот такое трогательное стихотворение об Устинье я увидел в музее.
Созданный Устиньей парк находится напротив старой школы. В нём 186 голубых елей - точно по числу погибших на войне жителей Степановки. Деревья были посажены местными жителями, школьниками и работниками совхоза в сорокалетнюю годовщину победы, девятого мая 1985-го года.
Рядом с каждой елью стоит табличка с именем и годами жизни солдата.
Некоторые деревья даже окружены оградками, как на кладбище. Возможно это символические могилы пропавших без вести героев.
Среди елей стоит памятник погибшим войнам.
Степановка расположена в пределах старообрядческих Гуслиц. В девяностые годы, когда отношение к религии резко стало положительным, рядом с памятником появился древнеправославный крест. Каждое 22-е июня рядом с ним проводится панихида.
Это здание бывшей школы, в котором расположился музей.
Не так давно его стены были окрашены в менее яркий оттенок зелёного, а окна были деревянными.
Сразу скажу, что несмотря на большое количество представленных в музее экспонатов, в нём конечно же нет каких-либо особо редких бесценных вещей. Вернее, стоит сказать по другому - в музее нет редких и дорогих вещей в понимании коллекционеров, но для многих местных жителей представленные там вещи бесценны. Ведь ими пользовались их дедушки и бабушки, прабабушки и прадедушки, и поколения степановцев до них. Многие местные жители пожертвовали в музей свои семейные реликвии. Эти вещи являются подлинными свидетелями истории удивительного старообрядческого края. Ну а те люди, кто не заинтересован в истории, возможно найдут в музее много родного и знакомого с детства.
Это помещение пробудило в моей памяти картины, которые я видел много лет назад в деревенских домах пожилых людей. Там как правило было чисто и присутствовал запах старого дома. В этой старой школе такой же запах. На полках и в рамках на стенах было много чёрно-белых фотографий родственников: далёких и ближних. От внуков и правнуков до древних бородатых дедов со сталью в глазах и их жён с кучей ребятишек. Родственные связи раньше были гораздо крепче. Там были лоскутные одеяла и подушки - милые приметы бедности, во все века царившей в русской деревне. Экраны телевизоров, даже современных, всегда накрывались скатертью.
Думаю, что такие лоскутные подушки, покрывала и одеяла в каждой деревне были. Мне таких целый сундук достался.
Почти такой же сундук, как этот снизу. И домотканый половик такой же был.
Похожий сундук, даже больше, я однажды видел в заброшенном доме в умирающей деревне в Ярославской области.
А вот такой обитый металлом сундук я видел в заброшенном доме в умирающем Торжке.
Сервант для парадной посуды. Открывается только во время прихода гостей.
Красный угол должен находится на восточной стене подальше от входа и по диагонали от печи, то есть в музее у него правильное местоположение.
Огромные печи здесь стоят почти в каждом помещении.
Возле входа выставлены вещи, связанные с религиозной жизнью: лампадки, нательные кресты, предметы церковной утвари.
Гуслицы издавна славились рукописными книгами. Типичный для местных мастеров стиль оформления книг получил название «Гуслицкое письмо». В основном переписывались певческие книги. Занимались этим в Мисцево, Петрушино, Беливо, Понарино и Заполицах.
Время, когда это здание было школой, тоже нашло своё отражение в экспозиции музея. За последние сто лет количество учеников из окрестных селений серьёзно сократилось и теперь юные уроженцы Степановки учатся в соседней Абрамовке.
В центре класса стоят старые парты Короткова, представляющие из себя немного видоизменённые парты швейцарца Эрисмана. С ними знаком каждый человек, учившийся в советской школе до второй половины семидесятых годов.
Здесь совсем другой «красный угол». Помню как в детстве меня поразило вступление в старом букваре. Там было что-то типа: «ты научишься читать и писать и впервые напишешь самые важные для любого советского ребёнка слова: мама, Родина, Ленин». Ну что ж, хорошо хоть Ленин не на первом месте.
Ну и куда в Орехово-Зуевском районе без ткацкого ремесла. Раньше здесь в каждой избе занимались ткачеством, а в начале прошлого века во всех крупных сёлах и деревнях были текстильные фабрики.
Ещё одна печь. Не могу пройти мимо, не сфотографировав. Нравятся мне огромные старые печи почти также как лестницы в усадьбах, рабочих казармах, заводских зданиях и доходных домах.
Помимо прялок и прочего текстильного оборудования, зал наполнен плетёными корзинами, чугунками, большими бутылками, старыми утюгами, предметами конской упряжи, самоварами и прочей стариной.
Среди подобного массового антиквариата мне больше всего нравятся керосиновые лампы и утюги. Самовары чуть меньше, потому что много места занимают.
Такую табличку я видел на одном из домов в Старопареево.
Эти круглые штучки, элементы конской упряжи - пряжки или бляхи. Встречаются везде, где люди использовали лошадь. Бывает, что человек находит такое у себя в огороде и думает, что это старинная пуговица. Или найдёт те, что с зубчиками, отдалённо напоминающие шестерёнки. Выглядят они крайне загадочно и счастливый садовод думает, что обнаружил артефакт древней цивилизации. Потом узнаёт правду и сильно расстраивается.
В следующем зале в основном выставлены различные документы, письма и прочие бумаги, связанные с жизнью деревни в XX веке. Значительная часть из них относится ко временам войны.
Очередная печь.
Список добровольной пожарной дружины по деревне Степановка. Сами имена отдают невероятным колоритом: Самсон, Лазарь, Трифон, Леонтий и … Иуда? Кто ж его так назвал в населённой старообрядцами деревне? Или это был богоборческий протест со стороны коммунистически настроенных родителей?
Сафоновой Екатерине Макаровне довелось посетить недавно открытую Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, позже переименованную в Выставку достижений народного хозяйства.
Старшему сержанту Панфилову Кузьме Васильевичу объявлена благодарность за участие в освобождении города Слуцка в Минской области.
Одно из писем домой на стандартной бумаге - выше/ниже черты не пишите. В большей части писем солдаты просто сообщают, что с ними всё хорошо и передают привет близким. Более подробно описывать обстановку на фронте, рассказывать где географически сейчас находится боец, сообщать информацию о части и сослуживцах было нежелательно.
В большом зале расположился небольшой «парк советского периода» со знакомыми многим людям атрибутами недавнего прошлого.
Вот такая керосинка есть и у меня в деревне.
Один из стендов посвящён важной роли Устиньи Андрияновой в общественной жизни Степановки и сохранении культурного наследия Гуслиц. Она не только выступила инициатором создания музея и мемориального парка, но и собирала местный фольклор, находила в архивах подворные переписи, ревизские сказки и другие документы, связанные с историей гуслицких селений. Под руководством Устиньи Андрияновой ученики местных школ приводили в порядок дореволюционные захоронения на старообрядческих кладбищах. Еще во времена руководства совхозом Устинья Григорьевна заботилась о восстановлении плотин и расчистке парков исчезнувших усадеб.
Кроме того, Устинья Андриянова возродила степановскую кадриль. Кадриль стала частью гуслицкой культуры относительно поздно - во второй половине XIX века. Местные крестьяне переняли её из дворянской среды. До войны без кадрили не обходился ни один деревенский праздник, но с началом войны всем стало не до танцев. Затем о кадрили и вовсе забыли по причине оттока сельской молодёжи в города.