Угон самолета - довольно тяжкое преступление. Преступник (или преступники) идет на захват воздушного судна, на борту которого находятся мирные и совершенно ни при чем люди. Для осуществления своих целей преступник берет мирных пассажиров, как заложников, прикрываясь ими.
За всю историю СССР были десятки попыток и угонов гражданских самолетов.
2 ноября 1973 года произошел и этот случай. Был осуществлен захват самолета в воздухе, а затем его освобождение. Это был первый случай штурма самолета оперативной группой в истории СССР. Говорить именно про "спецназ" в прямом понимании этого слова в то время не приходилось.
Следует понимать, тогда еще не было никаких подготовленных спецподразделений - СОБР, ОМОН и других. Не было толком и необходимого опыта противодействия попыткам захвата самолета или его освобождения.
Не существовало еще и знаменитой группы "Альфа" КГБ СССР, которая как раз и специализировалась в том числе и на освобождении самолетов от террористов. Группа была создана лишь 29 июля 1974 года.
Для понимания вопроса, связанного с применением оперативной группы при освобождении захваченного самолета, стоит учитывать, что только что, с 25 по 31 октября 1973 года в Москве прошел Всемирный конгресс миролюбивых сил. В его работе приняли участие представители 120 международных и 1 100 национальных организаций и движений из 143 стран мира. Внушительная цифра.
В связи с предстоящим форумом в МВД СССР был разработан план "Гром". Он был связан с действия сотрудников силовых ведомств при возможном захвате иностранного посольства, группы иностранцев или гражданского авиалайнера. В нее вошли опытные и подготовленные сотрудники милиции.
Стоит отметить, что данный план в силу различных причин был тогда принят без согласования с органами КГБ. Но факт остается фактом - на основе плана в МВД создали оперативную группу. Как говорится - на всякий случай.
В состав оперативной группы был включен и герой статьи. Почему? Он имел хорошую подготовку - мастер спорта СССР по самбо, многократный чемпион МВД, отлично стрелял из табельного оружия.
Сотрудники оперативной группы находились на круглосуточном дежурстве в здании ГУВД г.Москвы.
За подвиг, что совершил герой статьи - простой советский милиционер, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Такую награду, да еще в мирное время и обыкновенному милиционеру просто так не дают, это было событие чрезвычайное!
Но так распорядилась судьба, что старший инспектор-дежурный 127-го отделения милиции г.Москвы стал первым в истории Советского Союза милиционером, получившим звание Героя Советского Союза в мирное время.
Это был в то время старший лейтенант милиции Александр Иванович Попрядухин.
Увы, но о нем десятилетиями была, в общем-то, тишина. Конечно, многие - коллеги, знакомые, близкие знали, но никакого афиширования подвига, заслуженного чествования не было и близко.
Почему так вышло? Наверно, пресловутые "политические соображения" - не было в СССР терроризма! Точка! И самолеты не угонялись! Об этом если упоминалось, то очень скоротечно и весьма поверхностно. И если уж случай был из ряда вон.
Как, к примеру, за 3 года до этого - в 1970 году. Тогда жители Литовской ССР отец и сын Бразинскасы, вооруженные пистолетом, обрезом и ручной гранатой, захватили уже в воздухе самолет Ан-24, выполнявший рейс Батуми-Сухуми-Краснодар. На борту находились 46 пассажиров. При захвате воздушного судна Бразинскасы убили 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко, ранили двух членов экипажа и одного из пассажиров самолета.
В итоге самолет перелетел в Турцию, турки его и пассажиров вернули, а Бразинскасы... Политическое убежище, переезд в США... Конкретные убийцы, из которых в те годы "холодной войны" стали лепить - "они выбрали свободу". Естественно, в СССР их не выдали, хотя на их руках была кровь. Да, уж - ни чести, ни морали...
Несколько слов о старшем лейтенанте милиции Александре Попрядухине.
Родом из Орловской области. Окончил среднюю школу, работал в колхозе механизатором, переехал в Нижний Тагил, где работал на стройке.
Затем армия - был призван в Пограничные Войска, с 1957 по 1960 годы служил на советско-турецкой границе в Закавказском Пограничном Округе.
После увольнения в запас решил работать в милиции - уехал в Москву, где с февраля 1961 года стал служить в патрульно-постовой службе простым милиционером. Затем был участковым уполномоченным, инспектором ГАИ.
С 1972 года Александр Попрядухин - старший инспектор-дежурный 127-го отделения милиции г.Москвы.
Что же случилось 2 ноября 1973 года?
В тот день четверо молодых подонков (трое из которых были студентами Московского автодорожного техникума), любителей красивой и именно западной жизни, информацию о которой они получали из западных фильмов, что, хоть и не массово, но шли на экранах страны, из глянцевых западных журналов и т.д., решили сбежать за границу. Конкретно собрались они попасть в США, считая, что именно там на все их "хотелки" откликнутся, именно там они получат все, что пожелают, исполнят все свои желания.
Что они представляли из себя? Самому старшему, ранее судимому главарю банды Виктору Романову был 21 год. Он нигде не работал, уклонялся от призыва в армию, воровал.
Еще двоим - Владимиру Жалнину и Петру Бондареву, было по 17. Самому младшему, Андрею Никифорову - 16 лет.
Как же они планировали попасть в США? Этот вопрос был решен конкретно - угнать самолет. В каком-то журнале они прочитали статью, где описывался случай угона самолета в одной из европейских стран. Это стало своеобразной инструкцией для террористов, по этой статье они и готовились, как по учебнику.
Будущие преступники решили - захватив самолет, они выдвинут ультиматум власти. Запросят денег и беспрепятственный вылет на Запад. А если власть не станет выполнять их требования, будут убивать пассажиров. Власть этого не допустит, а значит - выполнит все их требования.
Для осуществления своего плана, группа смогла приобрести оружие (охотничье), патроны к нему, выбрали рейс, купили билеты на самолет и все пронесли на борт.
В аэропортах СССР тогда совершенно не было такого жесткого контроля и проверки, как сейчас. На пассажиров просто смотрели чисто визуально - внушает доверие или нет.
Тот самый, уже упомянутый случай 1970 года с Ан-24 и гибелью Надежды Курченко высокие чиновники посчитали просто недоразумением, исключением из правил.
И в этот раз никто и заподозрить не мог террористов в совсем молодых ребятах. Багаж не досматривался, а у них в спортивных сумках были обрез, два охотничьих ружья с запасом патронов, ножи.
Преступники выбрали турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний Як-40. Его особенность была в том, что багаж пассажиры брали с собой и он размещался прямо в салоне самолета, в отдельном отсеке.
Ранним утром 2 ноября 1973 года Як-40 вылетел по маршруту Москва-Брянск. Командиром воздушного судна был Иван Андреевич Кашин. В экипаж помимо него входили еще второй пилот Станислав Толпекин и бортмеханик Николай Никитин. Пассажиров на борту было 28 человек.
Когда Як-40 набрал высоту и пошел по маршруту, бандиты спокойно зашли в багажное отделение, извлекли оружие и объявили, что пассажиры самолета теперь заложники. Романов стал стучать в закрытую дверь - хотел пройти в кабину пилотов, но ему не открыли.
Из воспоминаний И.А.Кашина -
"...За перегородкой мы услышали шум битой посуды. Славка, второй пилот, выглянул, и тут в него упёрся ствол ружья. Затем – выстрел: это уже у меня над ухом просвистела пуля, попала в приборы и в радиостанцию. Ещё минута, и был тяжело ранен наш бортмеханик...
Бандитов было четверо, вооружены ружьями и обрезом. Террористы ... выставили требования: полтора-два миллиона долларов на руки и вылет за границу. Грозили расстрелять пассажиров. Самолёт пришлось развернуть..."
Бортмеханик Никитин попытался обезвредить Романова, но находившийся рядом другой бандит - это был Жалнин - выстрелил Никитину в живот. Пострадал и один из пассажиров - Владимир Гапоненко. Он вскочил со своего кресла и также попытался оказать сопротивление - на вид террористы были юнцами, но получил удар ножом.
Экипаж смог передать диспетчеру сообщение о захвате самолета, но в это ... не поверили. Как потом объясняли - думали, либо экипаж что-то напутал, либо это ложная тревога...баловство... Захват самолета - это на Западе, в СССР к этому не приучены были.
Бандиты выдвинули требование - деньги. При этом они каждый раз просили разную сумму - от 1,5 до 4 миллионов долларов. Помимо этого потребовали и беспрепятственный вылет на Запад, откуда планировали перлететь в США.
В Москве был немедленно создан оперативный штаб. В руководство штаба вошли председатель КГБ Ю.В.Андропов и глава МВД Н.А.Щелоков.
Поступило новое требование террористов - посадка в Брянске, дозаправка, на борт доставить половину выкупа. Если все будет выполнено - половина пассажиров будет отпущена. Затем самолет летит в Ленинград, куда доставят вторую половину выкупа, только тогда будут отпушены оставшиеся заложники из числа пассажиров. При этом террористы планировали вместе с заложниками пересесть на другой самолет - Ту-154, экипаж которого останется у них в заложниках. Как они все это думали исполнить?...
Экипаж самолета действовал грамотно и четко. После переговоров с Москвой и полученной информации, удалось убедить преступников в том, что собрать запрашиваемую сумму в валюте в Брянске вряд-ли получится - все таки на календаре был 1973 год.
И.А.Кашин получил указание вернуться в Москву и сообщить об этом захватившим самолет. Мол, там возможностей больше, на месте все и решим. Получив такое сообщение, посовещавшись, террористы согласились. Самолет развернулся обратно в Москву.
Снова из воспоминаний Ивана Андреевича Кашина -
"...Летим во «Внуково», а погода никудышная! Ветер встречный, туман. Да ещё керосина мало. До аэропорта хватит, а там, хорошо, если получится сесть сразу в такую непогоду. Когда долетели, оказалось, система посадки не работает. Эти проблемы обычно бортмеханик устраняет, а он ранен... Второй пилот до этого не летал на Як-40. Практически всё пришлось делать одному..."
А в Москве, получив сигнал о захвате самолета, группа, в которой был и Александр Попрядухин, была поднята по тревоге, стала готовиться к возможному проведению операции.
Як-40 приземлился в аэропорту Внуково. Когда приземлились, Кашин под видом переговоров с диспетчером смог так поставить самолет, чтобы группе захвата удобнее было штурмовать. Хотя бандиты требовали остановиться раньше. Но пилот пошел на хитрость - мол, самолет не очень слушается. Вы когда стреляли, вероятно что-то повредили, так, что остановлюсь, когда смогу.
С бандитами начались переговоры, длились они шесть часов. Оперативный штаб пообещал выполнить условия террористов, но потребовал отпустить раненых. Бандиты согласились, к слову - оба раненых остались живы. Подъехал бензозаправщик и под предлогом дозаправки как бы случайно блокировал взлетную полосу.
Было принято решение о штурме. Группа захвата, где был и Александр Попрядухин, приготовилась. Скрытно подошли к самолету со стороны хвоста и заняли позиции под фюзеляжем и крыльями Як-40. Один из милиционеров исполнял при этом роль курьера. Его даже переодели в форму пилота гражданской авиации.
Все должно были начаться в момент передачи бандитам чемоданчика с валютой. Правда, валюты там не было совсем, только муляж, "кукла". В тот момент, когда бандиты откроют люк, туда должны были бросить пакет с "Черемухой" и сразу же проникнуть внутрь.
Но, как часто и бывает - на бумаге и в планах все четко, но может вмешаться какой-то совсем непредвиденный случай. Так произошло и тогда. Вероятно, кто-то из участников группы захвата, находясь в готовности, случайно задел фюзеляж каской или оружием, словом - внезапно раздался шум от удара по фюзеляжу самолета. Террористов это насторожило, они открыли дверь, чтобы посмотреть и, естественно, заметили находившихся в засаде сотрудников милиции.
Эффект внезапности был потерян. Тогда, оценив ситуацию, Александр Попрядухин выскочил прямо на глаза террористов, в нескольких метрах напротив двери самолета и в прямом смысле слова вызвал огонь на себя. Один из террористов - это был снова Жалнин - дважды в упор выстрелил в него из обреза. Пули попали точно в грудь, но жизнь Попрядухину спас бронежилет.
Александр открыл ответный огонь из пистолета в раскрытую дверь, тяжело ранив самого младшего из террористов - Никифорова, который выпал из самолета прямо на землю.
Бандиты попытались закрыть дверь, но Попрядухин закричал "Багор, багор!!!". Небольшую металлическую лестницу удалось просунуть в дверь, правда, со второго раза. Теперь дверь закрыть было нельзя.
В салон самолета трижды бросали шашку с "Черемухой". Первый раз терористы смогли ее выбросить обратно. Во второй раз - пули попали в шашку еще в воздухе. И только третья влетела удачно - в замкнутом пространстве самолета создалась действительно трудная ситуация, дышать стало почти невозможно.
Поняв, что сопротивление бесполезно, главарь банды Романов, как вспоминал И.А.Кашин, стал кричать в истерике - "Стреляйте в пассажиров - нас обманули!", но сам при этом не придумал ничего лучшего, как ... застрелиться, выстрелив себе в голову.
Видя это, а также тяжелораненого и выпавшего из самолета Никифорова, оставшиеся в живых подельники Романова Жалнин и Бондарев не стали убивать пассажиров, а сдались. Жалнин выпрыгнул на землю и поднял руки, а Бондарев пошел сдаваться через салон, где, по воспоминаниям, его сильно подпортили и потаскали за длинные волосы пассажиры - недавние заложники.
Тяжело раненый Никифоров в тот же вечер умер в больнице.
Жалнин под суд пошел один и был приговорен к 10 годам лишения свободы - максимальная мера наказания для несовершеннолетних. Приходилось читать, что в заключении ему было тяжко - он подвергался постоянным унижениям, избиениям, попал в категорию т.н. "опущенных", а вскоре после освобождения умер.
Бондарев был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую больницу. Высказывалось предположение, что в этом ему поспособствовали родители, которые были какими-то большими начальниками на автозаводе ЗИЛ.
Далее данные о его судьбе разнятся. По одним - вскоре вышел, жил в Москве, умер в 2006 году. По другим - был задушен в психбольнице. Психи они вот такие оказывается психи...
Вся информация о попытке угона самолета была сразу засекречена. В общих чертах, очень поверхностно, мелькнуло в прессе и на этом все.
А, согласно официальной версии, Александр Попрядухин звание Героя получил за задержании особо опасного преступника, что угрожал мирным отдыхающим в Парке культуры и отдыха имени Горького...
19 декабря 1973 года появился закрытый указ о присвоении Ивану Кашину и Александру Попрядухину звания Героя Советского Союза.
Второй пилот Станислав Толпекин был награжден орденом Красной Звезды, а бортмеханик Николай Никитин - орденом Красного Знамени.
Спустя время Попрядухин и Кашин встретились в Брянске. Это запечатлел фотоснимок того времени.
Иван Андреевич Кашин летал до выхода на пенсию, а когда вышел - больше в небо не поднимался. Сегодня ему 87 лет.
Александр Иванович Попрядухин продолжил службу в милиции, окончил Государственный институт физической культуры (ГЦОЛИФК), Академию МВД СССР. Служил инспектором Управления кадров ГУВД Москвы, преподавателем, заместителем начальника и начальником кафедры боевой и физической подготовки Академии МВД СССР.
В 1992 году полковник милиции Александр Иванович Попрядухин вышел в отставку.
Жил в Москве, являлся членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо. Занимался общественной деятельностью, воспитательной работой с молодым поколением.
Герой Советского Союза полковник милиции в отставке Александр Иванович Попрядухин скончался 21 января 2013 года.
Похоронен на Троекуровском кладбище города Москвы.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, рекомендуйте, ставьте лайк.