Найти в Дзене

Советское полевое обмундирование в послевоенный период (1945 - 1969 гг)

Андрей МУСАЛОВ

Из неопубликованного

Уинстон Черчилль однажды сказал: «Генералы всегда готовятся к прошедшей войне». Во многом это справедливо и в отношении полевого обмундирования и снаряжения. В Советском Союзе огромное внимание уделялось внедрению новейшего вооружения и совершенствованию технологий, но полевое обмундирование отчего-то находилось на положении аутсайдера. Менялись времена, начинались и заканчивались вооруженные конфликты, но данная ситуация оставалась неизменной. Между тем, полевое обмундирование - не просто одежда. Это составная часть боевой экипировки, зачастую способная спасти жизнь военнослужащего на поле боя. В этой серии публикации будет рассмотрено, как же видоизменялось обмундирования наших воинов за несколько последних десятилетий .

Из Второй мировой войны Советский Союз вышел, обладая одной из наиболее мощных армий в мире. Сразу же после завершения боевых действий, начались обобщение и анализ полученного богатейшего опыта, масштабное перевооружение Советской армии. Появились новые тяжёлые и средние танки, была создана реактивная авиация, бурно развивалось ракетостроение, закладывались первые атомные подлодки. На вооружении стрелковых подразделений были приняты передовые образцы стрелкового вооружения: автомат Калашникова — АК, ручной пулемёт Дегтярёва — РПД, пистолеты Макарова и Стечкина — ПМ и АПС.

Однако осталась одна область, которой перемены фактически не коснулись. Речь идёт о полевом обмундировании и снаряжении. В парадной и повседневной форме одежды в период с 1945 по 1969 годы постоянно происходили те или иные изменения, но полевая экипировка образца 1943 года более двадцати лет оставалась практически такой же, в какой советские солдаты штурмовали Берлин.

-2

Конфликт восточного и западного политического блоков вылился в глобальное противостояние, получившее название «холодная война». «Горячая» её стадия могла начаться в любой момент. Она представлялась генералам по обе стороны «железного занавеса» исключительно как глобальный конфликт, наподобие Второй мировой войны, только с применением атомного и ракетного вооружения. В этих условиях обеим сторонам требовалось в кратчайшие сроки мобилизовать миллионные армии, вооружить их и одеть. При таком подходе во главу угла ставились массовость и дешевизна.

Именно поэтому советская полевая форма и снаряжение (как и американская) если и изменялись, то медленно и не принципиально. Так, 1 мая 1954 года Приказом Министра обороны СССР № 43 для офицеров и генералов была введена плащ-накидка защитного цвета с отложным воротником, капюшоном и прорезями для рук. В июне того же года изменилась форма фуражки. Широкий козырёк, прозванный в народе «лопатой», сменился новым — округлой формы. В 1955 году Приказом Министра обороны № 70 от 29 апреля были отменены пуговицы на петлицах шинели. Вместо них появились эмблемы родов войск. Тогда же была введена новая кокарда — золотистый овал выпуклой формы, внутри которого на белом поле размещалась красная звезда с серпом и молотом.

-3

В следующем, 1956, году Приказом Министра обороны № 120 от 4 августа были определены правила ношения формы одежды военнослужащими Советской армии и Военно-морского флота. Форма была разделена на парадную для строя, парадно-выходную вне строя, повседневно-полевую для строя, повседневную вне строя, летнюю и зимнюю. То есть в местах постоянной дислокации форма одежды была практически такой же, что и в боевой обстановке.

-4

Летний комплект повседневно-полевой формы включал следующие предметы: пилотку, гимнастёрку и шаровары защитного цвета, кирзовые сапоги, суконные портянки, поясной брючный брезентовый ремень. На гимнастёрке имелись два нагрудных прорезных кармана с клиновидными клапанами, застёгивавшимися на пуговицы. В форме офицеров и сверхсрочнослужащих пилотку заменяла фуражка (однако в полевых условиях сверхсрочники носили пилотку). Личный состав, проходивший службу в жарких районах, носил хлопчатобумажную панаму, гимнастерку с отложным воротником, а вместо сапог — ботинки.

-5

Комплект выглядел весьма архаично даже для пятидесятых годов: широкие шаровары и гимнастёрка с воротником-стойкой, надевавшаяся через голову, словно пришли из начала ХХ века. Чтобы носить их «молодцевато», требовались особые навыки, которые у солдат появлялись далеко не сразу. Умение подшиваться было особым искусством. По тому, как подворотничок выступал над воротником, по его толщине можно было определить срок службы военнослужащего срочной службы. Поскольку тогда срок срочной службы составлял три года, времени научиться всем премудростям было достаточно.

Офицерская гимнастёрка была похожа на солдатскую, отличаясь лишь лучшим качеством ткани, изготавливавшейся на шерстяной основе. Он также надевался через голову и имел воротник-стойку, который нужно было подшивать. Шаровары, широкие в области бёдер и зауженные ниже колена, выглядели откровенно несовременно. Подобная форма брючин была удобна при езде на лошади, однако при действиях на боевой технике — бронетранспортёрах и тому подобном — она была крайне неудобной. При неудачном подъёме ноги швы могли лопнуть в районе колена.

-6

Зимний комплект также был незатейлив. Он состоял из шапки-ушанки и однобортной шинели серого цвета с застёжкой на крючки, гимнастёрки и шаровар защитного цвета, кирзовых сапог, утеплённых портянок, зимних рукавиц и поясного ремня. На солдатских и повседневных офицерских шинелях на краю нижних пол с внутренней стороны имелись стальные крючки. При беге, переползании и на полевых занятиях полы шинелей можно было отогнуть вверх и зацепить крючками за поясной ремень. В качестве зимнего головного убора рядовым и сержантам полагалась шапка-ушанка из искусственного меха, а офицерскому составу — из натурального (цигейки). Полковники и генералы носили каракулевую папаху.

-7

Также в ходу были тёплые куртки защитного цвета — наследники знаменитых стёганых ватников, прозванные среди военнослужащих бушлатами. Они имели отложной воротник, нашивные петлицы и погоны защитного цвета. Такие куртки должны были заменять шинели в ходе проведения различных работ, однако в некоторых частях, например, пограничных, их надевали и на службу. Кроме того, в зимний период военнослужащим могли выдавать овчинные полушубки, тулупы и валенки.

В 1958 году появилась полевая фуражка, на которой все элементы, включая козырёк, подбородочный ремень, кокарду и пуговицы, получили защитный цвет. В том же году на снабжение поступили куртки для особо холодных районов. Такие тёплые телогрейки имели капюшон, ветрозащитный клапан с застёжкой на четыре пуговицы, отложной воротник из искусственного меха с застёжкой-хлястиком, манжеты-напульсники в рукавах. Носить их полагалось с ремнём. Также была введена шапка-ушанка с удлинёнными «ушами».

-8

В 1960-м году было улучшено снаряжение. Базой для него являлся Y-образный ремень с регулируемыми плечевыми лямками. Материалом служил плотный брезент, покрытый с внешней стороны кожзаменителем. Ремень застёгивался на квадратную пряжку с выдавленным на ней изображением звезды с серпом и молотом. На снаряжение навешивались: подсумок для 3 магазинов к автомату Калашникова, штык-нож, подсумок для 2 гранат, фляжка, малая пехотная лопатка. Сзади, в районе поясницы, к плечевым лямкам крепилась плащ-палатка. Снаряжение дополняли вещевой мешок, котелок, сумка с противогазом и стальной шлем. Сержанты могли использовать сумку-планшет, которая так и называлась — «сержантская сумка».

-9

Офицеры носили двушпилечный широкий ремень из натуральной кожи с плечевым ремнём, продевавшимся под правый погон. На армейском сленге такое снаряжение называли портупеей. На ремне размещалась кожаная кобура к пистолету Макарова (ПМ) или бакелитовая — к автоматическому пистолету Стечкина (АПС). Через правое плечо носилась офицерская сумка-планшет. Комплект снаряжения дополнял футляр с биноклем. На случай дождя в комплект входил плащ с капюшоном. У него не было рукавов, а лишь прорези для рук. Плащ был достаточно широким, что позволяло носить его поверх шинели.

-10

Как ни ожидалось наступление Третьей мировой войны, реальные боевые действия начались совершенно не так, как планировали штабные аналитики. Сначала в 1956 году произошел антисоветский мятеж в Венгрии. Затем, в 1968 году, по схожему сценарию произошли волнения в Чехословакии. В этих случаях речь шла о весьма локальных боях, как правило, в городской застройке.

-11

Наиболее масштабные боевые действия в рассматриваемый период произошли в марте 1969 года, когда выстрелы раздались на небольшом дальневосточном острове с названием, ничего не говорившим большинству советских людей, — Даманский. И именно в ходе данного конфликта выявились многие недостатки послевоенного полевого обмундирования и снаряжения.

Анализ боевых действий показал, что 2 марта военнослужащие НОАК проникли на остров заблаговременно. При этом они были одеты в тёплые штаны и куртки, набитые ватином. На головах — меховые шапки-ушанки, на руках — рукавицы. У каждого была циновка, которую стелили на снег, и фляжка с водкой-ханжой (позже большое количество было найдено на месте боя). Для маскировки солдаты использовали белые накидки, надетые поверх одежды. Также у них имелись нагрудники для автоматных магазинов — в каждый помещалось от четырёх до шести — и гранат.

-12

Советские пограничники в ходе боя использовали подсумки, в которые помещалось три магазина. Помимо стандартной формы они были одеты в утеплённые куртки, ватные стёганые штаны, овчинные полушубки, зимние шапки и валенки. Это оказалось очень кстати, поскольку выжившим в бою пришлось несколько часов лежать на льду и в снегу под огнём противника. Однако подобная «многослойность» была крайне неудобной, когда необходимо было активно двигаться — бежать в атаку, переползать, вести огонь. Во-первых, это сильно увеличивало объём фигуры, делая её более заметной и неуклюжей. Во-вторых, солдатам, одетым во множество предметов одежды, при активном движении быстро становилось жарко.

Особенности формы сказывались в случае ранения. Поскольку гимнастёрку можно было снять только через голову, её приходилось задирать либо разрезать, что не всегда было удобно. То же самое касалось сапогов с высокими голенищами. Начальник политотдела Иманского пограничного отряда Александр Константинов вспоминал: «С поля боя вытащили водителя Стрельникова — Литвинова. У него два ранения. Одно обидное — в ягодицу, второе — в ногу. Дал команду солдатам перевязать Литвинова. Слышу — дикий крик, от боли. В чем дело?! Оказывается, они по незнанию стали стягивать с раненого сапог. Я им: «Что делаете?! Разрезайте голенище! Нельзя стягивать!»

-13

Впрочем, были у формы и плюсы. В ней почти что не было синтетики. Если в случае ранения в рану попадали частицы одежды, они не вызывали гниения, почти неизбежного в случае, если бы они были синтетическими.

Примечательно, что, в отличие от китайцев, советская сторона практически не использовала средства маскировки. Исключение составляли лишь разведчики из состава разведывательного подразделения 135-й МСД, а также снайперы. Уже после боя 15 марта они активно действовали на Даманском и в его окрестностях. Как правило, разведчики и снайперы использовали раздельный маскировочный костюм из бязи белого цвета. Он состоял из свободной рубахи с капюшоном и шаровар. На боках рубахи были прорези для доступа к снаряжению, к рукавам пришивались рукавицы. Костюм имел капюшон большого размера с пуговицами спереди и тесёмками сверху. Костюм позволял носить не только зимнюю шапку, но и стальной шлем. Для маскировки лица к капюшону порой пришивалась марлевая вуаль.

-14

Едва затихли выстрелы над замерзшей рекой Уссури, как солдаты Народно-освободительной армии Китая (НОАК) объявились на границах Казахстанской ССР.Хотя по-настоящему боевых эпизодов было два, противостояние советских и китайских сил в степях Казахстана длилось с начала мая по конец сентября. Военнослужащим пограничных войск и Советской армии пришлось длительное время жить в полевых условиях, перенося жару, доходившую до +40°С, жажду и вездесущую пыль.

И вновь в полной мере проявились недостатки устаревшего обмундирования. Воротник-стойка гимнастёрки, зауженные ниже колена шаровары, сапоги с высокими голенищами — все эти предметы приводили к перегреву и усложняли оказание медицинской помощи. Большое число металлических элементов в составе экипировки ухудшали маскировку. Пилотки плохо защищали от солнечных лучей, а фуражки не пропускали воздух, из-за чего на солнцепёке в них можно было получить тепловой удар.

-15

В ходе конфликта крайне ограниченно использовались маскировочные средства. Как правило, это были маскировочные костюмы, надевавшиеся поверх обмундирования. Они были четырёх видов: образца 1938 года (условное название «амёба»), 1942 года («лиственный лес»), 1944 года («пальма») и 1957 года ("березовый лист").

-16

Средств защиты не было вовсе, за исключением стальных шлемов. По сути, в ходе боя в районе озера Жаланашколь военнослужащие воевали в повседневной форме, которую дополнили подсумки с автоматными магазинами и гранатами. Это привело к большому числу осколочных ранений в кульминационный момент атаки на высоту Каменная, когда обе стороны активно использовали гранаты. Даже лёгкий бронежилет мог бы защитить от них, но стальные кирасы времён Второй мировой войны были давно сняты со снабжения, а более поздние разработки так и остались на стадии эксперимента.

-17

Продолжение следует

Фото из сети интернет