Найти тему
Люди и книги

Ф. Абрамов «Братья и сестры», стоит ли читать подростку. Новый учебник «История России 11 класс» и жизнь Пикашенцев.

Учебник истории В.Р. Мединский - обложка
Учебник истории В.Р. Мединский - обложка

А в этой статье мы попробуем разобраться, стоит ли подростку 13-14 лет читать данное произведение. Мой ответ однозначное? «не знаю». Я бы рекомендовала данный роман к прочтению в следующей возрастной группе. Либо советовала читать его под чутким руководством взрослого человека: педагога, родителей, которые знакомы с историей и готовы пояснить и ответить на вопросы, которые у думающего человека однозначно возникнут.

Если смотреть на программу, то человек в 13 – 14 лет еще не обладает необходимыми знаниями. По истории к 14 годам дошли до времен Петра Первого и чуть далее. По литературе не было ни одного произведения, которое настолько глубоко описывало бы суровую послевоенную (или послереволюционную действительность). Но прочитать нужно обязательно.

Кроме глубокого описания быта и характеров героев романа, прекрасного описания природы, окружающей Пикашенецев, читателю передается чувство любви автора к родной земле и уважение к крестьянскому труду. Роман знакомит с такими понятиями, с которыми ребенок встретится на уроках истории в школе, и, прочитав роман, ему за короткими строками учебника будут открываться реальные события, происходившие в нашей стране.

Какие это события? Демография – сколько мужчин ушло на фронт из Пекашино и кто вернулся. Налогообложение - финансовую грамотность ведь уже проходили, но вряд в программе был экскурс в историю послевоенного сельского хозяйства. Подросток узнает такие понятия, как займ государству и трудодень. Про займ я сама не до конца понимала и после прочтения романа отправилась на просторы интернета за информацией, а про то, что на работе могут давать не зарплату, а зерно, да еще и не какое -то конкретное количество, чтобы можно было на него рассчитывать после сбора урожая, а только то, что сможет выделить колхоз после выполнения государственного плана и отбора семян на посев в будущем году, современные школьники точно не знают. Так, например, в романе описано, что в год засухи - план по сдаче зерна государству был увеличен в два раза и вместо трех килограммов зерна за один трудодень колхозникам осенью выдали по 300 грамм. Да и многое другое.

Итак, когда же и что изучают в школе. Передо мной учебник В.Р. Мединского и А.В. Торкунова «История России» 11 класс (если моих познаний в математике хватит посчитать это 17-18 лет).

Параграф первый, раздел второй «Потери. Демография», цитата: «Молодых, взрослых, здоровых мужчин в малых городах и деревнях – это было очень заметно после войны – просто было очень и очень мало». Среди вернувшихся с фронта пикашенцев описано два человека, один из них без ноги. В библиотеке висит список из погибших 147 бойцов, которых село отдало фронту .

Д. Васильев "Возвращение с фронта" фото взято их интернета
Д. Васильев "Возвращение с фронта" фото взято их интернета

Раздел 3 того же параграфа «Социальная адаптация фронтовиков», цитата: «В 1941-1945 г.г. из Красной армии по инвалидности было уволено около 2,5 млн. человек. Государство старалось обеспечить им уход и трудоустройство. Они получали пенсии, путевки в санатории, для них организовывались интернаты и дома инвалидов. Основная масса фронтовиков достаточно быстро перестроилась на мирную жизнь. Задумываться о превратностях судьбы было некогда – надо было восстанавливать страну, причем в кратчайшие сроки.» Да, конечно, в больших городах так и было и если прочитать достаточно много литературы, можно встретить и информацию об интернатах и об остальном, что написано в учебнике. Но не стоит забывать, что страна наша большая, и в ней есть глубинки, где было по -другому. И это тоже наша история.

Поскольку мы здесь разбираем конкретное произведение, то и история на нас будет смотреть с его страниц. Выше мною рассказана история Нетесова, но в романе есть и другие примеры.

С фронта, а вернее из плена, вернулся человек. Он был болен, как впоследствии оказалось, раком, в последней стадии. Но ему никто не верил, что он не способен работать. Старик - отец его не принял. И трудно осуждать: в самые последние дни войны у него погибло одновременно три сына и муж дочери. На руках у старика четыре, а если считать и жену пришедшего с войны сына, пять женщин с детьми. А тут еще один взрослый «нахлебник».

Местный фельдшер не дает направление в город, так как думает, что он симулирует. А что остается делать фельдшеру? В романе ничего не сказано про возможности диагностики в сельской больнице, но мне почему -то кажется, что ничего, что помогло бы заподозрить болезнь, кроме очень небольшого опыта у молоденькой девушки - доктора не было,- как ее можно за это осуждать?

Михаил докладывает председателю, а тот в свою очередь в район, что этот мужчина покинул лесозаготовки, не имея больничного, не выходит на работу и самовольно ушел в город. И вот человек, прошедший ужасы войны и плена, глубоко больной и голодный, на своих ногах отправляется в районный центр в больницу. Да, мы видим, что в больнице его принимают, пытаются оказать помощь, которая пришла слишком поздно. Сколько же людей не дождалось помощи?!

Если подросток прочитает в учебнике «было уволено по инвалидности 2,5 миллионов человек», сумеет ли он, не читая таких книг, как роман «Братья и сестры», осознать, насколько тяжело было адаптироваться к мирной жизни и начать ее восстанавливать. Сумеет ли он представить, что чувствовали те, кто дождался с войны своих мужей, детей, сыновей с фронта, а потом потерял их в мирное время. Отец не смог пережить смерти последнего сына, у него отказало сердце. Михаил настолько глубоко страдал от того, что не поверил человеку, что не побоялся поставить на его могиле красную звезду, хотя односельчане не поняли его и осудили, ведь парень вернулся не с фронта, а из плена.

Параграф тот же, раздел 4 «Восстановление промышленности» дает фразу – «Притоку инвестиций в экономику способствовал регулярный выпуск облигаций государственного займа». И ничего, ну совсем ничего не объясняется. Вторая книга очень остро дает пример того, как оформлялся заем на селе, отношение людей, голодных и уставших, к этому процессу. Конечно так было не везде. Рабочие заводов, получавших реальную заработную плату и отдававших государству ее часть, были в ином положении. И, безусловно, многие участвовали в этом процессе добровольно и от всего сердца. Люди всеми силами стремились восстановить страну, отстроить и улучшить ее. Но страна наша большая и где - то было по другому. И это тоже наша история, и ее стоит знать.

Ну поскольку роман о селе, я полистала учебник, разыскивая в нем информацию о сельском хозяйстве.

Параграф 6 раздел 3 «Развитие сельского хозяйства, попытки решения продовольственной проблемы». Во втором абзаце написано «Важным решением стала отмена налога на личное приусадебное хозяйство». Но не написано, какой налог был, а это важно. Роман дает общее представление о налогах. Описано, как мужик разбирается в квитанциях на оплату и рассуждает, что он оплатил и что сможет оплатить, а что ему взять негде.

О налоге на продукцию, собираемую в лесу, я не знала, так в город попадали ягоды и грибы, лекарственные травы. А кроме этого отдавали, либо платили за молоко, мясо, сено для личной скотины. Вдумайтесь – вырастить теленка не для того, чтобы съесть его осенью, а чтобы отдать государству – город надо было кормить.

И. Шишкин "Грибники"
И. Шишкин "Грибники"

Там же одна фраза: «Колхозникам стали выдавать паспорта». Одна фраза – остановится ли взгляд подростка на ней? Поймет ли, что такое человек в 1954 году без паспорта. А перед этим во втором разделе того же параграфа описано величайшее достижение человечества – полет Ю. Гагарина в космос. Как соотнести полет в космос и жизнь без паспорта? Справку вместо паспорта выдавали, если человек уезжал из деревни. В романе описано, что друг Михаила Еригорша поехал учиться на тракториста, ему выдали паспорт, а потом и водительское удостоверение. А Михаилу такого документа не выдали - некому было работать и из деревни он уехать не смог. Середина 20 века, а люди не имеют права изменить место жительства по своей воле.

-4

Многое еще можно прочитать в учебнике событий, что перекликаются с романом. Кукурузный бум, засуха в 1948 году, оснащение сельского хозяйства техникой, понятие неперспективной деревни. А есть момент, переносящий нас прямо в настоящее. В последней, 4 книге романа, описано, что была создана государственная программа по восстановлению земель сельскохозяйственного назначения (пятидесятые годы прошлого столетия). Об очистке поля заросшего кустарником до того, как были оформлены документы об участии, тогда уже совхоза, в этой программе и получения денег разгорелся конфликт у Михаила с председателем.

Сегодня стоят те же проблемы. Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский

на совещании в Верхнеландеховском районе отметил, что 60 % земель сельскохозяйственного назначения в Ивановской области не используются. Речь идет о 866 тысячах гектаров, из них 315 тысяч га – пашни. При этом в нашей области в сельскохозяйственный оборот вводится всего 1, 5 тысяч гектаров пашни. Это один из самых низких коэффициентов ее использования в ЦФО.Но необходимо ввести еще 100. Ввод земель дорогостоящее мероприятие, отметил он и сообщил, что на эти цели направлена специальная поддержка из федерального бюджета. (https://volga37.ru/stanislav-voskresenskiy-zapretil-pe/)

В завершении анализа вопроса о целесообразности прочтения этого произведения подростками хочется обратить внимание на то, что в приведенном учебнике есть список рекомендованной литературы, и романа «Братья и сестры» в нем нет. Однако, на мой взгляд, его прочтение сможет более полно понять материал учебника, открыть для себя новые страницы жизни отечества, научит сопереживать человеческим страданиям и поселит чувство гордости за многолетний подвиг простого народа.

А как вы считаете, стоит ли подросткам прочитать данное произведение, пишите в комментариях.

Подписывайтесь на мой канал. Следующее произведение, которое мы будем читать В. Астафьев «Последний поклон».