Найти тему

Грани авангарда в творчестве художника Веры Гвильдис

Новейшее искусство, отвечая на запросы общества XXI века с размытыми нравственными ориентирами, демонстрирует фетиш развлекательности, потребность в смехе ради смеха как признаке успешности существования. 

У почитателя таланта Веры Гвильдис, перелистывающего ее авторский альбом, может сложиться обманчивое впечатление, будто бы живописные образы представлены в забавном юмористическом ключе, с элементами сатиры и гротеска. Однако, при более пристальном рассмотрении творчества Веры, постепенно прорисовывается её концептуальная позиция художника и гражданина. 

-2

В своем авторском альбоме «Обретая истину» Вера Гвильдис проводит живописное исследование философских вопросов планетарного мироощущения личности, анализирует варианты экзистенциального выбора человека, живущего в современном обществе. 

-3

Художник делит представленную в альбоме экспозицию работ на пять разделов, объединяя философским смыслом разные по технике и жанрам картины, более того, сопровождая каждую из них авторской ремаркой. Несомненно, это благотворно настраивает зрительское восприятие, будит личные ассоциативные воспоминания и знакомит с нравственной позицией самого художника. Таким образом, мы можем говорить не только о живописной, но и литературной составляющей альбома. 

-4

Современная и вызывающе яркая, интерьерная и декоративно афишная живопись Веры Гвильдис продолжает и развивает традиции русского авангарда ХХ века, получившего в истории изобразительного искусства название «кубофутуризм». Совмещая приёмы авангардных практик кубизма и фовизма, используя формы растительных мотивов модерна, дизайн и декоративность стиля «ар-нуво», Вера Гвильдис создаёт свой визуальный язык коммуникативного общения со зрителем. 

-5

Концепция ее творчества полностью «вписывается» в суперсовременный феномен теории искусства, философии и литературы под общепринятым названием «постмодернизм». 

-6

Работы живописца злободневны реальным проблемам современности. Её авторскому методу аллегорического отражения действительности можно дать более точное искусствоведческое определение – постмодернизм «трагикомического модуса» в стилистике двойного кодирования. Столь сложный термин опишем в парадигме ситуации: люди снисходительно смеются над шутником, который высмеивает человеческие пороки. 

-7

Не случайно герои картин Веры Гвильдис − клоуны, куклы, маски или сконструированные образы, лишённые персонификации, − утончённо иронично, а порой и душевно искренне, демонстрируют свою ментальность, «архетип» индивидуального бессознательного» (К. Юнг). 

 

-8

В своих работах автор ищет возможность сконструировать образ современного человека, но в руках остро чувствующего художника возникают лишь осколки человеческого сознания, насыщенные калейдоскопом обрывочных впечатлений и кукольных страстей телевизионных шоу. Из этого складывается манера письма живописца, суть которой в изображении иллюзорных силуэтов, наполненных суммой догматических абстракций и цветовых потоков неосознанных эмоций («Поиски себя», «Пьеро», «Рыжая»). 

-9

Говоря о живописце, надо понять тональность колористической матрицы, в которой художник комфортно выражает свои чувства. Острая и динамичная палитра Веры Гвильдис насыщена фантасмагорическими сочетаниями тонов чистого цвета. Обострённая пластичность композиции и активные цветовые пятна свидетельствуют о близости автора к авангардной форме изобразительного искусства – фовизму, основанному на использовании интенсивных тонов не для создания иллюзии правдоподобия, а в качестве технического инструмента самовыражения художника и ассоциативного абстрактного воздействия цвета на восприятие зрителя. 

-10

Яркими примерами свободного применения цвета в портрете, вопреки природному тону натуры могут служить картины «Лилит», «Купальщица». Фовисты считали, что картина не должна быть ни декорацией, ни композицией, ни структурой, а только лишь эмоциональным высказыванием автора («Принятие», «Сакральный брак»). 

-11

Особо стоит отметить интерьерную ценность креативных полотен Веры Гвильдис, подкреплённых философской идеей и неповторимостью художественных образов. Авторская узнаваемая живописная манера проявляется в многообразии жанров, представленных в альбоме. Наибольшую часть экспозиции альбома занимают портреты или сконструированные образы в жанре поясного портрета. Некоторые из них обладают индивидуальными чертами конкретных героев, которые нередко дополняются экспрессивными абстрактными формообразующими элементами, исходя из «идеи объекта» (П. Сезанн). Среди них: «Венера», «Коко», «Дым». Продолжают галерею портреты мифологических персонажей, созданные художником как визуальная материализация литературных образов в манере постмодернизма, то есть упрощённой стилистике, подобной Ван Гогу и Полю Гогену. К такому направлению можно отнести картины «Дающая любовь», «Игра на раздевание», «Плодородие». 

-12

Увеличенная портретная масштабность героев картин, вписанных в размер крупных холстов, создаёт впечатление декоративных композиций театральных афиш. Хочу отметить особый авторский приём Веры Гильдис, который назовём «усечённая композиция». Автор предлагает зрителю воображаемое продолжение контура героя картины, вынесенное за пределы верхнего края холста. Так во многих сюжетах надлобная часть лица как бы выходит за рамки картины и трактуется художником как эзотерический феномен связи персонажа с высшими силами внеземной цивилизации («Мечтательница», «Свидание»). 

-13

Ярким примером гротескного описания двуличия человеческого образа является изображение двух половин одного лица в композиционном портретном сопоставлении: сползание по вертикали правой части лица в состоянии полудрёмы и возвышение левой стороны с насторожённо открытым глазом на картине «Подозрение». 

-14

Вере Гвильдис удаётся сконструировать и графически выразить тонкие, почти неуловимые, эмоциональные настроения представленных типажных персонажей. Художник использует приёмы кубизма путём фрагментарного дробления силуэта и аксессуаров на геометрические фигуры, а затем заполняет их контрастными тонами по законам абстрактного воздействия цвета на психологию зрителей («Самоконтроль», «Воображение»). Данный приём в значительной степени характеризует авторский метод художника по созданию «мыслеформы» − преобразованию визуального впечатления в живописную конструкцию философских смыслов («Взгляд на мир», «Муза», «Послушай»). 

-15

Живописные образы, созданные на картинах Веры Гвильдис в нереалистичной, иррациональной манере, складываются из игры символов и знаков, которые, будучи издревле связанными с сакральными культо¬выми действиями, наделяют полотна мастера таинственными ма¬гическими смыслами. Среди работ художника выделяется группа картин, которые можно отнести к эскизам древних ритуальных масок, отсылающих наше эмоциональное восприятие к театрализованным площадным действам средневековья («Аура», «Каприз», «Маска надменность», «Джин»). Возникает понимание термина постмодернизма «искусство как игра с «узаконенными» формами ради самой игры». 

Обладая прекрасным пространственным воображением, автор рисует графическую схему зарождения идей в сознании человека в виде плавающих в поле холста объектов, стремящихся сложиться в гармоничную структуру «мыслеформы» («Карнавал идей», «Планы») либо катастрофу распада логической цепочки («Связи»). Более того, художник создаёт визуальный аналог академических философских понятий, расшифрованных в названиях картин: «Свобода действий», «Процесс», «Обретая источник». 

Надо отметить фантазию автора и несомненный природный дар, проявляющиеся в видении удивительного разнообразия геометрических форм, будь то группы мышц человеческого лица либо предметы одежды. Таким образом, на полотне возникают элементы кубизма с присущими этому направлению признаками: прямолинейностью форм, чистотой цвета, аскетизмом и мощью («Свидание», «Ловушка»), Эти элементы складываются в поле холста в самостоятельные композиции геометрического абстракционизма. 

Чаще всего фигуры имеют четкий абрис в стиле «клуазонизма» («Воображение», «Взгляд на мир») и цветотеневое покрытие, что придаёт им фактурную объёмность как самостоятельным объектам, схожим с декоративными драгоценными украшениями («Самообладание»). 

Метод гротескного преувеличения и сатирической абсурдности присущ ряду работ Веры. На картине «Первый поцелуй» величие «золотой молодёжи», раздутое подобно детским воздушным шарикам, характеризует несерьёзность и ветреность отношений. Стремление сбросить вес стало тяжким испытанием для героини картины «Кусочек пиццы». Ограниченность желаний «успешной молодёжи» привычными стереотипами преобразуется художником в форму окаменелой фрески «Вместе навсегда». 

Природные растительные мотивы в виде водорослей удачно применены на картине «Плен пустоты»; биологические процессы нейронных импульсных потоков − в сюжетах «Катарсис» и «Воспоминания»; осенний листопад в воображении художника ассоциируется с танцем в сюжете «Симфония эмоций»; очищение лика струями красочного дождя соответствует обновлению сознания героини средствами искусства на картине «Нет проблем». 

Оригинальные пейзажные композиции, в которых цветовое пространство становится носителем пластической энергии, представлены Верой в различных стилевых решениях: архитектурный пейзаж «Мудрость», напоминающий золотой купол в Иерусалиме; городской пейзаж «Паломники» − плоскостной фовизм; мистический пейзаж − «Озеро»; символический футуризм − «Потерянные в раю». 

Вера – мастер давать парадоксальные названия своим работам, и примерами тому могут служить названия букетов в вазах − «Жаркий февраль», «Букет страсти». 

Подводя итоги аналитического обзора представленных картин, хочется сказать, что в лице Веры Гильдис мы встречаем самобытную творческую личность − художника-мыслителя, исследователя и создателя живописных типажных характеристик наших современников, зафиксированных в буффонадной форме антиутопии «человеческой комедии». Привлекает особое внимание группа знаковых профильных портретов – «мемов» (Р. Докинз), сочетающих в себе информацию, эмоцию и оценочное мнение об исторических персонажах в духе молодёжного познавательного дискурса («Клеопатра», «Аура»). 

Именно идеи постмодернизма дали возможность Вере Гвильдис претворить принципы полной свободы художественных высказываний, трансформировать фрагменты реальности в ироничную симуляцию, коллажно объединить жанры и стили русского авангарда XX века в единый «поток сознания» (У. Джеймс). 

Работы Веры Гвильдис, благодаря своеобразию индивидуального художественного воплощения, имеют неоспоримую ценность в исторической галерее современного изобразительного искусства. 

Пожелаем Вере Гвильдис успеха и широкого признания в среде художественной общественности, критиков и коллег - художников. 

Академик ЕАЕН (г. Ганновер, Германия), 

Академик IAMAQ (г. Милан, Италия), 

Почётный доктор искусствоведения, профессор, 

Эксперт Евразийского художественного союза (г. Москва, Россия) 

Член редколлегии журнала «Русская галерея XXI век» 

Григорий Гинзбург