«Аз хочу Руси зде быти». Высеченная на каменном блоке надпись возвышается над арочным входом башни крепости Каламита в Севастополе. По легенде эти слова написал московский священник Иаков Лызлов в 1634 году – во времена, когда крымский полуостров входил в состав Османской Империи. Современные историки считают это более поздней мистификацией, но так ли это на самом деле?
В средние века, до вторжения турок, крепость Каламита – морские ворота православного княжества Феодоро, которое было частью наследия Византии, перешедшего к московскому государю Ивану III. Какую роль Крым сыграл в объединении русских земель? И что известно о государственных образованиях Руси на территории полуострова задолго до вторжения Османской империи? Как сразу после захвата Херсонеса князем Владимиром в 988 году образовалось Тмутараканское княжество, частью которого была Керчь, и какие ещё русские города на полуострове могли существовать в этот период?
Почему-то современные историки и археологи упорно отмахиваются от факта присутствия русских городов на территории крымского полуострова до турецкого вторжения, и не рассматривают всерьез никаких упоминаний об этом. Может это заговор? А может проблема в том, что они опираются на письменные источники, которые в свою очередь беспощадно переписывались в угоду той или иной религиозной или политической конъюнктуре? Не пора ли исправить эти ошибки?
ПРОРОЧЕСТВО СВЯЩЕННИКА О ВОЗВРАЩЕНИИ РУСИ В КРЫМ
1634 год. Русский священник Иаков Лызлов с группой паломников прибывает в Тавриду, находящуюся под властью Османской Империи. В Свято-Климентовском храме в Инкермане они находят каменную гробницу, из которой извлекают нетленные мощи неизвестного святого. Иаков собирается увезти их на родину, но ночью тот явился ему во сне и запретил увозить из Крыма его останки: «Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь». Пророческие слова Иаков записал, а мощи оставил в храме.
Евгений Неделькин, заведующий сектором Крепость Каламита отдела музеефикации памятников археологии музея-заповедника «Херсонес Таврический»:
«В своем время эти слова высекли на камне высекли процвевший крест и вот эту самую надпись. По настоянию монастыря, во время ремонтно-реставрационных работ на башне, поскольку она уже тогда была в аварийном состоянии, была подновлена арка и вмонтирована плита с данной надписью».
Когда именно появилась надпись на камне, которая гласит «Аз хочу зде Руси быти», достоверно неизвестно. Камень же в своде арки Каламитской башни, вероятнее всего оказался в 1900 году, когда по приказу археолога Бертье-Делагарда свод был восстановлен после обрушения. Правда, в дневниках самого Делагарда об этом камне с надписью упоминания нет.
Как бы там ни было, по мнению современных историков, установка плиты с пророческой надписью Иакова Лызлова – часть программы Российской Империи, связанной с желанием государства обосновать свое историческое право на занятую территорию.
В случае с Крымом возникает вопрос - а когда Россия получила это право? Считается, что по итогу Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией 1774 года. По сути, отвоевав у нее Крым. Или у России есть более ранее историческое право на эту территорию? И кто населял Тавриду до прихода Османской Империи, которая в свою очередь силой захватила его в 1475 году?
Достоверность пророчества Иакова Лызлова никто не опровергает. И ключевая фраза здесь, которая была отражена на бумаге, пожалуй – «по-прежнему здесь учинити Русь». Почему по-прежнему? Это значит, что эти земли уже были русскими? Давайте разберемся, что связывает русскую историю с Крымом?
Начнем, пожалуй, с общепринятой хронологии: бронзовый и ранний железный век – в Крыму господствуют киммерийцы, скифы и тавры. С 7 века на полуостров проникают греческие переселенцы и основывают первые города – в частности Пантикапей и Херсонес. К 5 веку до нашей эры образуется Боспорское царство, занимающее почти весь Крым. Среди его правителей были и скифы, но у них появилось свое скифское царство со столицей в Неаполе. К середине 1 века нашей эры появляются римляне, в 3 веке в Крым вторгаются готы и гунны. В 5 веке греческие города переходят под власть Византии, а степной Крым занимает Хазария.
В средние века Крым был разделен между генуэзцами, византийцами и крымскими татарами, в 15 веке полуостров попадает под власть Османской Империи, а в конце 18-го века становится частью Российской Империи. Ну дальше вы знаете. А где же тогда здесь древняя Русь?
Удивительно, что мы преклоняемся перед иностранными источниками информации, и совершенно не доверяем собственным. К примеру, все что мы знаем об античном Крыме – это свидетельства колониальных захватчиков, коими были древние греки. Как же они могли что-то хорошее написать о местных жителях – к примеру таврах, которые давали им отпор, ведь те пришли захватывать их земли? Таврских источников, конечно, не сохранилось, но некоторые исследования позволяют говорить, что они были далеко не пиратами, а землепашцами и еще искусными строителями.
Если вернуться к хронологии, то история упускает целую эпоху и описывает исключительно жизнь греков и византийцев, которые селились только вдоль морского побережья.
А что происходило в остальном Крыму на протяжении нескольких столетий? После падения Хазарского каганата? Когда историки приняли к сведению информацию с Тмутараканского княжества, с керченским полуостровом определились.
Надпись на камне, найденном на Тамани, гласит: «В лето 6576 (по новому летоисчислению – 1068-й) князь Глеб мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен».
Это расстояние равно 24 километрам, что в точности совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани – церковь Богородицы, от которой сохранился фундамент, и Корчева – церковь Святого Иоанна Предтечи. Это явно доказывает вхождение обоих городов в состав русского княжества, ведь Глеб должен был при измерительных расчетах войти в центр каждого города.
Камень оказался в центре политической пропаганды, ведь это доказывало территориальную преемственность Российской Империи на Крым и Тамань. Уж слишком удачной и своевременной оказалась находка! Противники России тут же объявили артефакт подделкой. Однако исследования ученых убедительно доказали подлинность надписи и ее древность – прямо по буквам шли микротрещины, а на месте находки камня были обнаружены остатки летописной Тмутаракани.
Если Керчь – часть русского княжества в 11 веке, то какие еще города и территории могли входить в его состав?
Для ответа на этот вопрос нам придется углубиться в еще более далекую историю и переместиться в одну из важнейших дат для истории России – день крещения князя Владимира Святославовича в Херсонесе.
ЗАЧЕМ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР НАПАЛ НА КОРСУНЬ?
6496 год от Сотворения мира (или 988-й от Рождества Христова) князь Владимир Святославович, обуреваемый желанием объединить разрозненные русские княжества под единым началом, принимает христианство и крестит Русь. Этому событию предшествовал военный поход на Корсунь – византийскую крепость в Херсонесе, на территории современного Севастополя. Владимир осадил город и добился сдачи его гарнизона.
«Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь». (Повесть временных лет)
Такова легенда, описанная в русской летописи начала 12 века. Но возникают вопросы. Зачем было нападать на город, если Владимир и так принял решение принять христианство? Получил бы и поддержку, и царицу в жены? Кроме того, есть сведения, что русский князь на тот момент уже имел союзнические отношения с Императором Василием II – русское войско помогало ему подавить внутренний мятеж.
Наиболее распространённая версия гласит – причина нападения в том, что Василий после помощи Владимира в междоусобной войне отказался выполнять обещание выдать за него замуж свою сестру. Вот Владимир и решил принудить его к выполнению обещания, напав на Корсунь. Но были и другие мотивы.
Александр Роменский, научный сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», кандидат исторических наук:
«Успех или не успех в войне трактовался уже в то время как дополнительный аргумент в пользу религиозного выбора. Но конечно, это не был единственный мотив. Надо сказать, что в то время в том числе и на Руси, князь был обязан добывать в первую очередь честь и славу для себя и богатство для своей дружины. И он удачно воспользовался той ситуацией, которая складывалась тогда в Византии, которая погрязла в борьбе за власть. И было удобно обрушить все свои силы на далекие окраины город Херсон в Юго-Западном Крыму, это военное предприятие предвещало наибольшие шансы на успех, поскольку византийцы не могли оказать поддержку отдаленному городу, им было просто не до этого в этот момент»
После того, как город был взят, Владимир добился брака с сестрой Императора Анной, и тогда отправил в Константинополь свои войска.
Александр Роменский, научный сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», кандидат исторических наук:
«Впоследствие прибыли войска, которых Византии называли тавро-скифами, но тем не менее это были войска, отправленные Владимиром Святославовичем, и вот целый корпус этой пехоты она сыграла решающую роль в нескольких сражениях»
Впрочем, есть и другая версия, которую большинство историков не поддерживает. По мнению польского исследователя Андрея Поппэ, Корсунь подчинилась мятежнику Варду Фоке, который являлся командующим войсками Востока. Тогда вполне логично, что нападение на город было частью союзного договора между Владимиром и правителем Константинополя. А все остальное – не более чем красивая сказка. Но как же можно не доверять древней летописи? А вот вам пример того, как история уже в средние века беспощадно переписывалась: известный письменный источник 15 века, на который опираются ученые – «Житие князя Владимира Особого Состава».
В нем рассказывается, как Владимир, захватив Корсунь, изнасиловал дочь князя Корсуни, а затем убил его и жену.
«Князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…» (Житие князя Владимира Особого состава).
Авторы статьи в журнале Санкт-Петербургской духовной академии пришли к выводу, что Житие Владимира особого состава, в котором князь Владимир представляет жестокого язычника, несколько раз переписывалось и дополнялось уже в позднем средневековье – в 16-17 веках. Они подчеркивают, что авторы Жития находят удовольствие и смакуют сцены жестокости и насилия. Владимиру вместо 5 жен приписали ему 12, а еще добавили 800 наложниц для усиления психологического воздействия на читателя, изнасилование княжеской дочери на глазах привязанных к столбу родителей и многое другое. Между тем более ранние авторы – 11-12 веков Митрополит Илларион, Иаков мних летописец подчеркивали милосердия князя Владимира (не казнил разбойников), его щедрость и широкую социальную политику в отношении неимущих. Вот вам и пример исторического подлога.
А вот что действительно вызывает любопытство в этом источнике и кажется вполне логичным – то, что князь Владимир, как сказано, оставил в крепости своего наместника. Итогом успешного военного похода всегда становилась некая польза для победившего в конфликте государства. Если не прямой захват территории, то как минимум установление контроля. Но этого почему-то не происходит. Владимир, добившись брака с принцессой и приняв крещение, просто возвращается в Киев.
Александр Роменский, научный сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», кандидат исторических наук:
«Владимир возвратил крепость и возвратил город в состав Империи, в качестве вена за жену. Вот таким своеобразным брачным даром и стал Херсон византийский, который был возвращен Империи. Цели похода были не в расширении подвластных территории, а демонстрация силы для того, чтобы заключить более выгодное соглашение»
Отец Владимира – Святослав Игоревич, за 30 лет до этого разгромил Хазарский Каганат, который занимал территорию всего Крыма, кроме Гераклейского полуострова – византийского Херсонеса. Почти сразу в русских летописях появляется упоминание о Тмутараканском княжестве, которое занимает освободившиеся территории Тамани и Керченского полуострова. Почему же остальные просторы степного и горного Крыма остаются ничейными? Что мешает русскому князю подчинить себе Крым?
Александр Роменский, научный сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический», кандидат исторических наук:
«В это время, в конце 10 века Русь еще не стремилась к тому, чтобы контролировать выход к Черноморским портам, и не было сил и возможностей для того, чтобы надолго закрепиться здесь. Степь находилась под властью многочисленных кочевников»
Но есть и другое мнение. Правда, оно отвергается официальной наукой – якобы на территории Крыма действительно располагались русские города, и более того – что все Северное Причерноморье является прародиной славян. Упоминания о жизни русов в Тавриде можно найти в Велесовой книге. Там говорится, к примеру, о русском городе Сурож, который впоследствии захватили византийцы.
Александр Асов, писатель, автор переводов «Велесовой книги»:
"Там (в Велесовой книге - авт.) великолепнейшее описание сурожской крепости-твердыни. Поэтому и море называлось Сурожским. Или Русским морем. Они правили всем морем, и считалось, что Сурожское княжество - это самое сильное княжество".
Кстати, князь Бравлин, осадивший Судак в 8 веке, - об этом упоминается в записях византийского епископа Стефана Сурожского, таким образом якобы пытался вернуть город. Но во время набега произошло некое чудо, и русский князь Бравлин крестился.
Велесова книга признается фальсификацией, поскольку опубликовавшие ее содержание в 1950-х годах исследователи не предъявили миру оригиналов дощечек с древним текстом, а только их фотографии, лингвисты пришли к выводу, что сам текст является подделкой.
Защитники Велесовой книги считают такую позицию научным заговором – по их мнению, она отражает нормандский подход наших историков в широком понимании этого слова – что и государственность, и письменность, и культуру принесли нам иностранцы, а сами мы ничего не знали и не умели. Так ли это на самом деле, к сожалению, мы уже не узнаем, ведь каждый раз, когда колонисты захватывали крымскую землю, следы предыдущих цивилизаций уничтожались.
ФЕОДОРО - КОЛЫБЕЛЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Следующая важная страница истории России связана с православным княжеством Феодоро, которое существовало в горном Крыму.
В позднее средневековье Таврида была разделена на 3 государственных образования: генуэзские колонии занимали южный берег Крыма, от Севастополя до Феодосии, степной Крым был под властью Крымского ханства, образовавшегося после распада Золотой Орды, а центральная, горная часть полуострова находилась во владении греческого православного княжества Феодоро со столицей на плато Мангуп. В границы княжества, основатели которого, представители династии Гаврасов, были выходцами из Византии, на определенных этапах входили крепости Эски-Кермен, Инкерман, Чембало, Партенит, Алустон и Фуна.
Главным морским портом была Каламита – руины крепости сохранились до наших дней на вершине скального массива в Инкермане.
Евгений Неделькин, заведующий сектором Крепость Каламита отдела музеефикации памятников археологии музея-заповедника «Херсонес Таврический»:
«Каламита – это можно сказать город-спутник Авлиты, она создавалась на этой территории для прикрытия этого важного инфраструктурного узла княжества Феодоро. Поскольку через этот единственный порт с террритории княжества вывозились продукты сельского хозяйства, животноводства, рыболовства, всевозможные ремеслянные изделия».
Феодоро – это не просто центр православной Таврики в средневековье. Именно у Феодоро был унаследован Москвой византийский двуглавый орел и право называться империей. Ведь после того, как пал Константинополь в 1453 году под натиском турецких войск, только на территории Крымского полуострова сохранился последний осколок Византии. В 1472 году последняя византийская принцесса Софья Палеолог отправляется в Москву, выходит за муж за Московского государя Ивана III и передает ему наследие Второго Рима. Готовится еще одна свадьба – за сына Ивана III предлагают выдать замуж дочь мангупского князя Исаака.
Однако в 1475 году Исаак умирает, а в Тавриду вторгается многотысячное османское войско. Генуэские крепости пали, крымский хан присягнул на верность султану, и лишь молодой князь Феодоро Александр встает на защиту последней православной твердыни. Несмотря на численное превосходство, полгода длится осада Мангупа. По одной из версий, предательство в окружении князя позволяет туркам войти в город, в котором они истребляют почти все население.
Героическое сопротивление Феодоро закончилось полным захватом Крыма Турцией. Однако после падения последнего осколка Византии очень скоро была сформулирована концепция «Москва – Третий Рим».
«Все империи пали, и на их месте стоит одно лишь царство нашего государя, в согласии с пророческими книгами. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». (Филофей Псковский, автор концепции «Москва – Третий Рим», 1510 г.)
Уже через 80 лет после завоевания Тавриды Турецко-Османской Империей Иван Грозный отправляет сюда 8-тысячное войско Даниила Адашева. И хотя закрепиться ему на крымской побережье не удалось, этот набег вполне можно назвать началом истории возвращения Крыма. А в уже в конце 18 века, после ожесточенных русско-турецких войн, Святая Русь вернулась в Тавриду.
Ссылка на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=3CcGapzpXTc