Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

В диалоге с Чако. Степан Эрьзя.

Где: Музей Собрание Адрес: Москва, улица Солянка, 16 До: ориентировочно до конца мая 2024 ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (в конце статьи лайфхак, как попасть на выставку) Частный Музей Собрание представляет выставку из 12 скульптур аргентинского периода творчества Степана Эрьзи, которого называли “чародеем резца”. Аргентинская пресса писала, что скульптор стал покорителем кебрачо (южноамериканского дерева с очень твердой древесиной, название которого в переводе с испанского значит «ломай топор!»). В сельве, девственных лесах провинции Чако (отсюда и название выставки), Эрьзя нашёл материал, изменивший всё его искусство. Он возвращался из своих поездок в сельву с целым запасом древесины кебрачо, которое покорило его своей выразительной текстурой и многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до тёмного, коричневого с красноватым оттенком. Итак, работ на выставке всего 12, причем половина из них – гипсовые слепки с оригиналов. После осмотра экспозиции Вы НЕ сможете по

Где: Музей Собрание

Адрес: Москва, улица Солянка, 16

До: ориентировочно до конца мая 2024

ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (в конце статьи лайфхак, как попасть на выставку)

Неизвестный художник (Н.Фоминых) Портрет С.Д.Эрьзи Бумага, уголь, тушь, перо 1914 год Антикварный салон На Патриарших
Неизвестный художник (Н.Фоминых) Портрет С.Д.Эрьзи Бумага, уголь, тушь, перо 1914 год Антикварный салон На Патриарших

Частный Музей Собрание представляет выставку из 12 скульптур аргентинского периода творчества Степана Эрьзи, которого называли “чародеем резца”.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Голова девушки. Слепок с оригинала. Гипс тонированный. 2018. Оригинал кебрачо. 1948
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Голова девушки. Слепок с оригинала. Гипс тонированный. 2018. Оригинал кебрачо. 1948

Аргентинская пресса писала, что скульптор стал покорителем кебрачо (южноамериканского дерева с очень твердой древесиной, название которого в переводе с испанского значит «ломай топор!»). В сельве, девственных лесах провинции Чако (отсюда и название выставки), Эрьзя нашёл материал, изменивший всё его искусство. Он возвращался из своих поездок в сельву с целым запасом древесины кебрачо, которое покорило его своей выразительной текстурой и многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до тёмного, коричневого с красноватым оттенком.

Нарост дерева кебрачо, с которым работал скульптор С.Д.Эрьзя
Нарост дерева кебрачо, с которым работал скульптор С.Д.Эрьзя

Итак, работ на выставке всего 12, причем половина из них – гипсовые слепки с оригиналов. После осмотра экспозиции Вы НЕ сможете посетить основную экспозицию музея Собрания (которая, кстати сказать, невероятно интересна, но об этом в следующих статьях), это отдельная экскурсия только с экскурсоводом. А стоит ли тогда идти на выставку? Вы решите сами, прочитав мою статью о творчестве скульптора. Эрьзя – один из моих любимых скульпторов эпохи модерн, для меня каждая встреча с его работами – праздник.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женская голова Дерево (белое кебрачо) 1930-е
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женская голова Дерево (белое кебрачо) 1930-е

Художник родился в Мордовии и относится к этнической группе эрзя. Живя подолгу в Италии, Франции, Аргентине, на Урале и на Кавказе, в Москве, он всегда помнил о своём народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа эрзя, к которому он принадлежал (настоящая фамилия скульптора – Нефёдов). В Италии его называли “Микеланджело с берегов Волги”, а во Франции – “русским Роденом”.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет (Девушка в кокошнике) Слепок с оригинала. Оригинал кебрачо. 1940-е
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет (Девушка в кокошнике) Слепок с оригинала. Оригинал кебрачо. 1940-е

Талантливый мальчик из села Баево окончил церковно-приходскую школу, а первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, одним из его учителей был Паоло Трубецкой.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Санта Тересита. Слепок с оригинала. Гипс тонированный. 2018 Оригинал кебрачо. 1936
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Санта Тересита. Слепок с оригинала. Гипс тонированный. 2018 Оригинал кебрачо. 1936

Есть два варианта экскурсии по данной выставке:

Вариант 1. Просмотр фильма о творчестве С.Эрзи – 30 мин. Осмотр экспозиции – 30 мин.

Вариант 2. Знакомство с творчеством Паоло Трубецкого – 30 мин. Знакомство с творчеством Степана Эрзи – 30 мин. У меня был второй вариант. Мне он кажется предпочтительнее, т.к. в музее много интересных работ Паоло Трубецкого, яркого представителя импрессионизма в скульптуре. Привожу в ленте работы Паоло Трубецкого из собрания музея.

После окончания своего обучения Эрьзя решил уехать в Италию, где он совершенствовал навыки ваяния и постигал секреты зарубежных мастеров. Молодой скульптор отдал предпочтение редкой технике прямого высекания, при которой мастер вырезает свои фигуры без каких-то предварительных эскизов.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет (Девушка из Филадельфии) Дерево кебрачо 1930-1940-е годы
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет (Девушка из Филадельфии) Дерево кебрачо 1930-1940-е годы

В 1910 году Эрьзя переехал во Францию, где его работы стали приобретать не только частные коллекционеры, но и крупные музеи. После начала Первой мировой войны скульптор вернулся на родину, работал санитаром в военном госпитале. Но после революции он снова покидает Россию, у него не сложились отношения ни с советской властью, ни с авангардистами, представителями одного из основных художественных движений того времени.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет Дерево 1940-е
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет Дерево 1940-е

Скульптор никогда не был женат, но муз у него было много: француженки, русские и аргентинки, модели, ученицы и авантюристки, любящие, преданные и вероломные, все эти образы воплощал Эрьзя в своем творчестве. И страдания своей неприкаянной души передавал скульптор через женские образы.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет. Слепок с оригинал. Гипс тонированный. Оригинал кебрачо. 1948
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Женский портрет. Слепок с оригинал. Гипс тонированный. Оригинал кебрачо. 1948

Эрьзя отправляется в Аргентину. Никто из местных художников даже не пытался использовать кебрачо, которое называли “чакским железом”, в качестве материала для скульптур. Однажды Эрьзю спросили, каков секрет его творчества. “Нет никакого секрета. Нужно любить природу и всё живое, что она создает. Тогда природа будет вашим соавтором.”

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Любовь. .Дерево 1940-е
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Любовь. .Дерево 1940-е

Эрьзя проводил эксперименты по «производству» кебрачо: из золы дерева, прессованных опилок, смешанных с изобретенным им кислотным раствором, он получал твердый древесный материал, ни в чем не уступающий природному, и отливал точные копии своих работ.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Мужская голова. Кебрачо 1933 год
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Мужская голова. Кебрачо 1933 год

Прожив в Аргентине 23 года, скульптор решил вернуться в Советский Союз. “Аргентина – родина кебрачо, а Россия – моя родина,” – сказал скульптор огорченным поклонникам. В ноябре 1946 года через посла СССР М. Г. Сергеева Эрьзя обратился в Совет Министров СССР с просьбой о разрешении вернуться, предложив в дар государству коллекцию скульптур при условии создания его персонального музея в Москве.

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Человек из Чако. Слепок с оригинал. Гипс тонированный. Оригинал кебрачо. 1939
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Человек из Чако. Слепок с оригинал. Гипс тонированный. Оригинал кебрачо. 1939

Осенью 1947 года Сергеев сообщил, что правительство приняло предложение скульптора. Более 200 произведений и вагон аргентинского дерева привез он в Россию, так как без него уже не представлял своего творчества. Приехав в Москву, он сказал журналистам: “Мне 74 года, но рука моя крепка. Я еще поработаю для своего народа!”

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Портрет аргентинки Дерево (кебрачо) 1930-е
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Портрет аргентинки Дерево (кебрачо) 1930-е

Самая полная коллекция работ Степана Эрьзи хранится у него на родине в Мордовии в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи (г. Саранск). Публикую здесь несколько фото, которые я сделала в этом музее, в т.ч. одной из самых знаменитых работ мастера “Моисей”. И очень рекомендую вам посетить этот прекрасный город с очень хорошей инфраструктурой и великолепным музеем с богатой коллекцией.

А вот работа, которая живет в моем доме (к сожалению, уменьшенная копия ))).

С.Д.Эрьзя (1876-1959) Мать с ребенком. Уменьшенная копия
С.Д.Эрьзя (1876-1959) Мать с ребенком. Уменьшенная копия

-17

И обещанный лайфхак, как попасть на экскурсию. Записаться на сайте практически не реально, все забронировано заранее. Лучше звонить по телефону в 11.00, т.к. потом все время занято. 8 495 234 06 30

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#МузейСсобрание #СтепанЭрьзя #выставкивМоскве #Шедевральныемаршруты