Где: Музей Собрание
Адрес: Москва, улица Солянка, 16
До: ориентировочно до конца мая 2024
ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ (в конце статьи лайфхак, как попасть на выставку)
Частный Музей Собрание представляет выставку из 12 скульптур аргентинского периода творчества Степана Эрьзи, которого называли “чародеем резца”.
Аргентинская пресса писала, что скульптор стал покорителем кебрачо (южноамериканского дерева с очень твердой древесиной, название которого в переводе с испанского значит «ломай топор!»). В сельве, девственных лесах провинции Чако (отсюда и название выставки), Эрьзя нашёл материал, изменивший всё его искусство. Он возвращался из своих поездок в сельву с целым запасом древесины кебрачо, которое покорило его своей выразительной текстурой и многообразием природных окрасок — от белого и золотистого до тёмного, коричневого с красноватым оттенком.
Итак, работ на выставке всего 12, причем половина из них – гипсовые слепки с оригиналов. После осмотра экспозиции Вы НЕ сможете посетить основную экспозицию музея Собрания (которая, кстати сказать, невероятно интересна, но об этом в следующих статьях), это отдельная экскурсия только с экскурсоводом. А стоит ли тогда идти на выставку? Вы решите сами, прочитав мою статью о творчестве скульптора. Эрьзя – один из моих любимых скульпторов эпохи модерн, для меня каждая встреча с его работами – праздник.
Художник родился в Мордовии и относится к этнической группе эрзя. Живя подолгу в Италии, Франции, Аргентине, на Урале и на Кавказе, в Москве, он всегда помнил о своём народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа эрзя, к которому он принадлежал (настоящая фамилия скульптора – Нефёдов). В Италии его называли “Микеланджело с берегов Волги”, а во Франции – “русским Роденом”.
Талантливый мальчик из села Баево окончил церковно-приходскую школу, а первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, одним из его учителей был Паоло Трубецкой.
Есть два варианта экскурсии по данной выставке:
Вариант 1. Просмотр фильма о творчестве С.Эрзи – 30 мин. Осмотр экспозиции – 30 мин.
Вариант 2. Знакомство с творчеством Паоло Трубецкого – 30 мин. Знакомство с творчеством Степана Эрзи – 30 мин. У меня был второй вариант. Мне он кажется предпочтительнее, т.к. в музее много интересных работ Паоло Трубецкого, яркого представителя импрессионизма в скульптуре. Привожу в ленте работы Паоло Трубецкого из собрания музея.
После окончания своего обучения Эрьзя решил уехать в Италию, где он совершенствовал навыки ваяния и постигал секреты зарубежных мастеров. Молодой скульптор отдал предпочтение редкой технике прямого высекания, при которой мастер вырезает свои фигуры без каких-то предварительных эскизов.
В 1910 году Эрьзя переехал во Францию, где его работы стали приобретать не только частные коллекционеры, но и крупные музеи. После начала Первой мировой войны скульптор вернулся на родину, работал санитаром в военном госпитале. Но после революции он снова покидает Россию, у него не сложились отношения ни с советской властью, ни с авангардистами, представителями одного из основных художественных движений того времени.
Скульптор никогда не был женат, но муз у него было много: француженки, русские и аргентинки, модели, ученицы и авантюристки, любящие, преданные и вероломные, все эти образы воплощал Эрьзя в своем творчестве. И страдания своей неприкаянной души передавал скульптор через женские образы.
Эрьзя отправляется в Аргентину. Никто из местных художников даже не пытался использовать кебрачо, которое называли “чакским железом”, в качестве материала для скульптур. Однажды Эрьзю спросили, каков секрет его творчества. “Нет никакого секрета. Нужно любить природу и всё живое, что она создает. Тогда природа будет вашим соавтором.”
Эрьзя проводил эксперименты по «производству» кебрачо: из золы дерева, прессованных опилок, смешанных с изобретенным им кислотным раствором, он получал твердый древесный материал, ни в чем не уступающий природному, и отливал точные копии своих работ.
Прожив в Аргентине 23 года, скульптор решил вернуться в Советский Союз. “Аргентина – родина кебрачо, а Россия – моя родина,” – сказал скульптор огорченным поклонникам. В ноябре 1946 года через посла СССР М. Г. Сергеева Эрьзя обратился в Совет Министров СССР с просьбой о разрешении вернуться, предложив в дар государству коллекцию скульптур при условии создания его персонального музея в Москве.
Осенью 1947 года Сергеев сообщил, что правительство приняло предложение скульптора. Более 200 произведений и вагон аргентинского дерева привез он в Россию, так как без него уже не представлял своего творчества. Приехав в Москву, он сказал журналистам: “Мне 74 года, но рука моя крепка. Я еще поработаю для своего народа!”
Самая полная коллекция работ Степана Эрьзи хранится у него на родине в Мордовии в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи (г. Саранск). Публикую здесь несколько фото, которые я сделала в этом музее, в т.ч. одной из самых знаменитых работ мастера “Моисей”. И очень рекомендую вам посетить этот прекрасный город с очень хорошей инфраструктурой и великолепным музеем с богатой коллекцией.
А вот работа, которая живет в моем доме (к сожалению, уменьшенная копия ))).
И обещанный лайфхак, как попасть на экскурсию. Записаться на сайте практически не реально, все забронировано заранее. Лучше звонить по телефону в 11.00, т.к. потом все время занято. 8 495 234 06 30
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#МузейСсобрание #СтепанЭрьзя #выставкивМоскве #Шедевральныемаршруты