Найти тему
Марлезонский балет

Роберт Вальзер - писатель, умерший три раза

Нарисовал Ларс Леетару
Нарисовал Ларс Леетару

Писатель умирает три раза. Первый раз, когда он решает или вынужден уйти на пенсию; второй, когда его тело предаётся земле; и третий, когда он забывается, что достаточно часто происходит первым в этой последовательности.

К счастью, для тех писателей, чьи достижения или известность при жизни были недостаточны для посмертного существования, есть и другие способы спасения от забвения. По сей день труп не может быть воскрешен, но дух, идея? Для этого существует мифология.

Но прежде чем приступить к рассказу о мифологизации, давайте немного погрузимся в творчество и биографию Роберта Вальзера.

  • что мы имеем- миф. Вальзер был сумасшедшим писателем, который во время приступов шизофрении начинал писать на карточках бисерным неразборчивым почерком, оставляя скрытые послания, которые были расшифрованы лишь в 80-х годах.Умер в нищете и одиночестве.

Реальность.

Роберт Вальзер был швейцарским поэтом и прозаиком, родившимся в 1878 году. Он считается одним из ведущих представителей сюрреализма и абстракционизма в литературе. Вальзер известен своими экспериментальными стихотворениями и прозой, в которых он играл с языком и визуальными образами. Его работы часто отличались необычной структурой и эстетическими приемами, он был известен своим "бисерным почерком" - мелким, аккуратным и узорчатым шрифтом, который можно было разглядеть только под лупой. Профессор искусства Джон Раскин назвал почерк Роберта Вальзера "гениальным" из-за его уникальной структуры и стиля. Его почерк является одним из самых узнаваемых и уникальных в мире литературы, что делает его работы еще более ценными для коллекционеров искусства. После нервного срыва в 1929 году Вальзер впервые попал в психиатрическую лечебницу в Вальдау, а затем санаторий Херизау в 1933 году, где он перестал писать и провел последние двадцать три года своей жизни в практически полном забвении. Поэт умер в 1956 году в психиатрической клинике (откуда его выпускали на короткие прогулки по городу), где он находился под присмотром после серии нервных срывов. Его работы были вдохновением для многих современных поэтов и писателей, и его влияние ощущается до сегодняшнего дня.

Так как же, забытый больше чем на 90 лет, он вновь возродился? Миф о сумасшедшем писателе был прикреплен к Вальзеру еще при его жизни.

Например, в статье 1929 года Вальтер Беньямин писал, что персонажи Вальзера появились «из безумия и ниоткуда больше», хотя он, вероятно, не знал о личных проблемах Вальзера, не говоря уже о существовании микрошрифтов. Алкоголизма Вальзера и его шаткого психического положения было бы достаточно, чтобы приписать ему психическое расстройство; но несмотря на то, что Вальзер признавался в депрессии, суицидальных мыслях и даже в том, что испытывал слуховые галлюцинации, некоторые исследователи утверждают, что есть веские причины не принимать первоначальный диагноз шизофрении за чистую монету. С точки зрения современной психиатрии, пациент с его симптомами сегодня мог бы быть вылечен лекарствами и психотерапией после относительно короткого пребывания в больнице. Со своей стороны, Вальзер, казалось, был способен смотреть на свою болезнь с некоторой ироничной отстраненностью. Когда друг спросил Вальзера, знает ли он, почему его поместили в психиатрическую лечебницу, тот ответил: «Потому что я не очень хороший эссеист. Я здесь не для того, чтобы писать, а для того, чтобы предаваться сумасшествию».

Что касается микрошрифтов, то да, они необычны, но теорию о том, что крошечный почерк Вальзера был результатом психического заболевания, можно исключить. Получив образование клерка и бухгалтера, Вальзер с юных лет проявлял скрупулезную заботу о красоте своего почерка. В письме 1902 года к своей младшей сестре Фанни заметно, как он пишет более мелким, чем обычно почерком, чтобы «создать идеально симметричный блок текста», а рукопись его первой опубликованной книги содержит 20 разделов почти одинаковой длины. Позже, в последние годы своей жизни в Берлине, во время особенно тяжелого случая писательского кризиса, он обратился к составлению своих текстов карандашом. Так называемый «карандашный метод» 1913 года принципиально не отличался от техники создания микрошрифтов, за исключением того, что в более поздний период Вальзер часто не утруждал себя точными копиями своих текстов. Он писал свои тексты на всем, что попадалось под руку. Всевозможные материалы, на которых он оставлял заметки, его мелкий шрифт и использование подручных средств, вероятно больше связаны с послевоенной нехваткой бумаги и бедностью Вальзера, чем с каким-либо импульсом к накопительству. Заполнение как можно большего количества этих поверхностей для письма в немалой степени превращало необходимость в добродетель.

После похорон Вальзера его друг завладел коробками из-под обуви, в которых находилось более 500 различных обрывков бумаги, среди которых были визитные карточки, платежные ведомости и письма с отказами— все они были покрыты карандашными пометками высотой не более нескольких миллиметров. Эти рукописи были всем, что осталось от последнего периода жизни Вальзера как писателя. Они составляют около 1300 различных текстов: около 80 коротких драматических сцен, 470 стихотворений и 750 прозаических произведений, в том числе 150-страничный роман «Разбойники», который Вальзеру удалось уместить всего на 24 листах рукописи.

Вальзер умер во время одинокой прогулки по снегу на Рождество 1956 года. Хотя поэтом восхищались такие писатели, как Герман Гессе, Курт Тухольский, Роберт Музиль, Франц Кафка и Вальтер Беньямин, он остался неоцененным широкой аудиторией. Сегодня, однако, он считается одним из самых важных писателей ХХ-го века.

-4