В марте мы побывали на фестивале «Триумф джаза»! Это международный джазовый фестиваль, организованный Игорем Бутманом и проходящий в Москве и Питере. «Триумф джаза» длится несколько дней и в этом году прошел уже в 24 раз! Очень странно, что раньше я о нём совсем ничего не слышал. Может, конечно, просто не сильно интересовался джазом, а может и рекламы было маловато..но это не имеет значения, лучше узнать о чем-то поздно, чем никогда!)
В этому году фестиваль длился 6 дней. Один концерт прошел в Туле, затем 4 в Москве и заключительный был в Санкт-Петербурге. Каждый день программа, естественно, была разная. Выступали дети, музыканты из Турции и Азербайджана и даже США! Оказалось, что в один из дней выступает Марк Уитфилд со своим квартетом, за которым я давно следил в инстаграме! Не раздумывая, мы взяли билеты на тот день, где будет он. Очень хотелось посмотреть на американцев в музыке вживую, как они себя ведут, как взаимодействуют друг с другом, чем отличаются от российских и как играют!
Ну и давайте немного расскажу про Уитфилда, чтоб вы понимали, о ком речь! В 87 году он только окончил один из самых престижных музыкальных колледжей Америки «Беркли», а уже через 3 года газета New York Times называет его «лучшим молодым гитаристом в индустрии»! Марк сотрудничал с такими великими музыкантами, как Диззи Гиллеспи, Куинси Джонс, Рэй Чарльз, Херби Хэнкок, Глэдис Найт и Джордж Бенсон - его наставник и учитель. В студийных записях он играл со Стингом, Стивеном Тайлером из Аэросмита, Джоном Майером и другими крутыми музыкантами!
Ну и вот, настал день концерта. Проходил он в московском Доме Музыки в том самом Светлановском зале с огромнейшим органом позади. Очень мне нравится этот зал, он такой красивый и уютный!) И вот на сцену выходят 4 человека: сам Марк, за ним пианист Дэвис Уитфилд , контрабасист Рассел Холл и барабанщик Чарльз Гулд!
Уитфилд всех поприветствовал и начал играть. Сначала была небольшая вступительная импровизация, так сказать, для разогрева. Сразу создалось впечатление, что он целиком погрузился в себя и играл от всего сердца и души, выдавая музыку своих собственных чувств! Наблюдать было очень уж интересно, он часто закрывал глаза, пританцовывал, качал головой в такт, улыбался, в общем, прям кайфовал от процесса настолько, насколько это было возможно! Бóльшую часть времени он играл не в зал, а «обращаясь» к своим музыкантам, подбадривая их, показывая «пальцы вверх», общаясь с ними. Но это не выглядело как-то плохо, будто он совсем забыл про зрителей и ему все равно на них. Наоборот, у играющих была такая общая неразрывная идиллия, которая настолько завораживала, что не хотелось, чтоб они играли, смотря на слушателей, и чтоб вообще все это заканчивалось! С первой до последней секунды выступления у меня перехватило дыхание и я был словно в трансе, словно замороженный, настолько не хотелось отрываться и отводить глаза от сцены!
Позже Марк сказал, что хоть сейчас он и лысый, можно представить, какие у него были волосы раньше, посмотрев на пианиста, ведь тот оказался его сыном!) Волосы у Дэвиса действительно были пушистые и большие, да и вообще были!) Старший Уитфилд очень трепетно относился к нему, пару раз похлопывал по спине, подходил, что-то говорил..да и к остальным участникам тоже, он даже бутылки с водой для всех них расставил!)
Даже не знаю, что сказать про саму игру! Все они были прекрасны, как вместе, так и по отдельности. Контрабас по звучанию был ломким, прям по-настоящему джазовым, пианино очень легким, барабаны качовыми, ну и гитара Марка тоже чудесная!
После перерыва вышел Игорь Бутман со своим оркестром. Он рассказал, что они с Марком хорошие друзья и познакомились в 80-х в Америке на одном из джем-сейшенов. С тех пор тесно и общаются! Все было классно, все хорошо играли, но что-то всё же было не то… Заготовленные шутки, одинаковые костюмы у всех...создалось впечатление, будто это армейский оркестр! Все выглядели одинаково из-за одних и тех же костюмов (будто без своей индивидуальности), кто-то выглядел зажато, кто-то наоборот сидел очень вальяжно, сложа ногу на ногу и смотря на всех как-то предвзято, кто-то смотрел в листы с нотами, кто-то поправлял ботинки..поэтому ощущения всеобщего единства не создалось, к сожалению. Конечно, это же оркестр, скажете вы, что они могут сделать, если предполагается, что они просто сидят на стульях? Что они должны, танцевать? Прыгать? Я понимаю, конечно же, нет, просто не было общего позитивного вайба. Лишь единицы улыбались после хорошего соло друг друга. Музыка была хороша, звучала очень торжественно и празднично, красиво и традиционно, но хотелось больше эмоций!
Бутман со своим оркестром сыграли песни Эми Уайнхаус, Жанны Агузаровой, Буратино и много других широко и не очень известных исполнителей
Какой вывод я могу сделать? Наверное, что когда ты делаешь что-то для себя и искренне живешь этим делом, когда отдаешься ему на 1000% и проживаешь все его частички, тогда тебе не нужно обращаться к народу, он сам тебя заметит и восхитится. А когда наоборот, ты пытаешься ему угодить, сыграть что-то известное, привлечь внимание строгостью и парадной одеждой, то это выглядит немного фальшиво, неискренне и не особо вызывает эмоций, хоть и играешь ты хорошо.
НО! Это лично мое мнение и я не утверждаю, что кто-то хорош, а кто-то плох. Естественно музыканты и их музыка будет различаться, у нас разные запросы от публики, их знания и требования, развитие даже, наверное, менталитет. Просто хотел поделиться именно своим впечатлением и рассказать о таком классном мероприятии! Спасибо Игорю Бутману за развитие такого потрясающего жанра у нас в стране, за создание этого и других прекрасных фестивалей, за возможность услышать музыкантов из разных категорий и стран! Теперь и вы знаете, что существует такой фестиваль и можете следить за новостями и сходить в следующем году!)
А вот парочка видео для вас с концерта!